Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
19
Добавлен:
06.01.2024
Размер:
225.28 Кб
Скачать

IV в. Их основная масса двинулась из Приуралья на запад. В ходе передвижений эти племена менялись этнически, менялась и их материальная культура.

На Среднем Енисее таштыкская культура (I в. до н. э. — V в. н. э.) наследовала традиции тагарской культуры переходного времени. Многие новшества таштыкской культуры являются производными от хуннской.

Таштыкские древности представлены склепами и могилами преимущественно с трупосожжениями— обряд, принесенный гяньгунями. Ареал таштыкской культуры — Минусинская котловина и Кемеровская область. Наряду с невысокими таштыкскими курганами сооружались могилы, огороженные каменными стенками или кольцами. Известны одиночные и коллективные погребения. В Оглахтинском могильнике, относящемся к ранней стадии таштыкской культуры, открыты захоронения в бревенчатых погребальных камерах. В них хорошо сохранились меховая, шелковая и шерстяная одежда, обувь, головные уборы, а также трупы погребенных, подвергнутые мумификации. 

25.Ранний железный век лесостепной и лесной зон Восточной Европы.

В начале железного века лесную полосу Восточно-Европейской равнины занимали племена, которые относят к двум большим этническим массивам. Они различаются по типам жилищ, украшений, по хозяйству и другим археологическим признакам. Различна и оставленная ими гидронимика. Граница этих массивов проходит примерно по линии Рижский залив — озеро Селигер — Тула— Киев — Брест. К западу от этой линии гидронимика балтская, к востоку — финно-угорская, а к югу от линии Брест — Киев— река Сейм в лесостепи — область иранской гидронимики.

Западнобалтские племена, жившие на этой территории веками, явились предками современных латышей и литовцев. Им были родственны восточные балты, культура которых имела много сходных черт с западнобалтской, но не тождественна ей. Восточнобалтские племена начала железного века представлены несколькими археологическими культурами. Одной из них является днепро-двинская (VIII в. до н. э. — IV в. н. э.), занимавшая междуречье Днепра и Двины, включая их притоки в этом течении. Как полагают, она произошла от предшествующих культур эпохи бронзы. На территории Смоленской области встречаются предметы и среднеднепровской и фатьяновской культур.

Поселения днепро-двинской культуры в отличие от предшествовавших им поселков эпохи бронзы хорошо известны. Типичны полностью раскопанные городища Новые Батеки, Акатово и Демидовка под Смоленском. Обычно такие городища расположены группами по 2—3, каждое из них находилось на возвышенных участках у водоемов, на мысах, доступ к которым с двух сторон преграждала река, обрыв или болото, что было важно при обороне поселения. С другой стороны эти поселки прилегали к равнине, удобной для обработки: днепродвинцы были земледельцами.

Земледельческий характер хозяйства доказывается частыми находками топоров, слабоизогнутых серпов, зернотерок. Найдены зерна и пыльца злаков. Земледелие было, видимо, подсечно-огневым с ручным возделыванием земли, что в лесной полосе требовало участия мужчин. Укрепления указывают на участившиеся межродовые столкновения. Все это говорит о развитом патриархате.

Скотоводство также имело большое значение в хозяйстве. Больше всего найдено костей свиньи, было много коров; овец и лошадей меньше. Количество находимых в культурном слое костей домашних животных заметно увеличивается снизу вверх, что свидетельствует о росте поголовья скота. Охота и рыболовство в хозяйстве играли небольшую роль.

На начальном этапе днепро-двинской культуры изделия из железа единичны. Преобладали костяные: орудия труда — мотыги, стрелы, гарпуны, рукоятки орудий, иголки; украшения — бусы, подвески, а также манки и дудочки. Костяные предметы играли существенную роль только в первой половине существования этой культуры. Бронзовые изделия известны с нижних слоев. Бронза была привозная, но бронзолитейное производство собственное, на что указывают остатки раскопанной бронзоплавильной печи и литейные формы. Из бронзы делали преимущественно украшения: браслеты, перстни, характерные для этой культуры посоховидные булавки и серьги в виде полого конуса. Встречаются и массивные вещи — топоры-кельты.

Обработка железа происходила тут же, на поселениях, об этом говорят железные шлаки. Из железа делали не только орудия — серпы, ножи, проушные топоры, шилья,— но и украшения. Некоторое время каменными продолжают оставаться топоры, существовавшие наряду с железными и бронзовыми, копья, скребки. Встречаются глиняные грузики.

Основную массу посуды составляют небольшие горшки, расширенные кверху, с неорнаментированными стенками. Технология их изготовления постепенно совершенствуется, качество глиняного теста улучшается. Встречается небольшое количество сосудов с соседних территорий, в том числе с занятых балтскими же племенами. Найден ряд предметов южноприднепровских и прибалтийских типов, говорящих о дальних связях днепро-двинских племен.

Среди ряда племен, объединяемых сетчатой керамикой, заметную роль играли племена дьяковской культуры (VIII в. до н. э.— VI (X?) в. н. э.), занимающей Волго-Окское междуречье, Верхнее Поволжье и область Валдайской возвышенности. Название культуры происходит от первого исследованного поселения у села Дьяково, расположенного теперь в черте Москвы.

