
О том, как снимали фильм «Бег» cо слов киноопертаора Левана Пааташвили на основании книги Левана Пааташвили «Полвека у стены Леонардо».
Фильм «Доктор Живаго» Дэвида Лина по роману Бориса Пастернака был запрещен к показу на большом советском экране. Однако же советские партийные босы решились –таки показать эту картину узкому кругу зрителей: участникам съемочной группы фильма «Бег». Тогда это был грандиозная по своему размаху и замыслу картина, особенно поразила великолепная игра актеров ну и конечно же виртуозная операторская работа Фредди Янга. Видно просмотр был разрешен не случайно. Хотелось получить такую же значимую и достойную картину.
Повезло в том, что тогда еще была жива жена М.Булгакова Елена Сергеевна Булгакова. На протяжении всего фильма она была его консультантом и оказала неоценимую помощь в его создании. По словам Наумова , это была прекрасная и мистическая женщина: «Я не понимаю, наши отношения сон или явь?..».
Художник по костюмам Лида Нови предложила несколько вариантов тканей для шинелей красноармейцев и белогвардейцев, которые также необходимо было приладить к широкому формату пленки. Ведь при широком формате видение ширины, глубины, резкости совсем иные нежели в обычном. Ну и конечно же надо было учесть хроматическое решение фильма.
На роль генерала Хлудова пригласили молодого актера Владислава Дворжецкого. Он всего себя отдавал съемкам, пытаясь вникнуть в этот непростой образ булгаковского персонажа, поражал своей выразительной фигурой и пронзительным взглядом, в нем была некая чертовщинка, присущая булгаковским героям. Особенно интересны сны Хлудова, съемки которых производились на черно-белой пленке.
Декарации были крайне сложными. Это были целые комплексы. Ведь надо было показать дворцовые ансамбли, парижские и константинопольские квартиры и соответственно интерьеры, церковные , железнодорожные декорации.
Ну вот, например: декорация «улица Константинополя» с экстерьером и интерьером дома, в котором жили русские. В одном из кадров на балконе доме стоит Чарнота и произносит монолог под выстрелы из пистолета. На другом плане уже видна улица с домами и проезжей частью , где идет сцена с моряками и прохожими. Эти кадры снимались под «натуру» в павильоне.
Весьма сложно дались тараканьи бега. Как это не смешно, но были задействованы специальные дрессировщики , которые взялись организовать неорганизованные массы тараканов в соответствии с сюжетом булгаковского романа. Словом, были отобраны лучшие тараканы, каждый получил прозвище , и передан на воспитание дрессировщикам. Которые кормили их различными деликатесами дабы приручить.
Однако как только начиналась съемка и включался яркий свет, новоиспеченные «актеры» разбегались кто куда и собрать их в кучку было уже невозможно, не говоря уже о боях.
Поняв, что с живыми тараканами номер не пройдет, организаторы съемок обратились к кибернетикам. Оказалось, что создать искусственного робота-таракана не представляется никакого труда, однако же стоить это будет недешево. Денег конечно же не было. Стали искать решение. И вот кто-то вспомнил о поведении домашних тараканов, которые убегали в темноту при включении яркого света. Пришлось сделать такую конструкцию: на большом бильярдном столе установили несколько крошечных ящичков с заслонками, внутри оклеенные черным бархатом. Поведение таракана теперь зависело от того закрывалась или же открывалась заслонка, когда включали яркий свет. Теперь тараканы были под контролем.
Съемки в Париже труда не составили. Проход генерала Черноты в подштанниках по улицам Парижа не вызвал никакого удивления. Париж видел и не такое. Съемочная группа остановилась в гостинице «Бонапарт», которая совсем рядом с церквью Сан-Сюльпис. Когда разрешили подняться по узкой винтовой лестнице на самый верх церкви взору предстала такая захламленность, что стало понятно, кроме съемочной группы нога человека сюда ранее не заходила. Но зато с высоты открылась замечательная панорама Парижа, которую и удалось заснять в необычайном ракурсе.
