Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПОРТФОЛИО по истории психологии - готовое.docx
Скачиваний:
114
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
107.1 Кб
Скачать

П.А.Мясоед. Психология в аспекте типов научной рациональности //Вопросы психологии.2004, № 6- с.3.

Утверждается, что революционные изменения в психологическом, как и естественнонаучном, знании наступают во время переходов от классической к неклассической и постнеклассической рациональности.

Следует найти основание, которое позволило бы показать закономерный характер теоретических поисков в психологии - цельнашего исследования.Гипотезой- предположение о существовании некой общей проблемы психологии, которую не может обойти ни одна теория этой дисциплины. В работах, посвященных методологическим вопросам психологии, такаяпроблемане представлена. Есть психофизическая проблема, психофизиологическая, психобиологическая, психогенетическая, психосоциальная. Проблем много, но общей, которая бы охватывала содержание названных, нет. Эти проблемы имеют общий знаменатель — оппозицию «внутреннее» — «внешнее».

Предлагаемый подход сопоставим с принципом анализа естественнонаучного знания — по стратегии поисков, которые эволюционируют в зависимости от типа научной рациональности, тем более, что принципиальной разницы между естественнонаучным и психологическим знанием, по А. В.Юревичу, нет.

Задача статьи состоит в поиске ответов на вопросы, которые конкретизируют поставленную выше цель. Решение задачи иллюстрируется на примере анализа теорий отечественной психологии.

КЛАССИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ

Классическую рациональность обычно связывают с именем Р. Декарта. Философ фиксирует противоположность мыслительной и телесной субстанций, т. е. делит мир на познающего-субъекта и познаваемый объект.

По Сеченову, любое психическое явление строится по образцу и подобию рефлекса: начинается с внешнего воздействия, заканчивается действием, неразрывно связано с мышечными движениями.

И. М.Сеченов, отмечает М. Г.Ярошевский, был верен убеждению, что «живое тело не творит из себя сил, но черпает их извне». А это уже гносеология. Ученый «штурмует дуализм», но со стороны материализма.

Сеченов мыслит классически, но с самого начала обращается к логическим основаниям психологии и находит проблему, способ решения которой превращает ее в науку «о душе». Ученый разрабатывает программу научной психологии и, как и Р. Декарт, предлагает принцип, позволяющий снять оппозицию «внутреннего» и «внешнего», причем, уже в отличие от Р. Декарта, на единой, монистической основе. И. М.Сеченов делает революционный шаг по направлению к неклассической психологии.

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ

М. К.Мамардашвили отмечает, что актом наблюдения субъект вмешивается в объект и этим его изменяет. «Принцип наблюдения» не действует, значит, нет и наперед данного закона, который бы воспроизводил сущность объекта. Напротив, действует «принцип необратимости»: наблюдателю не дано знать, каким был объект до наблюдения. Субъект и объект находятся в пределах одного и того же — «артефактного» мира. Оснований для классического разграничения «внутреннего» и «внешнего» нет.

Н. Н.Вересов говорит о том, что неклассической в психологии является теория, автор которой производит теоретическую рефлексию над логическим основанием знания и предлагает монистический принцип преодоления оппозиции «внутреннего» и «внешнего».

У Л. С.Выготского есть монистическое основание теории, и монистический принцип решения основной проблемы психологии. Есть не законченные, но примечательные поиски. Проблема выступает «психосоциальной» проекцией, но ее решение распространяется и на «психофизиологическую». «Внутреннее» и «внешнее» предстают сторонами единого мира. Решение достигается за счет монизма «сверху донизу». Способ решения — такой же, как и у И. М.Сеченова: от «внешнего» к «внутреннему». Но «внешнее» — социальное. Получается, что социальное накладывается на психическое и преобразовывает его.

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ

В. С.Степин пишет о вызванном научными революциями переходе от классической к неклассической и, далее, к постнеклассической рациональности. Первая элиминирует все, что касается субъекта познания, вторая учитывает зависимость знания от средств его приобретения, третья имеет дело со сверхсложными, «саморазвивающимися» объектами, которые исследуются междисциплинарно, с учетом социальных, культурных, ценностных контекстов. На этапе постнеклассической рациональности происходит сближение естествознания и гуманитарных наук, мысли Запада и Востока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении веков психология решает проблему «внутреннего — внешнего». Проблема фиксирует необходимость соотнесения «двух миров» — психического и непсихического, явно или неявно присутствует в любой теории психологии и, очевидно, является основной проблемой этой дисциплины. Становление психологического знания, в общем, сопоставимо со становлением (по В. С.Степину) естественнонаучного. Психология обладает теориями, которые знаменуют собой революционные переходы от классического к неклассическому и постнеклассическому типу научной рациональности. Как и естествоиспытатели, члены психологического сообщества демонстрируют стили теоретизирования, основанные на тех или иных типах рациональности.

Классический стиль теоретизирования исходит из противопоставления психического и непсихического. Основная проблема психологии находит решение на основе непротиворечивого соотнесения друг с другом членов оппозиции «внутреннее — внешнее». При этом она предстает не своим сущностным, охватываемым граничными категориями психологии, содержанием, а проекциями этого содержания — традиционными проблемами психологии (психофизической, психофизиологической, психосоциальной и др.). Способ решения соответствует концепции «раздвоенного мира» Р. Декарта. Психологию и естествознание объединяет гносеология.

Неклассический стиль теоретизирования демонстрирует Л. С.Выготский: осуществляет рефлексию над гносеологическими основаниями психологии и ищет «клеточку» построения теории психического.

Постнеклассический стиль теоретизирования в психологии — еще одно тому свидетельство. В. А.Роменец воплощает его в теории, которую создает на почве концепции С. Л.Рубинштейна о «самопознаваемом в лице человека мире». Выдвигается идея «большого монизма Вселенной». Граница между «внутренним» и «внешним» снимается в пределах мира.