Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1 курс / Психология / Онкопсихология_для_врачей_онкологов_и_медицинских_психологов_Руководство

.pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
3.54 Mб
Скачать

ГЛАВА 15 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

ОНКОПСИХОЛОГИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Семиглазова Т.Ю., Чулкова В.А., Вагайцева М.В., Пестерева Е.В., Кондратьева К.О., Караваева Т.А., Крылова О.А., Семиглазов В.В., Донских Р.В., Карицкий А.П., Щербаков А.М., Беляев А.М.

Совершенствование методов диагностики онкологических заболеваний, использование высокотехнологичных методов их лечения, применение новых форм лекарственных препаратов создают предпосылки для увеличения продолжительности жизни больных злокачественными новообразованиями. В этой связи вопросы качества жизни онкологических пациентов становятся чрезвычайно актуальными, так как качество жизни больного в процессе лечения и после него является одним из факторов эффективности терапии [3]. В комплексном лечении в качестве необходимого компонента должна быть представлена и реабилитация онкологических больных. Определение роли каждого специалиста в процессе реабилитации конкретного пациента в зависимости от осуществляемой им профессиональной деятельности соответствует биопсихосоциальному подходу в реабилитации онкологических больных. При этом психологическая реабилитация является неотъемлемой частью реабилитации онкологического больного. Она лежит в основе и самого процесса лечения, и специализированных видов реабилитации и представляет собой, в первую очередь, восстановление душевного баланса, которое нарушено заболеванием [2].

Ситуация онкологического заболевания не проходит бесследно ни для одного пациента и, практически, ни для одной семьи, имеющей онкологического больного. Угрожающее жизни заболевание сопровождается чувством утраты контроля над ситуацией и жизнью в целом. Характерными для них являются сверхсильные и мучительные переживания, вызванные неожиданностью и фатальностью заболевания, страхом смерти,

311

неопределенностью, крушением представлений о будущем, необходимостью подвергнуться длительному и тяжелому лечению, чувством одиночества. Переживания больного в ситуации онкологического заболевания создают угрозу его психической травматизации, следствием которой у пациента может возникнуть та или иная форма нарушения адаптации [7].

Справиться с возникшими психологическими проблемами онкологическому больному без квалифицированной помощи и поддержки трудно, и с течением времени эти проблемы не только не разрешаются, а нередко даже усугубляются. Своевременная и адекватная психологическая помощь может улучшить качество жизни онкологического больного, и, как показывают многочисленные исследования, существенно повлиять на эффективность проводимого комбинированного противоопухолевого лечения.

Вышесказанное повысило интерес медицинского сообщества и общества в целом к психологической составляющей онкологических заболеваний. Понимание значения личности самого онкологического пациента в лечении и реабилитации способствовало развитию онкопсихологии, которая изучает психологические последствия онкологических заболеваний и, тем самым, расширяет возможности психологической реабилитации онкологических больных.

Если в прошлом веке в нашей стране психологические исследования онкологических больных и профессиональная психологическая помощь им встречались достаточно редко, то уже в начале этого века ситуация начала меняться: в штате онкологических учреждений стали появляться медицинские психологи и психотерапевты и создаваться кабинеты онкопсихологов. Как и в любом новом виде деятельности у специалистов возникают вопросы, как лучше организовать работу, как определить тех пациентов, которые более всего нуждаются в психологической помощи.

В этом отношении мы можем поделиться опытом, накопленным в НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова, в котором много лет проводилось

312

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по онкологии сайта https://meduniver.com/

психологическое консультирование онкологических больных, но оно не носило характера систематичности, и только организация психологической службы в Институте позволила более эффективно и многопланово осуществлять этот вид помощи.

Представляет интерес проведение в 2016 году в НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова исследование уровня эмоционального напряжения пациентов, находящихся на этапах диагностики и госпитализации в стационар с целью выделения групп онкологических больных, наиболее нуждающихся в психологической помощи [1]. Следующий этап исследования включал в себя прицельное изучение содержания эмоционального напряжения у «лидирующих» по этому показателю групп больных.

