Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
19
Добавлен:
06.01.2024
Размер:
225.28 Кб
Скачать
  1. Савроматы и сарматы.

Восточными соседями скифов были племена савроматов (VII— IV вв. до н. э.), жившие в поволжско-приуральских степях. Геродот называл их женоуправляемыми, чему есть и археологические свидетельства: могилы богатых женщин сопровождаются оружием, конским снаряжением и жреческими атрибутами (каменными жертвенниками). Нередко в курганах центральным погребением оказывается женское. Воевали, конечно, в основном мужчины, но вооружение женщин прослеживается вплоть до возникновения классового общества. Ко II в. до н. э. эти пережиточные явления исчезают. Родовой строй у савроматов был крепче, чем у скифов, но несомненно находился на стадии разложения, о чем говорит сильная имущественная дифференциация, прослеживаемая по курганам.

Савроматы хоронили своих мертвых в могильных ямах, перекрытых хворостом или бревнами, а сверху насыпали курган. Погребальный инвентарь близок скифскому, в нем представлены аканаки, стрелы, удила, псалии, бронзовые зеркала, вещи, украшенные в зверином стиле, грубая глиняная посуда, сделанная без помощи гончарного круга. Обычны кости жертвенных животных — ло шадей, овец и коров. Основой хозяйства было кочевое скотоводство.

В IV—III в. до н. э. у савроматов сложились новые племенные союзы, в которые вошли и пришедшие с востока родственные савроматам племена. Эти новые образования вступили на историческую арену под именем сарматов (III в. до н. э. — IV в. н. э.). Начиная с IV в. до н, э. отдельные группы сарматов появляются в Правобережном Подолье, что было обусловлено ослаблением Скифии после поражения в войне с Филиппом Македонским. Ко II в. до н. э. основная масса сарматов переходит Дон и вторгается в Скифию, медленно, но неуклонно занимая скифские кочевья. Большая часть Скифии была превращена при этом в пустыню, население поголовно истреблялось. Там же, где скифы уцелели, они смешались с сарматами. Таким образом, сарматы сменили скифов, и их территория простиралась от реки Тобол до Дуная.

Письменные источники упоминают названия лишь немногих сарматских племен (или союзов племен, как считает ряд историков). Эти союзы возглавлялись племенами аланов, роксаланов, сираков и др.

Археологически сарматы изучены главным образом по погребениям, что характерно для кочевого народа. Под насыпями курганов открывают обычно могильные ямы и ямы подбойно-катакомбного типа, иногда ямы с «заплечиками», т. е. уступами, на которые опирался накатник. Погребения сарматских царей по богатству немногим уступают скифским. В кургане Хохлач (I— II вв. н. э.) в городе Новочеркасске открыто погребение женщины— царской жены или наложницы. При ней были привозные сосуды, серебряные предметы, художественная бронза и золотые изделия — ожерелье, кубки, флаконы, браслеты. Многие из них орнаментированы в зверином стиле. Особого упоминания заслуживает золотая диадема, по верхнему краю которой изображены козлы, олени, деревья, а в центре — греческой работы изображение женской головы из халцедона. О богатстве погребения говорит также множество золотых бляшек, некогда нашитых на одежду.

Имущественное расслоение и ряд других признаков позволяют сделать вывод, что у сарматов шел процесс зарождения государственной власти.

Сарматская керамика все еще делалась без помощи гончарного круга, хотя в курганах нередко встречается круговая античная керамика; гончарный круг не заимствовался. На сарматские племена работали их лесостепные оседлые соседи, изготовлявшие кузнечные, бронзолитейные, кожевенные и деревянные вещи.

Бронзовые котлы на высокой ножке характерны и для сарматов.

Оружие сарматов отличалось от скифского. Их мечи длинные, приспособленные для рубки с коня. Сарматы воевали чаще верхом, хотя пехота у них была, притом как легкая, так и тяжеловооруженная. Рукояти сарматских мечей часто не сохраняются, поэтому интересны случаи, когда на черешках для рукоятей обнаруживаются следы обмотки ремнем. Кинжалы сарматы привязывали ремнями к правой ноге.

Стрелы, как и у скифов, трехлопастные, но более крупные и почти с начала сарматской эпохи железные и черешковые. Выковать черешок было легче, чем втулку.

