Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСТОРИЯ ПЕЧАТЬ 2014.doc
Скачиваний:
258
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
986.62 Кб
Скачать

3. Дарвиновская теория эволюции

И ламаркизм, и катастрофизм, и униформизм – гипотезы, которые выступали необходимыми звеньями в цепи развития предпосылок теории естественного отбора, промежуточными формами конкретизации идеи эволюции. Эмпирические предпосылки эволюционной теории порождались всем ходом развития палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, систематики, физиологии, биогеографии и других наук во второй половине XVIII века.

Дарвин опирался на колоссальный эмпирический материал, собранный как предшественниками, так и им самим в ходе его путешествий, прежде всего кругосветного путешествия на корабле «Бигль». Основные эмпирические обобщения, наталкивающие на идею эволюции органических форм, приведены Дарвином в работе «Происхождение видов» (1859).

Дарвин считал, что непосредственно связывать наследственность, изменчивость и приспособляемость нельзя. В цепь наследственность – изменчивость Дарвин вводит два понятия, которые принципиально отличают дарвиновкую теорию эволюции от недарвиновских. Именно эти понятия и легли в основу синтетической теории эволюции.

Первое понятие – «борьба за существование», которое отражает следующие факты:

1. каждый вид производит больше особей, чем их выживает до взрослого состояния;

2. среднее количество взрослых особей находится примерно на одном уровне;

3. каждая особь в течение своей жизнедеятельности вступает в множество отношений с биотическими и абиотическими факторами среды.

Дарвин разграничивает два вида изменчивости – определенная и неопределенная.

Определенная изменчивость (в современной терминологии – адаптивная модификация) – способность всех особей одного и того же вида в определенных условиях внешней среды одинаковым образом реагировать на эти условия (климат, пищу и т.д.). По современным представлениям адаптивные модификации не наследуются и потому не могут поставлять материал для органической эволюции. Дарвин допускал, что определенная изменчивость в некоторых исключительных случаях может такой материал поставлять.

Неопределенная изменчивость (в современной терминологии – мутация) предполагает существование изменений в организме, которые происходят в самых различных направлениях. Неопределенная изменчивость в отличие от определенной носит наследственный характер, и не значительные отличия в первом поколении усиливаются в последующих. Неопределенная изменчивость опосредовано связана с изменениями окружающей среды. Дарвин подчеркивал, что решающую роль в эволюции играют именно неопределенные изменения. Неопределенная изменчивость связана обычно с вредными и нейтральными мутациями, но возможны и такие мутации, которые в определенных условиях оказываются перспективными, способствуют органическому прогрессу.

Второе понятие – «естественный отбор» как механизм, который позволяет выбраковывать ненужные формы и образовывать новые виды. Прямых доказательств естественного отбора у Дарвина не было. Вывод о существовании естественного отбора он делал по аналогии с отбором искусственным. Тезис о естественном отборе является ведущим принципом дарвиновской теории, который позволяет разграничить дарвиновские и недарвиновские трактовки эволюционного происхождения.

Таким образом, теория эволюции Дарвина опирается на следующие принципы:

  1. борьбы за существование;

  2. наследственности и изменчивости;

  3. естественного отбора.

Эти принципы стали основанием современной биологии. Вся научная биология была в дальнейшем подстроена под эти принципы, поэтому современному образованному человеку очень сложно допустить другие подходы к объяснению эволюционных процессов, хотя их достаточно много и с года в год их количество растет.

Считается, что Ч.Дарвин довел до завершения процесс поиска способов конкретизации идеи эволюции, создал первую фундаментальную теорию в биологии – теорию естественно отбора и заложил основания научного познания исторического аспекта органических систем, но насколько верным путем пошли биологи XIX-XX вв. – решит поколение XXI века.