
710
.pdfэкономической интеграции. Среди них: Европейский Союз (ЕС), Карибское сообщество, Центрально-американский общий рынок, Ассоциация государств Юго-восточной Азии (АСЕАН), Организация стран Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др.
Эти процессы свидетельствует об эволюции роли государства в мировой экономике. «Хорошее государство не роскошь, а насущная необходимость для развития», – констатируется в докладе Мирового банка (1997 г.). В начале ХХI века стал очевиден пересмотр значения государства в экономическом развитии. Сегодня более пристальное внимание к роли государства обусловлено драматическими преобразованиями в мировой экономике, коренным образом изменившими среду, в которой действует государство. Теперь оно, реализуя стратегию национального хозяйственного роста, все более должно принимать во внимание и глобальную экономическую систему. Миропорядок стремительно меняется, и власть, не сумев адаптироваться, рискует потерять (или существенно снизить) возможность управлять как социальноэкономическими процессами в национальной экономике, так и позициями своей страны в мировом хозяйстве.
Активное формирование глобального частного предпринимательства дает новое содержание понятию экономического роста. Функция поддержания экономического и социального равновесия, изначально присущая государству, заставляет видеть в нем относительно независимую силу, определяющую основные направления развития.
Соотношение «государство – частное предпринимательство» существенно меняется. Оценка участия государства в экономике пережила периоды от преклонения перед его возможностями в начале 50-х гг., после краха колониализма и
311
становления социалистической системы, до отрицания его позитивной роли в хозяйственной динамике в 80-х гг. Характерно, что оба этих крайних варианта связаны с влиянием советского опыта. Большинство развивающихся стран Азии, Среднего Востока и Африки вышли из колониального периода с сильной верой в экономическое развитие при доминировании государства. Государственный контроль по примеру Советского Союза был центральным для этой стратегии. Индустриализация в третьем мире была обусловлена надеждами в короткий срок преодолеть отставание на основе промышленного роста в условиях государства, ставшего экономическим лидером.
Эта популярная в 50-70-х гг. политика строилась на принципах, типичных для советской экономики, хотя и не доведенных в большинстве развивающихся стран до полного огосударствления (во многих странах все заканчивалось крахом хозяйства и гражданскими войнами). Как правило, набор используемых методов включал планирование (в период после Второй мировой войны в этой группе стран было принято, но не выполнено свыше 300 планов), существенное расширение государственной собственности, особенно в производственной инфраструктуре и промышленности, регулирование цен, контроль валютного курса и финансовых рынков. Правда, во многих странах сохранял позиции частный сектор и привлекались иностранные инвестиции.
Развивающиеся страны добились заметных успехов в индустриализации, чему в немалой степени способствовало противостояние двух блоков, их борьба за влияние в третьем мире. Этому способствовали межгосударственные программы помощи, активная политика кредитования и подготовки кадров со стороны международных организаций. Во всяком
312
случае, биполярный мир давал развивающимся странам определенные экономические преимущества.
Либерализация, означавшая по сути повышение роли рыночных механизмов в развитии экономики и сокращение доли собственности государства, во многом стала результатом усилий экономистов чикагской школы. Им повезло: они были услышаны в правительственных структурах, что случается далеко не всегда, а в 80-е гг. их экономические модели были реализованы в развитых индустриальных странах под названиями «рейганомика» (США) и «тетчеризм» (Великобритания и другие страны Западной Европы). В развивающихся странах их активно проводили МБРР и МВФ. Все это было многократно усилено началом экономических реформ в странах Восточной Европы.
Однако признание рыночных рычагов само по себе не способно улучшить экономику. Одно лишь изменение форм собственности не повышает эффективности производства. Более того, ослабление позиций государства при неразвитом частном предпринимательстве ведет к дезорганизации хозяйства, заметному снижению его управляемости, вялотекущему структурному кризису, инфляции и резкому расслоению общества по доходам. Сокращается поле для социального компромисса и, следовательно, для поддержания экономических реформ.
Мировое сообщество накопило разнообразный опыт в изменении форм собственности, который был широко использован. Однако политика ряда постсоциалистических стран была сосредоточена на изменении формы собственности, а не на создании конкурентной среды, способствующей более равномерному распределению доходов и, тем самым, созданию социального и политического климата, благопри-
313
ятного для функционирования экономики рынков. Слабость конкуренции ограничивает формирование экспортного сектора: здесь, как и до начала реформ, преобладает сырье.