Следует заметить, что психологические исследования онкологических больных, проведенные ранее, указывают на то, что наиболее тяжелыми для пациента являются этапы диагностики и госпитализации в клинику [4, 7]. В это время происходит информирование его о злокачественном заболевании и необходимости подвергнуться длительному, мучительному и порой калечащему лечению. Резкое изменение в жизни человека, крушение жизненных планов, разрушение его относительно безопасной картины мира сопровождается сильными негативными переживаниями больного, вызывающими у него состояние чрезвычайного эмоционального напряжения. Как свидетельствуют исследования и наш опыт, этот период очень важен для дальнейшей психологической адаптации пациента [4, 7]. Мировой стандарт оказания психологической помощи в онкологии включает в себя психологическое сопровождение пациентов [5]. Одной из форм такого сопровождения является экстренная профессиональная психологическая помощь больному.

Основой исследования является методика самооценки дистресса Международного общества психосоциальной онкологии (IPOS): на вертикальной шкале, выполненной в виде условного «градусника», пациенты самостоятельно отмечают субъективно оцениваемый ими уровень своего

313

дистресса в связи с онкологическим заболеванием и изменениями, связанными с заболеванием. Максимальный уровень оценки равен восьми, минимальный равен нулю [8]. В модифицированной нами методике самооценки дистресса термин «дистресс» заменен термином «переживание», который показался более соответствующим нашему подходу и исследованию. В нашем варианте больные должны оценить уровень своих переживаний, связанных с болезнью, лечением и изменениями в жизни в связи с ними. Показатели от 1 до 6 баллов признаются относительно нормативными в ситуации лечения онкологического заболевания. Данные с нормативными показателями также подлежат анализу (приложение 6). Обработано всего 4113 бланков пациентов, из них 2113 бланков в консультативно-диагностическом отделении и 2000 при госпитализации в стационар. В ходе исследования сопоставляются данные между группами пациентов, разделенных по признакам: амбулаторное или стационарное лечение, различные локализации, этапы заболевания, а также демографические признаки.

Как показало проведенное исследование, и на диагностическом этапе, и на этапе госпитализации в стационар, наибольшее число пациентов, оценивающих свои переживания, связанные с болезнью, лечением и изменениями в жизни в связи с ними, – это больные раком молочной железы (РМЖ). Иначе говоря, больные РМЖ более других больных нуждаются в психологической помощи.

Результаты исследования эмоционального напряжения у пациентов консультативно-диагностического отделения

Результаты анализа данных, собранных среди амбулаторных пациентов, отражают следующую тенденцию: вненормативный уровень переживаний в связи с болезнью отмечают у себя 41% пациентов (средний возраст описываемой подгруппы 54,4 года). При этом мужчин в данной группе 28% (57,8 года), а женщин – 72% (53 года).

314

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по онкологии сайта https://meduniver.com/

Распределение пациентов по возрасту показало, что 18% пациентов находятся в возрасте 19-40 лет, 44% – 41-60 лет, 25% – 61-70 лет и 13% пациентов старше 71 года.

Процентное соотношение осознающих собственное эмоциональное напряжение и вытесняющих его среди мужчин – 66% (56,8 года) и 34% (59,8 года), среди женщин – 77% (53 года) и 23% (52,8 года).

Процентное соотношение амбулаторных пациентов, отмечающих на шкале самооценки уровень переживаний вне нормы, по нозологиям распределяется следующим образом: молочная железа – 22%, гинекология – 18%, урология – 16%, неуточненные диагнозы – 13%, желудочно-кишечный тракт – 11%, легкие – 7%, соединительная ткань и кожа по 5%, кости – 3%.

Результаты исследования эмоционального напряжения у пациентов, госпитализированных в стационар

Результаты анализа обработанных бланков, заполненных пациентами при поступлении в стационар, позволяют говорить о следующей, характерной также и для больных амбулаторно-диагностического отделения, тенденции: 44% пациентов при поступлении в стационар указывают на уровень переживаний вне нормы. Из них 34% больных признают высочайший уровень своих переживаний в связи с болезнью, а 10% пациентов полностью отрицают свои переживания по поводу болезни.

