901
.pdfНиколай Яковлевич Коротаев (1898-1974). Фотография из фондов кафедры почвоведения Пермского ГАТУ
Постепенно почвенно-химические лаборатории факультета стала оснащаться оборудованием и приборами.
Почвенно-химическая лаборатория. 1926 г. Фотография из фондов кафедры почвоведения Пермского ГАТУ
91
Почвенно-химическая лаборатория. 1926 г. Фотография из фондов кафедры почвоведения Пермского ГАТУ
Педагогическая эрудиция и компетентность, высокая профессиональная квалификация специалиста почвоведа, хорошие организационные способности позволили Василию Васильевичу Никитину быстро стать лидером на факультете, уже в конце 1924 года его избрали деканом.
Из Александровки в Мариинку. В 1926 году органы власти города Перми передали Агрономическому факультету здание на углу ул. Обвинской (25 Октября, д.10) и ул. Петропавловской (Коммунистическая, д.23). В мае-июне 1926 года кафедрой почвоведения был пройден важный этап развития, который можно назвать, как «из Александровки в Мариинку». Кафедра почвоведения и другие кабинеты и кафедры факультета из аудиторий Александровской женской гимназии перебазировались в более просторные по площади помещения Дворца Труда (б. Мариинская женская гимназия).
Оснащение научной лаборатории и учебных аудиторий, почвенного музея кафедры в новых условиях проводили ассистент И. И. Смирнов и старший ассистент Г. А. Маландин. Активное участие в переезде кафедры и обустройстве на новом месте принимали студенты-почвоведы агрофака. Работами по обустройству кафедры в новых стенах руководил профессор В. В. Никитин.
92
Город Пермь. Учебный корпус Агрономического факультета Пермского государственного университета. 1927 г. Фотография из фондов музея
Пермского ГАТУ (первая страница альбома, посвященного 10-летию Агрономического факультета). Опубликовано в [43, С. 258]
Заведующий кафедрой почвоведения ПГУ (была вновь создана в 1932 году на короткий период времени в ПГУ – А.А.В.) А. И. Оборин в 1936 году так оха-
рактеризовал это важнейшее событие в истории кафедры: «Осенью 1926 года агрономический факультет, а вместе с ним и кафедра почвоведения были переведе-
ны в здание Дворца Труда (часть помещений в здании б. Мариинской женской гимназии – курсив А.А.В.).
«С перемещением в новое здание кафедре почвоведения было выделено значительно большее помещение, чем она занимала раньше. Были выделены отдельные комнаты для кабинетов профессора, доцента и ассистентов, помещение для учебной и научно-исследовательской лаборатории, помещение для музея и др. В почвенном музее были размещены те многочисленные музейные почвенные и геологические коллекции, которые были собраны во время студенческих практик и экспедиций, фотографии ландшафтов Урала, почвенные карты и профиля. Почвенный музей в дальнейшем все время пополнялся за счет материалов новых экспедиций и студенческих работ» [232, С. 26].
«За счет средств экспедиции (комплексной Троицкой, с 1925-1927 – курсив А.А.В.) значительно пополнилось лабораторное оборудование кафедры. Многие появившиеся приборы не только стали демонстрироваться на лекциях, как это
93
было раньше, но и использоваться на студенческих практических занятиях. Помещение и штат кафедры в это время также значительно увеличились. Штат кафедры вырос с двух человек до пяти. Кроме того, большой штат специалистов содержался за счет средств Троицкой экспедиции» [232, С. 26].
В1930 году произошла реорганизация ряда университетов в СССР, которая привела к тому, что Пермский государственный университет фактически почти на год прекратил своё существование. На его базе создано пять отраслевых институтов: химико-технологический (Березники), зооветеринарный (Троицк), сельскохозяйственный, медицинский и педагогический (Пермь). Только в 1931 году Пермский университет был восстановлен специальным постановлением Совнаркома РСФСР [249], [300].
Врезультате реорганизации университета кафедра почвоведения в полном составе сотрудников перешла в ведение Уральского сельскохозяйственного института, который уже через год также был реформирован и разделён на три небольших аграрных вуза. Факультетская и кафедральная системы в вузах страны в конце 1930-х годов была ликвидирована и заменена системой отделений. Кафедра почвоведения с 1931 г. по 1933 г. представляла собой самостоятельное почвенное отделение в составе уже нового вуза – Уральского Института Почвоведения и Агрохимии (УИПиА)
[377].На базе УИПиА, после очередной реформы в высшем аграрном образовании РСФСР, в 1933 году был создан Пермский сельскохозяйственной институт (в 19952017 гг. вуз имел статус академии). Все эти годы (с 1923 г.), в составе первого сельскохозяйственного вуза (факультета) на Урале, подготовку агрономов-почвоведов, почвоведов-агрохимиков и почвоведов осуществляла и осуществляет кафедра почвоведения. С 2017 года кафедра почвоведения является структурным подразделением факультета почвоведения, агрохимии, экологии и товароведения (ПАЭТ) Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д. Н. Прянишникова (Пермский ГАТУ).
