Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
08-09-2014_13-11-12 / Социальная антрополония - Титов Е.В., ГФ. - копия_1.docx
Скачиваний:
132
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
179 Кб
Скачать

Креационизм

Самой первой концепцией надо считать религиозно-мифологическое учение о происхождение человека, которое подразделяется на языческую и христианскую традиции. В основе языче­ства лежит миф, в основе христианства — доктрина и канон. Проблему сотворения человека не обошли вниманием многие религии мира, в которых создавались на этот сюжет много­численные мифы, их называют «антропогеничными». В мифах человека создают – боги-демиурги из наиболее доступного материала — глины (подобные взгляды бытовали у шумеров, египтян, греков, семитов) или других материалов.

Современные сторонники креационизма находят все новые доказательства, а противники — все но­вые опровержения божественному происхождению человека. Сегодня эта проблема активно разрабатывается в рамках христианской антропологии, которая согласна с вполне материальным, физическим сотворением тела, но настаивает на духовном, божественном происхождении души человека.

Эволюционизм

К середине XVIII в. вера в то, что мир и все живое созданы Богом, была поколеблена новыми открытиями. Множились факты, которые нельзя было объяснить, исходя из религиозных воззрений.

Впервые вопрос о механизме возникновения человека был поставлен автором известной эволюционной теории Ж.-Б. Ламарком (1744—1829) в книге «Философия зоологии» (1809). Ламарк первым разделил проблему на две части: происхождение физического тела в результате эволюции и появление богоподобного разума. Ламарк привел ряд доказательств эволюции в мире животных и растений, утверждая, что все современные организмы произошли от древних путем эволюции. Он допускал, что сам человек развился на протяжении времени из обезьяны.

В XVIII в. знаменитый шведский естествоиспытатель К. Линней (1707—1778), создатель современной классификации растений и животных, стал первым ученым, который отнес человека и обезьяну к одной группе животных — приматам. Правда, записывает его отдельной строкой — как особый род людей (Homo) с одним видом «человека разумного» (Homo sapiens) рядом с человекообразными обезьянами.

К началу XIX в. накопились гораздо более полные сведения о людях, фауне и флоре разных стран мира. Благодаря исследованиям Ж. Кювье (1769-1832) и Ч. Лайеля (1797-1875) существенно расширились представления об ископаемых животных.

В XVIII — первой половине XIX в. археологи, палеонтологи, эт­нографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследо­вания французского археолога Б. де Перта. В 1840—1850-х гг. он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобыт­ный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти откры­тия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 1860-е гг. идеи Б. де Перта признали в науке.

В 1871 г. вышла в свет книга Ч. Дарвина (1809—1882) «Происхождение че­ловека и половой подбор». Так в конце XIX в. появилась новая научная теория, утверждавшая, что человек произо­шел от обезьяны путем очень длительной эволюции, борьбы за существование, выживания сильнейших особей и видов, наследо­вания лучших черт от своих родителей, успешной адаптации к изменяющимся условиям, зарождения трудовых, мыслительных и речевых навыков. По предположению Ч. Дарвина, в процессе внутривидового размножения у отдельных особей по­являются новые качества, в результате чего некоторые из предста­вителей вида получают преимущество перед другими и имеют больше шансов выжить в данной среде обитания. Поэтому приобретенные ими качества закрепляются и передаются их потом­кам.

Дарвин обосновал свою точку зрения с помощью сравнительно-эволюционного метода. Современные достижения подтверж­дают обоснованность заключения Дарвина о том, что «существует чрезвычайно близкое сходство в общем строении тела, микроскопи­ческом устройстве тканей, химическом составе и конституции меж­ду человеком и высшими животными, в особенности человекообраз­ными обезьянами». Современная наука подтверждает и положение Дарвина о перестройке способа передвижения предков человека. Переход к прямохождению, как считается, предшествовал развитию кисти и головного мозга, а затем возникновению речи и мышления.

В конце XIX в. знаменитый исследователь тропической при­роды А. Уоллес (1823—1913) развил теорию отбора независимо от Дарвина и одновременно с ним, но поставил его трактовку под сомнение. Он указал, что человеку присущи такие качества, которые не могли возникнуть в процессе естест­венного отбора и вовсе не были решающими в биологической жизни вида. Уоллес провозгласил, что «мыслитель­ный инструмент» (мозг человека) возник в результате потребностей его обладате­ля, и предполагал «вмешательство высшего разумного существа».

Среди страстных приверженцев Ч. Дарвина был известный не­мецкий ученый Э. Геккель (1834—1919), профессор Иенского уни­верситета. В своей книге «Естественная история мироздания» он дал полное, хотя и основанное на предположениях родослов­ное древо человека и научно аргументировал с точки зрения эво­люции существование переходной формы между человекообраз­ными обезьянами и человеком – Pithecanthropus. Э. Геккель сформулировал знаменитый «основной биогенети­ческий закон», согласно которому каждый человек в своем инди­видуальном развитии повторяет в сжатом виде весь путь станов­ления человечества. Он построил схему эволюции человека, со­стоящую из 22 стадий. Но постепенно стало выясняться, что почти ни одна из них не соответствует действительности.