В группе больных с вненормативным уровнем переживаний 24% выборки составляют мужчины и 76% – женщины. При этом, в группе мужчин высокий уровень переживаний отмечают 60% и отрицают какиелибо переживания 40% больных. Средний возраст мужчин с вненормативным уровнем переживаний при поступлении в стационар 54,7 лет. В группе женщин высокий уровень переживаний при поступлении на лечение отмечают 82% больных и 18% пациенток отмечают нулевой показатель переживаний. Средний возраст женщин в данной группе 51,7 лет.

315

Анализ распределения данных по отделениям стационара показал, что из тех пациентов, которые отмечают вненормативный уровень переживаний, 21% поступает на отделение опухолей молочной железы, 16% – на отделение гинекологии, 10% – на отделение опухолей головы и шеи, 9% – на радиологическое отделение, по 8% – на отделения химиотерапии, торакальной хирургии и урологии, 7% – на отделение абдоминальной хирургии, 6% – на отделение высокодозной химиотерапии и 5% пациентов испытывают вненормативный уровень переживаний при поступлении в стационар отделения общей онкологии.

Данные исследования уровня переживаний пациентов дневного стационара и родителей пациентов детского отделения с вышеуказанными данными не сопоставлялись.

Таким образом, результаты исследования эмоционального напряжения у пациентов амбулатории и стационара выявили общую тенденцию: для более 40% онкологических пациентов, обратившихся за медицинской помощью в НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова, характерен вне нормы уровень переживаний, связанных с болезнью, лечением и изменениями в жизни в связи с ними. При этом мужчины реже женщин признают высокий уровень напряжения и чаще слабо дифференцируют свое эмоциональное состояние, либо вытесняют его. Такие данные соответствуют данным мировых исследований в психологии.

Обращает на себя внимание возрастное соотношение пациентов. Большинство из них находятся в продуктивном возрасте, подразумевающем активное взаимодействие в семье и на работе. Принято считать, что эмоциональное напряжение является существенным фактором индукции в межличностном общении. Иными словами, эмоциональное напряжение пациента оказывает существенное влияние на его ближайшее окружение и может способствовать мифологизации рака, снижать эффективность профилактических мероприятий в области онкологии.

316

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по онкологии сайта https://meduniver.com/

Проведенное исследование уровня эмоционального напряжения пациентов позволяет плодотворно решать три задачи в работе психологической службы НИИ онкологии имени Н.Н. Петрова – изучить общую ситуацию эмоционального напряжения онкологических пациентов, оказать экстренную психологическую помощь тем пациентам, которые в ней остро нуждаются, а также упрочить профессиональную взаимосвязь врачаонколога и медицинского психолога.

Наблюдения показывают, что экстренная психологическая помощь на отделениях позволяет в достаточной степени снизить эмоциональное напряжение пациентов.

Форма работы в режиме экстренной помощи подразумевает первичную диагностическую клинико-психологическую беседу с пациентом в стационаре и при необходимости направление пациента на прием к медицинскому психологу в госпитальный период, либо направление пациента на прием к врачу-психотерапевту. Часть пациентов, в первичной беседе отмечает спонтанное снижение эмоционального напряжения в процессе принятия активного лечения после беседы с лечащим врачом.

Следует учитывать, что большинство пациентов Института составляют приезжие из других регионов. Для жителей Санкт-Петербурга предусмотрена возможность амбулаторного пролонгированного психологического сопровождения, тогда как для иногородних пациентов краткосрочное психологическое сопровождение в Институте становится уникальным шансом получения подобной помощи, так как по месту жительства они не имеют возможности получить психологическую помощь.

Плановое психологическое сопровождение пациента может проходить индивидуально или в группе. В основном группа психологической помощи носит открытый характер, что обусловлено особенностями периода активного лечения.

Вместе с тем, существует и определенное противоречие между необходимостью получить профессиональную психологическую помощь и

317

реальной готовностью обратиться за этой помощью. Это противоречие вполне закономерно и отражает существующие в настоящее время установки и мифы в нашем обществе относительно профессиональной психологической помощи, которые необходимо терпеливо преодолевать.

Онкопсихология как направление клинической/медицинской психологии в своем содержательном аспекте соприкасается с социальной, возрастной, семейной и другими видами психологических дисциплин, безусловно присутствующих в кризисной и экстремальной ситуациях онкологического заболевания.