Увлеченность, фантазия и юмор, царившие на съемке, способствовали дружескому общению и атмосфере творческой радости.
Ну и для особо любознательтных, прежде чем приступить к просмотру самого фильма можно посмотреть очерк на тему:
"Борьба с властью за БЕГ". Почему Сталин так легко разрешил показ этого фильма на широком экране? Впрочем, загадка...
«Бег» — кинофильм по мотивам произведений М. А. Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море».
Сюжет
1920 год. Гражданская война в России близится к завершению. После вторжения Красной Армии в Крым начинается исход всех, кто искал спасения от «окаянных дней» (по словам Ивана Бунина) революции.
В этом страшном течении оказываются рядом самые разные люди — беззащитная Серафима Корзухина и полковая дама Люська, приват-доцент Голубков и генерал Хлудов. Выброшенные в «тараканьи бега» стамбульской эмиграционной жизни, русские интеллигенты теряют почву под ногами. Последним шансом спасти Серафиму становится поездка Голубкова и генерала Чарноты в Париж — на розыски ее сбежавшего мужа. Поездка приводит к поразительным результатам…
В ролях
Людмила Савельева — Серафима Владимировна Корзухина, жена товарища министра торговли
Алексей Баталов — Сергей Павлович Голубков, приват-доцент Санкт-Петербургского университета
Михаил Ульянов — генерал Григорий Лукьянович Чарнота
Татьяна Ткач — Люська Корсакова (прототип — Нина Нечволодова («юнкер Нечволодов»), гражданская жена генерала Слащёва)
Владислав Дворжецкий — генерал Роман Валерьянович Хлудов
Евгений Евстигнеев — Парамон Ильич Корзухин, товарищ министра торговли Крыма
Роман Хомятов — Михаил Васильевич Фрунзе, красный командарм
Владимир Заманский — Баев, командир красного полка
Николай Олялин — вестовой Крапилин
Бруно Фрейндлих — барон Пётр Николаевич Врангель, главнокомандующий
Владимир Осенев — Тихий, белый контрразведчик
Александр Январёв — есаул Голован, адъютант Хлудова
Владимир Басов — Артур Артурович, «Тараканий царь»
Тамара Логинова — Марья Константиновна, «личико» в кассе
Олег Ефремов — белогвардейский полковник
Алёша Наумов — Петька Щеглов
Павел Шпрингфельд — Скунский, белый контрразведчик
Николай Сергеев — гробовщик
Станислав Хитров — Антуан Грищенко, слуга Корзухина
Готлиб Ронинсон — грек-сладострастник
Наталья Варлей — девочка с козой
Павел Винник — белый контрразведчик
Константин Воинов — генерал Кравченко
Михаил Глузский — белый штабс-капитан
Николай Горлов — Африкан
Микаэла Дроздовская — модистка
Валерий Золотухин — эстрадный певец
Альфред Зиновьев — Паисий
Николай Кутузов — игумен Кирилловского монастыря под Бериславом
Дмитрий Орловский — телеграфист
Юрий Потёмкин — мужик из похоронной команды
Владимир Протасенко — комбриг
Сергей Торкачевский — кадет
Николай Юдин — монах
Анатолий Яббаров — солдат с гробами
Наум Коржавин — шпрехшталмейстер стамбульского цирка
Георгий Светлани — профессор с контрабасом
Съёмочная группа
Авторы сценария:
Алов, Александр Александрович
Наумов, Владимир Наумович
Режиссёры:
Алов, Александр Александрович
Наумов, Владимир Наумович
Оператор: Леван Пааташвили
Художники: Алексей Пархоменко, Наталья Пархоменко
Композитор: Каретников, Николай Николаевич
Монтаж: Тамара Зуброва
Костюмы: Лидия Нови
Звук: Роланд Казарян
Консультант: Елена Булгакова
Директор картины: Михаил Амираджиби