Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Основы функционального и антикризисного менеджмента

..pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
11.17 Mб
Скачать

ренции связано с выходом на региональные рынки нефтепродуктов нескольких компаний и обеспечени­ ем их свободного доступа к единой системе магист­ ральных трубопроводов.

Для 26 заводов нефтеперерабатывающей про­ мышленности, мощности которых к концу 90-х гг. ис­ пользовались лишь на 55 %, главное - вывод из эксп­ луатации излишних, неэффективных и экологически опасных установок, снижение энергетических и мате­ риальных затрат, освоение новых технологий, позво­ ляющих выпускать конкурентоспособную и по каче­ ству и по цене продукцию, соответствующую новым европейским стандартам. Иначе будет потерян не только внешний, но и внутренний рынок.

Газовая промышленность в отличие от нефтя­ ной в 90-х гг. не сократила объем добычи. Газ состав­ ляет половину энергобаланса России, а более 30 % его добычи экспортируется. Проблемы этой отрасли свя­ заны с неплатежами, потерями попутного нефтяного газа, низкой долей независимых от «Газпрома» производителей. Необходимо развитие контрактных отношений между поставщиками и потребителями газа, справедливое распределение доходов между производителями и фирмами, ведущими транспорти­ ровку газа.

В срочной реструктуризации нуждается добы­ ча угля. Здесь действует более 230 шахт, 85 разрезов, около 70 обогатительных и брикетных фабрик, бо­ лее 250 строительно-монтажных трестов и управле­ ний, 19 машиностроительных заводов, а также тыся­ чи подсобных хозяйств, предприятий торговли и об­ щественного питания. Из 650 тыс. работников отрасли рабочие по добыче угля составляют менее половины

ШНШШШШШШЯШШШЯШЖ 323 М Н Н М П В И П В В Ш Ш Ш

(в т. ч. подземные - 180 тыс.). Оборудование изноше­ но, условия труда опасны, 500 акционерных обществ и 30 крупных компаний в условиях неплатежей энер­ гетиков и высоких транспортных тарифов часто не обеспечивают своевременную оплату труда и техни­ ку безопасности.

Реструктуризация отрасли требует вывода из ее состава непрофильных предприятий, увеличения доли добычи угля открытым способом (с 55 до 65 %), лик­ видации с участием государства более 140 убыточ­ ных шахт (число работников при этом сократится на 1/5). Главное в отрасли - передача предприятий эф­ фективным собственникам, освоение новой техноло­ гии, современного маркетинга и менеджмента, позво­ ляющих снизить себестоимость угля и сделать фир­ му рентабельной.

Добыча энергоресурсов и электроэнергетика от­ носятся к числу наиболее конкурентоспособных от­ раслей благодаря наличию уникальных месторожде­ ний, дешевизне рабочей силы и менее жестким, чем во многих зарубежных странах, экологическим нор­ мам. Россия в середине 90-х гг. была вторым в мире (после США) производителем энергопродуктов (13% мирового объема). ТЭК давал 15 % ВВП и 45 % экс­ портных поступлений.

Добыча и производство энергоресурсов в XXI веке останутся важнейшими отраслями экономики. Доля импорта в энергопотреблении стран ЕС увели­ чится с 43 % в 1986 г. и 51 % в 1992 г. до 66 - 75 % в 2020 г., вдвое вырастет импорт Польши, Венгрии, Турции, стран юго-восточной Азии.

Развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в б. СССР было направлено прежде всего на

экспорт. В 1970 - 1988 гг. он вырос почти втрое (со 170 до почти 450 млн т условного топлива), вывози­ лась каждая третья тонна нефти. Доля ТЭК в общем объеме промышленных инвестиций также выросла с 35 до 48 %, что не позволило поднять конкурентоспо­ собность многих других отраслей. Расход энергоре­ сурсов на единицу конечной продукции был в 2-3 раза выше, чем в Японии и США. Многие районы страны оказались в стороне от единой системы энерготран­ зита. После ликвидации централизованного управ­ ления за один 1991 г. экспорт нефти сократился по­ чти вдвое, значительная часть рынка была потеряна.

В 90-х гг. страны СНГ избрали различные пути развития ТЭК. Казахстан передал эту отрасль в уп­ равление зарубежным ТНК. Азербайджан на основе тендера передал разведку и добычу нефти междуна­ родным консорциумам, (общая стоимость проектов до 2030 г. - 135 млрд дол.). Россия пошла по другому пути, создав интегрированные (от добычи сырья до продажи газа, бензина и т. д.) АО с участием государ­ ства («Газпром», «Лукойл», «Юкос», «Сиданко», «Сур­ гутнефтегаз», «Славнефть» и др.), а также рентабель­ ные угольные компании (в основном на базе открытых разрезов при закрытии убыточных шахт с опасными условиями труда).