Сарматы использовали металлический доспех, он был пластинчатый или кольчужный. Кольчуги, т. е. рубашки из железных колец, не стесняли движений воинов и были удобны в бою. К сарматам кольчуги могли прийти от римских войск либо же через Малую Азию. (Кольчуги появились еще в VIII в. до н. э. в Ассирии.) Хорошо известны случаи использования сарматами оружия, пришедшего к ним через причерноморские города. Так, в кургане у станицы Воздвиженской найден богатый набор оружия: железная кольчуга, панцирь, стрелы, меч с кольцевидным навершием, конские удила и римское копье пилум (см. ниже). Там же найдена золотая пряжка, инкрустированная сердоликом, железные пряжки с изображением свернувшегося животного, привозные сосуды и пр. Для сарматской культуры с конца II в. до н. э. характерен полихромный стиль, в соответствии с которым одежда, обувь, металлические изделия с изображением зверей украшались цветными бусами, каменными вставками, цветной эмалью. К IV в. этот стиль достигает особой пышности, но художественность его падает. Изображения зверей вытесняются геометрическим орнаментом.

В сарматских курганах Поволжья, Прикубанья и Причерноморья встречаются римские изделия — фибулы, художественная бронзовая посуда, краснолаковая керамика.

Ранний железный век Южной Сибири и Горного Алтая.

Железный век Сибири лучше всего изучен по саяно-алтайским древностям. Его начинает тагарская культура (VIII—III вв. до н. э.), названная по острову на Енисее напротив Минусинска. Одновременная скифской культуре, она близка ей и по формам хозяйства, что отразилось в сходстве многих вещей, и в искусстве.

Обычно считают, что одним из главных различий этих двух культур является несходство в ведущем металле, но этот вопрос дискуссионен. Сибироведы указывают, что господство бронзы у та-гардев кажущееся, что это представление вызвано особенностью погребального обряда, в поселениях же преобладают железные вещи. Однако материалы раскопок тагарских поселений опубликованы пока недостаточно, поэтому пока трудно говорить о распространении железа у тагарцев с раннего железного века, хотя в единичных изделиях оно у них известно с VI в. до н. э.

Существенная роль в хозяйстве принадлежала скотоводству, постепенно утрачивавшему свое ведущее значение. О составе стада говорят найденные кости коров, овец, лошадей, свиней. Находки частей конской сбруи свидетельствуют, что лошадь использовали и как верховое животное.

Тагарские племена были оседлыми. Известно около ста поселений, которые, правда, еще недостаточно исследованы. Все же можно сказать, что среди них были постоянные (типа селищ и городищ) и временные (сезонные). На некоторых таких памятниках исследованы остатки небольших землянок, на других — наземных жилищ.

Гончарное производство тагарцев продвинулось вперед, но еще не достигло уровня ремесла: решающий признак — гончарный круг — только появляется, и притом лишь кое-где. Возникли новые формы сосудов, в частности кувшины. Существовало кожевенное, скорняжное, косторезное производство, довольно часто находят остатки шерстяных тканей — было развито прядение и ткачество.

Основными памятниками татарской культуры являются погребения. Тагарские курганы окружены четырехугольными оградами из каменных плит. Под курганными насыпями находятся квадратные могильные ямы с как бы вставленными в них срубами. Иногда вместо срубов стенки могильных ям обложены каменными плитами. Умение делать деревянные срубы говорит и о распространенности срубных жилищ.

В ранних тагарских курганах погребено по одному покойнику. При погребенных много различных вещей скифо-сибирских форм, что типично для культур степной полосы. Много стрел скифских типов. Одинаковые формы вещей встречаются на огромном пространстве. Таковы, например, чеканы камских культур, сходные с сибирскими.

Оружие клали как с мужчинами, так и с женщинами. К концу культуры вместо оружия и орудий помещали их маленькие бронзовые и, кажется, железные изображения-символы, изготовленные специально для погребальных целей. Тогда же появляются глиняные погребальные маски, хорошо передающие физические черты погребенных. Такие маски, но уже изготовленные из гипсовидной терракоты, особенно распространились в последующее, таштыкское время. Имущественное неравенство в погребальном обряде выражено слабо.

К концу культуры у тагарцев начинается процесс классообразования. В тагарских курганах IV—III вв. до н. э. находят уже не по одному, а по 100—150 погребенных —вооруженных мужчин. Это были дружинники, причем некоторые археологи полагают, что дружина была уже территориальной. Военные столкновения стали частыми. Причина грабительских набегов состояла в стремлении овладеть соседскими стадами.

Культуры скифо-сибирского типа складываются в VIII—VII вв. до н. э. в степной полосе от Дуная до Китая и характеризуются сходным хозяйством — кочевым скотоводством, с переходом к которому эти отличные друг от друга, непохожие племена приобрели многие общие черты, свойственные кочевым общинам независимоот места их обитания, от особенностей хозяйственной и социальной жизни. Их жилищами часто служили легкие переносные шатры или целые вереницы крытых повозок; утварь была портативной, небьющейся, одежда — приспособленной для кочевой жизни. Питались сибирские племена мясом и молоком, которые им давали огромные стада. В перекочевках племена часто встречались, что обусловливало обмен культурными достижениями. Создавалось обманчивое представление об общей культуре всех кочевников того времени, что для античных авторов было поводом называть их общим именем или устанавливать их родственные связи с хорошо известным грекам народом скифов, принадлежавших к тому же кругу племен. Но скифские и сибирские племена вовсе не идентичны.