Коллеги И. И. Смирнова по работе в Пермском государственном уни-
верситете. На коллективных фотографиях из фондов Музея Пермского ГАТУ, относящихся к 1920-м годам, И. И. Смирнов запечатлен, чаще всего, рядом с А. Е. Ширяевым и С. И. Куприяновым. Этих трёх преподавателей агрофака многое объединяло.
Вероятно, что наиболее доверительные и дружеские отношения у Ивана Ивановича Смирнова сложились с Александром Евстафьевичем Ширяевым, который с 1922 г. по 1931 г. работал преподавателем дисциплины «Мелиорация» на Сельскохозяйственном и лесном факультете Пермского университета, а затем и в Уральском Институте Почвоведения и Агрохимии (УИПиА) [66, Л.18]. И. И. Смирнова и А. Е. Ширяева связывали не только профессиональные интересы в области почвоведения и мелиорации, но и студенческие годы, общие знакомые в Томске. И. И. Смирнов и А. Е. Ширяев обучались в Томском технологическом институте практически в одно время. А. Е. Ширяев был студентом инженерностроительного отделения в 1903-1910 гг., а И. И. Смирнов в 1906-1909 гг. обучался на горном отделении института [342].
94
Александр Евстафьевич Ширяев (1882не ранее 1942). Источник: [394]
Личность А. Е. Ширяева весьма колоритная, его биография насыщена многими яркими событиями. Достаточно привести только тот факт, что в сложнейшие годы революций и Гражданской войны в 1917-1919 гг. он занимал пост городского головы г. Перми [394].
В контексте того времени и трагической судьбы И. И. Смирнова, следует отметить, что А. Е. Ширяев в 1930-е годы также был репрессирован. В январе 1933 г он был арестован по делу контрреволюционной антисоветской группировки, которая якобы вела агитацию против мероприятий в области социалистического переустройства сельского хозяйства и прежде всего против коллективизации. А. Е. Ширяев был осужден на два года и отбывал наказание на севере Пермского региона – в Вишерлаге [394].
Ещё одним, близким по духу и возрасту человеком на Агрономическом факультете, для И. И. Смирнова, был ученый лесовод, преподаватель по дисциплине лесоводство Сергей Иванович Куприянов. Лесовод С. И. Куприянов – выпускник 1905 г. Ново-Александрийского института сельского хозяйства и лесоводства, где в 1894 году В. В. Докучаевым была организована первая в России кафедра почвоведения. Студенты отделения лесоводства Ново-Александрийского института изучали почвоведение в таком же объёме, как и студенты сельскохозяйственного отделения. Место и время обучения С.И. Куприянова в вузе, квали-
95
фикация учёного лесовода позволяют отнести его к докучаевцам. В своих научных исследованиях по вопросам лесоведения С. И. Куприянов использовал характеристику почв для оценки местообитания различных лесных насаждений, в тексте научных статей он приводил подробное морфологическое описание почвенных разрезов, заложенных на учётных лесных площадках [174].
Сергей Иванович был высококвалифицированным специалистом лесного дела, таксатором. До 1917 года он более девяти лет руководил лесоустроительными партиями в Вологодской, Тобольской и Пермской губерниях.
В конце 1919 г. С. И. Куприянов находился кратковременный период времени в составе белых войск в Томске (Томской губернии) [67, Л.10]. После сдачи колчаковскими войсками г. Томска, органы советской власти мобилизовали С. И. Куприянова в Западно - Сибирскую трудовую армию, где он почти два года нес трудовую повинность в Томской лесозаготовительной дружине в должности лесовода-инструктора. Сергей Иванович с перерывами работал на агрономическом факультете Пермского СХИ с 1923 г. по 1936 г. [67, Л.10].
Некоторые фотографии из фондов Музея Пермского ГАТУ и из архива кафедры почвоведения, размещенные в данной книге, были сделаны в 1920-е годы и имеют особую историческую ценность. Они позволяют визуально охарактеризовать здания, отдельные коллективы, межличностные отношения, условия работы И. И. Смирнова на Пермской сельскохозяйственной опытной станции, агрономическом факультете и на кафедре почвоведения Пермского университета. Авторы фотонегативов на стеклянных пластинах первой половины 20-х годов ХХ века, хранящихся в музее вуза (частично были переданы в Государственный Архив Пермского края), неизвестны. Авторство более поздних фотографий конца 1920-х
– начала 1930-х годов приписывается доценту А. И. Мошеву (устная информация быв. зав. музеем вуза П. А. Хоринко – курсив А.А.В.).