Для характеристики дьяковской культуры важны Старшее Каширское (в городе Кашире), Щербинское (у Подольска) и Троицкое (у Можайска) городища. Два последних раскопаны полностью и имеют культурные напластования, охватывающие почти весь период существования подобных поселений. Типичны небольшие городища, часто расположенные на мысу, образованном двумя ручьями, но иногда и просто на возвышенных местах. На первом этапе существования культуры (VIII—IV вв. до н. э.) поселения укреплены частоколом, как на Старшем Каширском или Щербинском городищах. В ряде случаев укреплениями служили многокамерные жилища, построенные по периметру поселения. Жилищами были как чашевидные землянки, так и небольшие наземные дома.

Керамика — плоскодонные горшки с оттянутым венчиком. Она имеет текстильный орнамент (вариант сетчатого, в виде отпечатков тонкого плетения). Металлические предметы встречаются крайне редко, господствовала костяная индустрия. Многие предметы, позднее изготовляемые из железа, в это время делались из кости. Характерны костяные стрелы и многозубые гарпуны. Основой хозяйства было оседлое скотоводство, в котором главную роль играло разведение свиней. Важными видами скота были также коровы и лошади. Скотоводство было примитивным, отбор животных не производился. Зоологи, исследовав кости дьяковского скота, пришли к выводу, что он был малорослым. Костей диких животных находят тоже много, они свидетельствуют о большом значении охоты.

На втором этапе развития этой культуры (IV в. до и. э. — III в. н. э.) широко распространяются железные вещи. Двушипные железные стрелы к рубежу нашей эры становятся массовым оружием. К концу этапа оружие и орудия труда из железа преобладают. Тогда же исчезла сетчатая керамика, ее сменили гладкие грубые сосуды. Железных серпов становится много: резко возрастает значение земледелия.

Широко распространяются глиняные грузики, появившиеся еще на первом этапе культуры. Они сбоку похожи на грибок, сверху — на розетку. В центре грузика проходит сквозное отверстие. Их назначение дискуссионно, наиболее вероятно, что это пряслица. Ареал грузиков — от Немана до Белого моря, но на дьяковских городищах они встречаются чаще, чем на инокультурных. Установлен ряд орнаментальных мотивов на грузиках, типичных для дьяковцев.

Совершенствуются оборонительные сооружения — вокруг поселений появляются валы и рвы, иногда по два. Господствуют срубные наземные жилища.

На третьем этапе (II в. н. э. — V—VI вв. н. э.) сетчатой керамики больше нет. Получает развитие гладкостенная.

Открытые раскопками кузнечные комплексы говорят о расширении производства железа и изделий из него. В кузнице на городище Березняки у города Андропова оказалось 50 криц. Этот ремесленно-металлургический центр снабжал своими изделиями значительную округу. На этом же городище найден домик мертвых, куда складывались остатки трупосожжений. О других дьяковских погребальных памятниках почти неизвестно. В домике мертвых погребальный инвентарь составляли топоры, ножи, стрелы, украшения.

Число и ассортимент железных предметов увеличивается, а костяных уменьшается. Встречаются крупные железные изделия — косы, кузнечные клещи. На Щербинском городище найден клад железных колец — своеобразная форма хранения металла. С развитием обработки железа земледелие становится господствующей формой хозяйства. Стал возможным переход к подсечному земледелию и освоению лесных участков, что косвенно подтверждается находками железных топоров. Найдено много каменных зернотерок. Сеяли рожь, пшеницу, коноплю и другие злаки.

Развивается обмен. 

Некоторые исследователи выделяют четвертый этап (VI— X? вв.) дьяковской культуры. В это время на сосудах появляется веревочный орнамент, в вещевых комплексах встречаются предметы, характерные для соседних территорий: шумящие привески финских типов, южные фибулы, топорик салтовского типа. Распространяются селища, существовавшие параллельно с городищами. Четче обрисовываются общие черты в материальной культуре дьяковских и балтских поселений.

К юго-востоку от дьяковцев жили племена городецкой культуры (VII в. до н. э. — IV в. н. э.), занимавшие территорию между реками Цной, Окой и Волгой. Культура разбивается на ряд локальных вариантов, из которых лучше всего исследованы саратовская и рязанская группы памятников, менее всего — тамбовская. Считают, что предками городецких племен были волосовцы, испытавшие влияние срубной культуры в ее окском варианте (так называемом поздняковском) и влияние абашевцев.

Городецкие поселения были сначала неукрепленными, т. е. селищами. Потом возникают городища, а селища исчезают. На последнем этапе развития культуры городища и селища сосуществуют. Жилищами служили землянки глубиной до 1 м и наземные дома.

На городецких поселениях господствует рогожная керамика — с отпечатками крупного штампа, но в ранних памятниках встречается и обыкновенная сетчатая.

Инвентарь в основном костяной, железа и бронзы мало, хотя металлургия существовала. Глиняные грузики имеют вид блоков или цилиндриков с орнаментом из ямок или точек.

В хозяйстве преобладало скотоводство, разводили лошадей, коров, овец. Значительную роль играло рыболовство и охота (как мясная, так и пушная). Существовало примитивное земледелие.

Во II—IV вв. н. э. началось расселение городецких племен за Волгу. Оно достигло наибольшего размаха в послегородецкое время — в VI—VII вв.

Погребения в мелких могильных ямах скорченные. Младший Волосовский могильник стоит на грани волосовской и начала Городецкой культур; он датируется рубежом II—I тыс. до н. э. К Городецкой культуре следует отнести и рязанские могильники стадии А и Б, т. е. от I до IV в. н. э., а также часть погребений пензенских и саратовских могильников.

В племенах городецкой культуры видят предков мещеры, муромы и мордвы.

Соседние файлы в папке Основы археологии. Экзамен