Между тем, задача государства состоит в создании соответствующего общественного климата: признании и защите частной собственности, ограничении монополизма, развитии здорового частного предпринимательства. В то же время очевидны трудности, состоящие в длительности создания адекватной рынку среды. Страны Запада создавали ее почти два столетия.
Вчастности, в России слабость законодательной базы,
ееизлишняя подвижность, низкая эффективность порождают недоверие граждан к закону, следствием чего неизбежно становятся его нарушения, начиная от сокрытия доходов и кончая организованной преступностью. Экономические провалы связаны, прежде всего, с институциональным кризисом, который выражается в том, что государство, став главным экономическим агентом, породило чиновничью бюрократию, ставшую самодовлеющей силой, что негативно отражается на развитии национальной экономики.
Формально «эффективное государство» – почти никем не оспариваемая аксиома. Но, к сожалению, ни одно исследование не дает практических рекомендаций по созданию аппарата, адекватного политике развития. Опыт многих стран показывает, что периоды активного участия государства в предпринимательстве связаны, особенно в развивающихся странах, с резким ростом численности чиновников; причем нехватка бюджетных средств вынуждает правительства держать их на сравнительно невысоких окладах, что ведет к двум взаимосвязанным результатам – качественному ухудшению работы и взяточничеству.
314
Для государств, стремящихся проводить политику развития и повышения степени свободы экономики, МБРР в конце тысячелетия предлагает некую модель, основанную на двух посылах: соизмерении действий государства с его потенциалом (не пытаться сделать слишком многое, имея ограниченные ресурсы) и улучшении работы государственного аппарата (через сотрудничество всех слоев общества и ограничение проявлений волюнтаризма). Успешного воплощения этой модели, правда, не видно.
8.3. Институциональные единицы в составе национальной экономики
В составе любой национальной экономики функционируют четыре основных сектора - реальный, бюджетный, финансовый и внешний. Первые три имеют в своѐм составе институциональные единицы, действующие в экономике, обобщенно называемые также «экономическими агентами». Четвѐртый сектор экономики государства фиксирует осуществление этими агентами внешнеэкономических операций. Институциональные единицы, действуя в экономике страны, одновременно являются субъектами мирохозяйственных связей. Ими являются частные (физические) лица и организации (юридические лица), занятые осуществлением международных экономических операций.
С позиций принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов.
Резиденты – это хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их национальной (государственной) принадлежности.
Нерезиденты – хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории иностранного государства, даже
315
если они являются гражданами данной страны, но постоянно проживают за границей, или филиалами хозяйствующих единиц данной страны, расположенных за ее пределами.
Все резиденты и нерезиденты - это физические и юридические лица, которые владеют факторами производства и располагают возможностями производить продукты или реализовывать услуги и от своего имени заключать сделки с другими лицами.
Институциональные единицы, осуществляющие экономическую деятельность, разделены по этому признаку на пять групп:
1)нефинансовые корпорации (nonfinancial corporations) – включают фирмы, занятые производством товаров и реализацией услуг (нефинансовых) для рынка;
2)домашние хозяйства (house holds) – представлены физическими лицами, занятыми экономический деятельностью,
втом числе продажей на рынке труда своей рабочей силы, а также производящие и потребляющие продукты;
3)неприбыльные институты (nonprofit institution) – со-
стоят из юридических лиц, занятых оказанием нерыночных услуг домашним хозяйствам и действующих на принципе добровольного участия в их деятельности физических лиц;
4)правительственные учреждения (government agencies). Выполняя свои прямые функции в области политики и регулирования экономики, эти институциональные единицы осуществляют также производство нерыночных продуктов, выносят решения и постановления в области экономики, а также оказывают услуги индивидуального или коллективного потребления, перераспределяют доходы, направляя их в бюджетные организации: социального обеспечения, здравоохранения и образования;
316
5) финансовые корпорации (Financial corporations) –
фирмы, занятые финансовым посредничеством и осуществлением вспомогательных финансовых услуг, в том числе банки, страховые, финансовые и инвестиционные компании.
Международные правила учета деятельности СНС не устанавливают различий между субъектами национальной и международной экономической деятельности, поскольку в условиях открытой рыночной экономики все юридические и физические лица, реально существующие в экономике любой страны, одновременно и в том же качестве имеют право быть субъектами мировой экономики, то есть вступать в разрешенные законом экономические отношения с любыми субъектами других стран или участниц международных экономических союзов.