Следует отметить, что И. И. Смирнов хорошо владел фотоделом, так как проходил специальную подготовку, необходимую для профессиональной деятельности почвоведа в Российской Империи. В составе почвенно-ботанических экспедиций первых десятилетий ХХ века в обязательном порядке имелся фотограф. Например, штатным фотографом в составе крупной комплексной Нарымской экспедиции 1927 г. был именно И. И. Смирнов [14]. Вполне возможно, что некоторые из фотоснимков, хранящихся в музее и на кафедре почвоведения Пермского ГАТУ, были сделаны лично И. И. Смирновым. Российская фотография в первой четверти ХХ века имела важное информационное значение, а участники создания событийных снимков тщательно подходили к компоновке фотокадров. Случайностей в расстановке людей и предметов при создании групповых фотографий, как правило, не было.
На знаковой для истории Пермского ГАТУ фотографии запечатлены первые 15 выпускников-агрономов (июнь 1924 г.), преподаватели и учебновспомогательный персонал факультета. В центре фотографии, с правой стороны от И. И. Смирнова, располагается А. Е. Ширяев, а с левой стороны – С. И. Куприянов.
96
Профессорско-преподавательский и учебно-вспомогательный персонал Агрономического факультета Пермского государственного университета
и его первые выпускники (Выпускники – 15 человек с бантами на груди). 1924 г.
Первый ряд – выпускники. Второй ряд, слева направо: И. Г. Конторович (выпускник), н/д, Д. А. Сабинин (проректор по учебной работе), Н. Г. Кудрявцев (декан факультета), В. Н. Варгин, А. Г. Генкель, А. А. Хребтов, н/д, А. А. Зеленин (выпускник), Н. М. Бубнов, А. П. Горин. Третий ряд, слева направо: С. П. Окуневич, н/д, В. Н. Беклемишев, В. П. Сергованцев. Четвёртый ряд, слева направо: н/д,
н/д, н/д, н/д, М. Е. Золотов, А. Е. Ширяев, И. И. Смирнов, С. И. Куприянов,
Л. Н. Круглов (выпускник), н/д. Пятый ряд: третий слева В. В. Гусев. Фотография из фондов кафедры почвоведения Пермского ГАТУ.
Примечание: н/д – личность не установлена.
На другой коллективной фотографии членов Совета Агрономического факультета в январе 1925 года расположение И. И. Смирнова, А. Е. Ширяева и С. И. Куприянова такое же, как и на их фотографии с выпускниками летом 1924 г.
Естественно, что по служебным и профессиональным вопросам Иван Иванович чаще всего общался с Василием Васильевичем (рис.38).
Первоначально обратимся к событиям, которые происходили в жизни В. В. Никитина и Смирнова И. И. почти за десять лет до их встречи в Перми. В 1912 году почвовед В. В. Никитин принимал участие в работе почвенноботанической экспедиции на территории Черниговской губернии. Экспедицией руководил почвовед Николай Александрович Димо. За полевой сезон 1912 года В.В. Никитин объехал всю Черниговскую губернию, давал инструктаж по сбору
97
бурового материала. Кроме того, он лично обследовал в одноверстовом масштабе почвенный покров части Суражского уезда Черниговской губернии. Почвенноботаническими работами в этой части губернии руководил почвовед Иван Александрович Шульга.
Совет агрономического факультета: преподаватели и студенты. Январь 1925 г.
Первый ряд: н/д, О. М. Трубецкова, н/д. Второй ряд, слева направо: А. Г. Генкель, А. А. Хребтов, Ф. А. Бынов (секретарь факультета), Н. Г. Кудрявцев (директор опытной станции), В. В. Никитин (декан), И. А. Берзинь (зам. декана), А. А. Ерофеев, А. Н. Чумищев, В. Н. Прокошев, н/д. Третий ряд, слева направо: н/д, н/д, А. Е. Ширяев, И. И. Смирнов, С. И. Куприянов, Г. А. Тана-
шев, Д. А. Сабинин, П. А. Генкель, Л. А. Трефилова, н/д. Четвёртый ряд, слева направо: А. П. Швалёв, В. П. Мыларщиков, К. Ф. Осипов, Н. Я. Коротаев, н/д, А. И. Оборин, н/д, н/д, А. Г. Силин.
Фотография из фондов музея Пермского ГАТУ, впервые опубликована в
[23, С. 36]
Примечание: н/д – личность не установлена.
98
Василий Васильевич Никитин (1886-1932).