На Горном Алтае железо появляется в VI в. до н. э. Культура племен этой области также развивалась на местной основе при оживленном общении с ближними и дальними племенами. Облик этой алтайской культуры тоже скифо-сибирский. Формы алтайских стрел, уздечек, бронзовых зеркал известны и в других странах. Изображения оленя, козла, тигра, хищной птицы и других животных характерны для скифо-сибирского звериного стиля. Но манера исполнения в Сибири несколько отлична: звери изображались в схватке, хищники — с оскаленными зубами, терзавшие каких-то травоядных.

Раньше других вещей железными стали кинжалы, ножи, затем удила и другие вещи. Вопрос о начале господства железа также дискуссионен.

Остатки поселений этого времени на Горном Алтае пока не открыты. Исследованы курганы, в которых умерших хоронили с верховым конем, мужчинам клали оружие. Наиболее интересны погребения вождей, открытые первоначально в курганах урочища Пазырык, от которого происходит название пазырыкской культуры (VI—III вв. до н. э.). Покойников хоронили в больших ямах, в которых строили два сруба, один в другом. Во внутренний сруб помещали деревянный саркофаг и погребальный инвентарь, после чего сооружение перекрывали настилом бревен. Пространство между срубами забивалось хворостом. Сверху возводилась насыпь из больших камней. Грунт был глинистый или скальный, поэтому в яме застаивалась вода, просачивавшаяся в нее в дождливые периоды. При наступлении холодов она замерзала, а летом не таяла, так как мощная насыпь не прогревалась солнцем. С течением времени вся камера заполнялась льдом. Промерзала и прилегающая к могильной яме земля, отчего образовывалась линза мерзлоты вне зоны вечной мерзлоты. Благодаря этому здесь великолепно сохранились все вещи и даже органические остатки.

Погребения людей обычно сопровождались погребениями лошадей. В каждом кургане их встречено от 5 до 14. Все лошади убиты чеканом. Порода лошадей близка среднеазиатской. Сбруя, седла, уздечки украшены различными аппликациями и золотыми нашивками. Попоны иногда сделаны из привозных иранских тканей. Лошади были меченые, на их ушах имелись различные тамги. Вероятно, на погребение вождя собирались приношения от отдельных родов или патриархальных семей.

Пазырыкские курганы свидетельствуют о значительном накоплении богатств у родовых вождей скотоводческих племен Алтая.

Вторжение племен хунну прервало процесс образования раннеклассового общества у тагарцев. Исконные земли хунну лежали в Центральной Азии, где возникали укрепленные и неукрепленные ремесленно-хлебопашеские поселения. Они делились на оседлые племена и племена, занимавшиеся табунным скотоводством. Хунну в Азии в отличие от гуннов в Европе считались наиболее культурными среди всех кочевников. В их культуре содержатся основы предметных комплексов всех средневековых кочевых народов. Археологически на нашей территории они прослежены недостаточно хорошо. До сих пор хуннские погребения плохо атрибуируются. Земледелие у них было, вероятно, мотыжным и поливным. Оросительную систему охраняли: в верховьях каналов находятся кольцевидные городища.

В конце III в. до н. э. хунну покорили тюркоязычные племена гяньгуней и вторглись в Китай. Вторжение хунну в Южную Сибирь изменило ход протекавших там социальных и этнических процессов. II—I века до н. э. составляют особую эпоху в жизни народов Южной Сибири. Часть тагарцев хунну выселили на север, а на их место поселили гяньгуней. Антропологический облик тагарцев, смешавшихся с гяньгунями, становится монголоидным.

Социальный строй хунну развивается от родоплеменного до военной демократии.

Социально-экономические перемены у племен Южной Сибири охватили почти два столетия (II—I вв. до н. э.).

В I в. до н. э. среди хунну возникли распри, местные племена отложились от завоевателей. В I в. н. э. хунну были разбиты коалицией китайцев и местных племен, после чего часть хунну откочевала сначала в Среднюю Азию, где их также постигли военные неудачи. Часть северных племен хунну отступила на запад и смешалась с аборигенами, положив начало народу, известному под именем гуннов. Гунны кочевали в степях, а во второй половине

Соседние файлы в папке Основы археологии. Экзамен