Так, РАО «Газпром» (государственный пакет акций - 40 %, из них 35 % - в доверительном управле­ нии РАО) разрабатывает 69 месторождений (25 % ми­ ровой добычи газа), имеет лицензии на разработку 33 трлн куб. м газа (вместе с дочерними АО), 1,3 млрд т разведанных запасов газоконденсата и 664 млн т не­ фти. После реструктуризации Газпром включает компании по разведке и бурению («Бургаз»), добыче

(в Уренгое, Надыме, Ямбурге, Сургуте), переработ­ ке (6 заводов), транспортировке (включая крупней­ шую в мире Единую систему газоснабжения), прода­ же газа («Межрегионгаз»), совместные предприятия

встранах-потребителях. Непрофильные фирмы (аг­ рарные, машиностроительные и т. д.) выведены из состава «Газпрома», а социальная инфраструктура передана на муниципальный баланс. Это позволило сократить численность персонала на 100 тыс. чел.

Экспортируется более 1/3 газа, что обеспечивает более 20 % потребностейзападной (ФРГ, Италия, Фран­ ция и др.) и 50 % - Восточной Европы. Это .приносит половину доходов, что особенно важно в условиях не­ платежей, «Газпром» дает 1/4 налоговых поступлений

вбюджет России. Несмотря на то, что 68 % оборотных средств РАО приходится на дебиторскую задолжен­ ность, а активы компании превысили 100 млрд дол. (это привело к уменьшению суммы чистой выручки в расчете на рубль активов за 1993-1996 гг. с 1,66 до 1,20), ее фи­ нансовое положение устойчиво. Рентабельность акти­ вов выросла за эти годы с 3,35 до 5,75 %, увеличилась доля чистой прибыли в объеме продаж, а также доля долгосрочных пассивов в составе оборотных средств (с 3,4 до 11 %). Сооружается крупнейший в мире газопро­ вод «Ямал-Европа» (6000 км, пропускная способность - 82 млрд куб. м, стоимость - около 40 млрд дол.). «Газ­ пром» разместил на международном фондовом рынке 1,15% своих акций в форме ADR (депозитные распис­ ки), выпускает еврооблигации. Значительную (на 1/4) экономию дает переход к вахтовому методу вместо строительства дорогостоящих городов на Севере.

Однако ухудшение горно-геологических усло­ вий добычи (переход к эксплуатации более далеких,

яшшяпаяактшавяаишшштшааашшшшкшят

глубоко расположенных морских, бедных, месторож­ дений с вредными примесями и т. д.) требует все боль­ ших инвестиций. Из-за их нехватки в России сокра­ тилось число вновь введенных скважин, масштабы геологоразведки и т. д.

ТЭК все больше отстает по уровню технологий. Менее 15 % нефти добывается с помощью современ­ ных технологий, позволяющих более полно и без вре­ да для окружающей среды извлекать топливо из плас­ тов. Глубина переработки нефти составляет в России 63%, Украине - 60%, Беларуси - 56% по сравнению с 87-93% в ФРГ и США. Около 20% ресурсов попутно­ го газа без пользы сжигается в факелах. До 11%элек­ троэнергии теряется при передаче в энергосетях. В ФРГ и Японии эти потери составляют лишь 4%. Рабо­ тает много мелких и неэкономичных котельных.

Резко сократилось производство оборудования для ТЭК, особенно механизированных крепей, лебе­ док и погрузочных машин для шахт, бурового обо­ рудования, газовых турбин, которые раньше выпус­ кались в кооперации заводами России, Украины, Азербайджана и других стран. В итоге ввод мощнос­ тей электростанций сократился в 90-х гг. в пять раз.

В первой половине 90-х гг. внутренние цены на энергоресурсы стали приближаться к мировым. Так, цены производителей (без учета НДС) на нефть вы­ росли с 1,7 до 40 дол. за тонну, мазут - с 1,9 до 50 дол., дизельное топливо - с 3,5 до 125 дол., бензин - с 5 до 150 дол., природный газ - с 1,1 до 23 дол. за тыс. куб. м, энергетический уголь - с 0,9 до 17дол. за тонну, электроэнергию - с 7 до 210 центов за кВч. Эта ценовая революция привела к резкому сокращению экспорта энергоресурсов в страны СНГ, росту транспортных

тарифов, цен на металл, химикаты и другие энерго­ емкие продукты, породила массовые неплатежи.

С другой стороны рост цен на топливо делает все более выгодным энергосбережение (новые технологии и оборудование, теплоизоляция сооружений, исполь­ зование отходящего тепла), автономное энергоснаб­ жение (одновременная выработка электроэнергии и технологического пара для предприятия и близлежа­ щих домов), использование возобновляемых источни­ ков энергии (ветровые электростанции, геотермаль­ ная энергия на Камчатке, биогаз могут заменить до 10% органического топлива). Лишь на 10-15% исполь­ зуются энергоресурсы рек восточных районов Рос­ сии и Кавказа. Новые технологии расширяют воз­ можности строительства безопасных и экономичных атомных станций.