Источник: [46]. Фотография из фондов кафедры почвоведения Пермского ГАТУ
Шульга Иван Александрович (1874-1947) – почвовед, доктор геолого-
минералогических наук, профессор.
Профессор В. В. Геммерлинг в 1947 году написал в некрологе, посвящённом памяти своего коллеги, следующее: «И. А. Шульга родился 4 августа 1874 г. в селении Ягаты б. Мариупольского у. Екатеринославской губ. По окончании среднего учебного заведения в 1896 г. он поступил в Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства. В это время директором Института был В. В. Докучаев, организовавший первую в России специальную кафедру почвоведения, заведующим которой был ближайший сотрудник В. В. Докучаева, выдающийся ученый и педагог Н. М. Сибирцев. В 1900 г. И. А. Шульга окончил Институт; одновременно с ним окончила Институт большая группа учеников Н. М Сибирцева – хорошо известные почвоведы Н. А. Димо, Т. П. Гордеев, И. К. Фрейберг, А. П. Черный, Г.И. Вихман и др. Указанные товарищи И. А. Шульги по НовоАлександрийскому институту были одними из первых земских почвоведов. (Одновременно с ними начали работать почвоведами в б. Самарском губернском земстве С. С. Неуструев, Л. И. Прасолов и А. И. Безсонов).
И. А. Шульга вместе с Н. А. Димо и Т. П. Гордеевым сейчас же по окончании Института приступили к исследованию почв б. Саратовской губ. Начало научной деятельности И. А. Шульги совпало с моментом, когда почвоведение как самостоятельная естественно-историческая дисциплина переживала еще стадию своего научного оформления, и потому оно особенно нуждалось в фактическом материале, который должен был подтвердить правильность установленных В. В. Докучаевым основных положений новой науки и дать необходимые условия для ее дальнейшего теоретического и практического развития.
99
И. А. Шульга работал в Саратовском губернском земстве с 1900 по 1907 г. и участвовал в обследовании 6 уездов б. Саратовской губ. По двум уездам – Кузнецкому и Петровскому им напечатаны полные отчеты и составлены почвенные карты в масш. 1: 126 000, а по другим уездам – предварительные отчеты.
По направлению своей деятельности И. А. Шульга был почвоведомгеографом.
Будучи докучаевцем, он знал, что для познания почвы необходимо изучать весь ландшафт, частью которого она является, и что только таким образом могут быть выяснены причины образования данной почвы и ее генетические особенности. Эту взаимосвязь полнее и лучше можно установить там, где еще сохранилась первобытная, не тронутая человеком, природа. <…>
<…> В 1907-1909 гг. И.[ван] А.[лександрович] работал в экспедиции, организованной б. Переселенческим управлением Департамента земледелия под руководством акад. К. Д. Глинки. Им была исследована (1907 г.) большая площадь по маршруту Минусинская степь – Абакан – Западные Саяны – Урянхай (степь до подножий хребта Танну-Ола). В результате этой работы была составлена схематическая почвенная карта и отчет, собран гербарий (свыше 600 видов), который был передан в Ботанический сад Академии Наук.
В1908 г. И.[ваном] А.[лександровичем] была исследована тайга по междуречью Чуна-Ангара, а в 1909 г. тайга по междуречью Ангара – Чадобец – Подкаменная Тунгуска. Результаты его исследований по двум последним маршрутам изложены в опубликованной в 1913 г. отчете "Маршрутное исследование почв в юго-восточной части Енисейского округа". К отчету приложены две схематические почвенные карты.
В1910 г. И. А. Шульга приезжает в Москву и здесь принимает участие в организации Почвенного комитета при Московском обществе сельского хозяйства и в этом же году, а также в 1911 г. по поручению этого Комитета он участвует в экспедиции по почвенным исследованиям в б. Пензенской губ., руководимой Н. А. Димо. Результаты этой работы им напечатаны в "Предварительном отчете о почвах Краснослободского, Наровчатского и Городищенского у. Пензенской губ." и составлены почвенные карты в 2-верстном масштабе по всем трем уездам.
В1910 г. И.[ван] А.[лександрович] участвует в экспедиции в "Голодную степь", организованной Н. А. Димо по поручению б. Отдела земельных улучшений Министерства земледелия. Экспедицией было исследовано левобережье СырДарьи от Кызыл-Кумов до ж.- д. ст. Чирчик и подножий Кара-Тау и Туркестанского хребта, а также Дальверзинская степь по правобережью Сыр-Дарьи. Собранный по экспедиции материал был передан Н. А. Димо, на основании которого последним была написана и опубликована работа – "Грунты и почвы восточной части Голодной степи".
В1912 и 1913 гг. по поручению Московского почвенного комитета И.[ван]
А.[лександрович] принимал участие в почвенных исследованиях в б. Чернигов-
100