Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методическое пособие.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
11.04.2024
Размер:
326.66 Кб
Скачать

2.4 Закономерности межорганных внутрисистемных отношений при анафилактическом шоке

В условиях анафилактического шока легкой степени тяжести повышается функциональная активность крупно- и мелкоклеточных ядер гипоталамуса. Незначительное уменьшение содержания НСВ в срединном возвышении и ЗДГ сопровождается гиперемией этих отделов ГАПЭЖ. Вероятно, рост продукции нейрогормонов равномерно компенсирует выведение их транс- и парааденогипофизарным путями. Признаки активного функционирования эндокриноцитов передней доли гипофиза (увеличение размеров ядрышек и появление множества секреторных гранул, заполняющих цитоплазму) сочетаются с морфологическими и гистохимическими критериями активации секреторных процессов в коре надпочечников и щитовидной железе.

На высоте развития анафилактического шока средней степени тяжести отмечается рост функциональной активности СХ и ВМ. Гипоталамо-гипофизарная нейросекреторная система находится в состоянии напряженного функционирования: увеличение количества наиболее активных светлоокрашивающихся клеток, рост суммарного содержания нуклеиновых кислот в секреторных нейронах СО и ПВ указывает на усиление продукции нейропептидов. Но этого оказывается недостаточно для компенсации их активного выброса в общий кровоток, что проявляется уменьшением содержания НСВ ЗДГ. Накопление его в зоне гипоталамо-гипофизарного тракта срединного возвышения, а также спадение капилляров наружной зоны исключают поступление нонапептидных нейрогормонов в сосуды портальной системы. Это способствует снижению интенсивности биосинтетических процессов в соматотропоцитах и тиротропоцитах, что подтверждается результатами морфометрического (уменьшение объемов ядер и ядрышек) и электронномикроскопического исследования (небольшое число секреторных гранул, неравномерно распределенных по цитоплазме, узкие канальцы эндоплазматической сети, редукция крист митохондрий). В то же время в щитовидной железе выявляются признаки активизации секреторных процессов. Видимо, в условиях анафилаксии средней степени тяжести железа оказывается под регулирующим влиянием нонапептидных нейрогормонов, обладающих прямым тиреостимулирующим эффектом [Красновская И.А., 1989; Дитятева Г.В. и др., 1990]. Несмотря на ультраструктурные признаки повышения секреторной активности кортикотропоцитов морфофункциональные сдвиги в коре надпочечников отсутствуют. Угнетение гормональной функции органа связано с его аллергической альтерацией [Пыцкий В.И.и др., 1999], на что указывают проявления дискомплексации и дегенерации корковых эндокриноцитов.

У животных, переживающих тяжелый анафилактический шок, преобладающее торможение секреторных процессов в крупноклеточных ядрах гипоталамуса сопровождается накоплением НСВ в зоне гипоталамо-гипофизарного тракта срединного возвышения и в ЗДГ. Поскольку большинство капилляров этих отделов гипоталамо-гипофизарной нейросекреторной системы спавшиеся и запустевшие, а часть – расширены с признаками стаза, видимо происходит блокирование выделения нейрогормонов в портальные сосуды и общий кровоток. Увеличение объема ядрышек тиреотропных эндокриноцитов, а также их ультраструктурная организация (расположение секреторных гранул вблизи цитолеммы, большое количество рибосом фиксированных на цистернах эндоплазматической сети, многочисленные округлые митохондрии с частыми поперечными кристами, окружающие комплекс Гольджи) указывают на высокий уровень биосинтетических процессов и рост тиреотропной функции аденогипофиза. Однако в щитовидной железе на фоне выраженного снижения морфофункциональной активности доминируют признаки повреждения всех структурных элементов: альтеративные изменения сосудов, периваскулярные и интерстициальные отеки, структурные нарушения фолликулов. Cтруктурная организация кортикотропоцитов указывает на усиление продукции соответствующего гормона. В надпочечниках же преобладают деструктивные изменения. Увеличение их массы можно объяснить полнокровием и отеком органа, не связывая с повышением его функции. Увеличение ядер сохранившихся корковых эндокриноцитов клубочковой и пучковой зон направлено на компенсацию секреторной деятельности некротизированных. Однако рост уровня II – ОКС в плазме крови в большей степени связан со снижением метаболизма кортизола в печени животных, находяшихся в состоянии шока [Пыцкий В.И., 1969].

Таким образом, при анафилаксии легкой степени тяжести система ГАПЭЖ характеризуется высоким уровнем функционирования. Изменения в ее звеньях ограничиваются морфофункциональными сдвигами, направленными на реализацию приспособительных реакций организма. Средняя и тяжелая формы экспериментальной анафилаксии развиваются на фоне выраженной рассогласованности внутрисистемного взаимодействия, сочетающейся с деструктивными изменениями как в центральных, так и в периферических ее звеньях. Возникают так называемые дизрегуляторные нарушения. При этом физиологическая система, обеспечивающая поддержание гомеостаза, приобретает признаки патологической, основным критерием которой является дизадаптационное и даже патогенное значение для организма [Крыжановский Г.Н., 2001].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленные материалы расширяют представления об участии системы ГАПЭЖ в иммуно-аллергическом процессе, указывают, что, влияя на его течение, она становится объектом повреждения. Возникающие дизрегуляторные нарушения в условиях единой интеграционной системы способствуют не только дальнейшему развитию патологического процесса, но и формированию в последствие как нервной, так эндокринной и иммунной патологии. Это обстоятельство может служить морфологическим обоснованием клинических наблюдений развития эндокринной дисфункции у страдающих аллергическими заболеваниями. Приведенные данные необходимо учитывать при прогнозировании и лечении анафилаксии. Они могут быть использованы в работе патологоанатомических отделений и бюро судебно-медицинской экспертизы в качестве дополнительных критериев при посмертной диагностике анафилактического шока и определения тяжести его течения. Кроме того, полученные результаты рекомендуется использовать в учебном процессе на кафедрах патологической анатомии, патологической физиологии и гистологии медицинских ВУЗов, в исследовательской работе лабораторий, занимающихся вопросами эндокринологии, аллергологии.