Кроме организаций, непосредственно занятых внешнеэкономической деятельностью, в мировой экономике все более активную роль начинают играть наднациональные международные институты. Они представлены международными экономическими учреждениями, занятыми организацией и координацией мирохозяйственных связей. К числу таких органов относятся консультативные советы экономических союзов, их секретариаты, а также периодически проводимые сессии союзов. Кроме того, к такому роду международных экономических субъектов относятся Международный Арбитражный Суд, Всемирный Банк, Международный Валютный фонд, Международная организация труда. Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, Парижский и Лондонский клубы и др.
Особая роль среди подобных организаций сейчас стала принадлежать мировым финансовым центрам (МФЦ). К ним принадлежат Нью-йоркская международная фондовая и ва-
317
лютная биржи, Лондонский международный рынок золота, Лондонская и Токийская валютные биржи. В этих международных центрах ежедневно через рыночную конъюнктуру определяется реальная котировка национальных валют, устанавливаются мировые цены на товары, услуги и факторы производства, перемещаемые в глобальном пространстве.
Кроме организаций, имеющих мировую и региональную юрисдикцию, в рамках международных экономических альянсов действуют свои союзные институты координации и управления. Так, в Европейском союзе функционируют Совет министров, Европейский совет, Комиссия Европейских сообществ, Европейский парламент и Суд Европейских сообществ. Подробно функции и цели этих институтов будут рассмотрены ниже, в главе «Интеграционные процессы в Западной Европе».
Главное место среди задач всех организаций такого рода занимают проблемы разработки «правил игры», т.е. правил и законов, обеспечивающих нормальное функционирование мирового или союзного хозяйства, а также контроль за практической реализацией хозяйственных связей.
Одним из специфических проявлений интеграции в мировом масштабе является то, что современный процесс глобализации экономики осуществляется одновременно на двух уровнях: на уровне интеграции государств (макроуровень) и интеграции процессов конкретной экономический деятельности, на уровне предприятий организаций (микроуровень).
Международные правила осуществления внешнеэкономической деятельности, выработанные наднациональными экономическими институтами, являются общей правовой основой для всех государств – участников всемирного хозяйства. Вступая в члены того или иного международного экономиче-
318
ского союза, эти государства обязаны привести свое национальное, то есть внутригосударственное законодательство, в соответствие с международными договорами и правилами.
8.4. Система национальных счетов
Для сравнительного анализа экономического развития отдельных национальных хозяйств и сложных мирохозяйственных связей необходима система надежных показателей. В мировой практике используется Система национальных счетов (СНС). Это – система взаимосвязанных показателей развития экономики на макроуровне. СНС сформулирована в категориях и терминах рыночной экономики. Ее концепции и определения предполагают, что описываемая с ее помощью экономика функционирует на основе рыночных механизмов и институтов. В современном мире СНС представляет собой универсальный экономико-статистический язык, на котором общаются между собой экономисты всех школ и направлений, государственные деятели и политики, статистики и социологи, финансисты и др.
Важное место СНС занимает в деятельности международных экономических организаций – ООН, Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др., которые не только используют данные СНС в своих аналитических отчетах и прогнозах, но и вносят в ее развитие большой вклад, распространяя сравнимые в международном плане данные о важнейших показателях мировой экономики.
Следует отметить, что в России и других странах с переходной экономикой интерес к СНС возник сравнительно недавно, что связано главным образом с процессом трансформации плановой экономики в рыночную, с необходимо-
319
стью использования такой системы показателей, которая адекватно описывает структуру и механизм функционирования рыночной экономики.
Центральным показателем СНС является валовой внутренний продукт (ВВП).
Валовой внутренний продукт – это стоимость конеч-
ных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны за определенный период времени, в ценах конечного покупателя.
В этом определении ключевые слова – «конечные товары и услуги». Это означает, что в состав ВВП входят товары, которые использованы на конечное потребление, накопление и экспорт, и в него не включаются промежуточные товары и услуги, израсходованные в процессе производства в виде сырья, материалов, топлива, энергии и т.п. Включение в ВВП промежуточных продуктов означало бы повторный счет, так как стоимость промежуточных продуктов входит в состав стоимости конечных товаров и услуг. Например, стоимость проката входит в стоимость машины и оборудования, стоимость зерна – в стоимость хлеба и т.д.
Второй важнейший макроэкономический показатель –
валовой национальный продукт (ВНП). Разница между ВВП и ВНП состоит в следующем. ВВП подсчитывается по территориальному принципу, то есть учитывает совокупную стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны. ВНП учитывает стоимость всего объема продукции и услуг в национальной экономике, независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).
320