Это обстоятельство необходимо учитывать как при планировании научных исследований в области онкопсихологии, так и при оказании профессиональной психологической помощи онкологическим пациентам. И это же обстоятельство повышает требования к подготовке специалистовонкопсихологов. Нередко онкопсихологами становятся психологи, не прошедшие подготовку по клинической психологии и онкопсихологии, что создает немало трудностей для них самих и может сказываться на эффективности их работы.

В настоящее время смысл и дальнейшее развитие онкопсихологии видится в создании системы, включающей три элемента, которые взаимосвязаны и организационно скоординированы [6]: научные исследования в области онкопсихологии; профессиональное обучение клинических/медицинских психологов, врачей-онкологов и медсестер; профессиональная психологическая помощь пациентам и их родственникам. Приоритетным в этой системе является элемент профессиональной психологической помощи пациентам и их родственникам, который основывается на первых двух элементах, а научные исследования в области онкопсихологии служат базовыми как для профессионального обучения клинических/медицинских психологов, врачей-онкологов и медсестер, так и для психологической помощи пациентам и их родственникам.

318

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по онкологии сайта https://meduniver.com/

Литература:

1.Вагайцева М.В., Чулкова В.А., Семиглазова Т.Ю., Карицкий А.П. Скрининговое исследование уровня психоэмоционального напряжения онкологических больных в ФБГУ «НИИ онкологии им. Н.Н.Петрова» МЗ РФ // Злокачественные опухоли. – 2016. – № 4, спецвыпуск 1.- С. 271-272.

2.Карицкий А.П., Чулкова В.А., Пестерева Е.В., Семиглазова Т.Ю. Реабилитация онкологического больного как основа повышения качества его жизни // Вопросы онкологии. -2015. – Т.61, № 2. – С. 180184.

3.Семиглазова Т.Ю., Семиглазов В.В., Филатова Л.В. и др. Качество жизни – важный критерий эффективности таргетной терапии метастатического поражения скелета при раке молочной железы // Опухоли женской репродуктивной системы. 2013; 1–2: 17–22.

4.Семиглазова Т.Ю., Ткаченко Г.А., Чулкова В.А. Психологические аспекты лечения онкологических больных //Злокачественные опухоли.

– 2016. – № 4, спецвыпуск 1. – С. 54-58.

5.Холланд Дж., М. Ватсон М. Новый международный стандарт качества ухода за пациентами с онкологическими заболеваниями Международного общества психо-онкологии (IPOS): интеграция психо-социального аспекта в ежедневный уход // Материалы Международной школы психо-социальной онкологии «Психосоциальный подход в клинической онкологии: от науки к практике».

Москва, 8 – 10 апреля 2013 г. Москва. – 2013. – С. 8 – 14).

6.Чулкова В.А. О месте онкопсихологии в структуре психологических наук // Сб. тез. «IV Всероссийский съезд онкопсихологов», 23-24 августа 2012, Москва. С. 8-10.

7.Чулкова В.А., Пестерева Е.В. Заболевание с витальной угрозой: и экстремальная ситуация, и психологический кризис // Учебник «Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия» под ред. д. психол. н. Н.С. Хрусталевой – Глава 5. – СПб.: Из-во СПбГУ.-2014. – С. 223 – 271.

8.http://www.ipos-society.org/

319

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ Адаптация – процесс, позволяющий устанавливать оптимальные отношения

с окружающей средой и, вместе с тем, удовлетворять актуальные потребности личности, не нарушая адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Архетип – универсальные базовые врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.

Аутентичность (от греч. αὐθεντικός – подлинность) – относится к правильности начал, свойств, взглядов, чувств, намерений; искренности, преданности.

Аффект (лат. affectus – страсть, душевное волнение) – эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов Витальная тоска – болезненное состояние, проявляющееся сниженным настроением, ощущением душевной боли у пациентов с депрессиями, которая воспринимается как идентичная физической и локализуется чаще всего в области груди и сердца.

Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса требованиям новой социальной ситуации.

Диссомнические нарушения – различные нарушения сна,

характеризующиеся изменением его продолжительности, глубины, качества, нарушением ритма пробуждения и засыпания, преимущественно проявляющиеся бессонницей или гиперсомнией, как преобладающим симптомом.

320

Рекомендовано к покупке и прочтению разделом по онкологии сайта https://meduniver.com/