В России была прекращена добыча на ста нерен­ табельных и взрывоопасных шахтах, число шахтеров сократилось с 750 до 450 тыс. чел. В результате произ­ водительность труда выросла на 25 %, себестоимость стабилизировалась, а доля бюджетных дотаций в цене угля снизилась с 77 до 15 %. Однако социальная защи­ та высвобождаемых шахтеров и освоение рентабель­ ных технологий добычи (в основном на открытых раз­ резах) остается весьма острой проблемой.

ТЭК может стать локомотивом экономическо­ го развития России лишь при решении в ходе рест­ руктуризации ряда проблем.

1. Развитие собственной научно-технологиче кой базы, производства оборудования и материалов для геологоразведки, бурения, фонтанной и газлиф­ тной технологии добычи нефти, строительства и экс­ плуатации трубопроводов, электростанций различ­

ных типов, угольных разрезов и т. д. при широкой ко­ операции с зарубежными фирмами. ВПК до сих пор не смог взять на себя реконструкцию ТЭК, который сел на дорогостоящую импортную иглу. В результате в России рентабельность нефтедобычи в 1992-1995 гг. сократилась с 41 до 2%, 40 тыс. скважин простаива­ ет, а внутренние цены на бензин превысили мировые.

2.Создание инвестиционных фондов и схем рас­ четов за энергоресурсы. В 80-х ТЭК финансировался из бюджета за счет нефтяной ренты в условиях скач­ ка цен на мировом рынке. Ныне целевой фонд для поддержания добычи, освоения малых и средних мес­ торождений, повышения нефтеотдачи пластов позво­ лил бы наиболее выгодно использовать сбережения населения и свободные средства банков. Согласован­ ная политика позволит улучшить условия контрак­ тов с зарубежными инвесторами, освободиться от посреднических фирм, которые присваивают доходы от экспорта, провести реструктуризацию долгов ТЭК, снизить цены с одновременным отказом от оплаты по бартеру и т. д. Необходимо сооружение заводов глубокой переработке нефти, сжижению природно­ го газа и электростанций для ликвидации дефицита (в Хабаровском, Приморском и других регионах) и экспорта электроэнергии.

3.Согласование условий добычи нефти и газа в Каспийском море, где разведано лишь 7% его шельфа, но уже найдено 850 млн т. нефти и 8,700 млрд кбм газа. Для стран СНГ наиболее выгодна не конкуренция, а согласованная политика с учетом опыта ОПЕК и дру­ гих международных организаций. Прогнозируемые в XXI веке объемы добычи предполагают эксплуатацию не одного единственного, а сети трубопроводов.

4. Антимонопольная политика, ориентирова ная на энергосбережение. В последние годы в связи с падением объемов производства и износом оборудо­ вания электро и теплоемкость металлургии, химии и нефтехимии, производства стройматериалов вырос­ ла в 1,5-2 раза. Наибольшие возможности экономии топлива имеются в самом ТЭК (30 %) и коммуналь­ ном хозяйстве (20%).

Создание оптового рынка электроэнергии озна­

чает:

-единая энергосистема занимается лишь транс­ портировкой энергии, крупные электростанции на конкурентной основе заключают прямые договоры

спотребителями на оптовом рынке электроэнергии и мощностей без посредничества перепродавцов;

-регулированием тарифов занимается специаль­ ная энергетическая комиссия, а не энергосистема, при­ чем вместо двуставочного (за заявленную мощность и за потребленную энергию) вводится единый тариф, дифференцированный по времени суток и степени энергодостаточности региональных систем;

-постепенно отменяется перекрестное субсиди­ рование (льготы отдельным категориям потребите­ лей за счет завышения тарифов для оптовых покупа­ телей - крупных предприятий);

-дифференциация цен на газ и другие виды топ­ лива допускается лишь в зависимости от дальности его транспортировки и других объективных факторов;

-повышение гибкости энергосистемы, строитель­ ство новых линий энергопередач в энергодефицитные регионы;

-стимулирование энергосбережения (в России затраты энергии на единицу продукции в 4-4,5 раза

выше, чем в США, Японии и странах ЕС), ликвида­ ция нерегистрируемых затрат энергии на подпольное производство (оно превышает 1/4 оплаченного по­ требления);

- значительное снижение цен на энергию для промышленных потребителей при условии своевре­ менной оплаты «живыми» деньгами, а не бартером или векселями, включение платы за энергию в реаль­ ные сметы расходов бюджетных организаций.

Россия, где 12 % электроэнергии вырабатывают АЭС, рассчитывает по концепции Минатома увели­ чить их мощность к 2010-2015 г. вдвое, а производ­ ство урана - в 2,5-3 раза (до 10 тыс. т в год), ТЭЦ на твердом топливе, равная по мощности одному блоку АЭС, сжигает за год 4 млн т угля, образуя 1 млн т шлака и выбрасывая в воздух 40 тыс. т оксидов серы и азота. Блок АЭС требует 40 т топлива в год, кото­ рое остается на ее территории в специальных храни­ лищах. В конце 90-х гг. в России войдете строй соору­ жаемый по международной программе реактор (сфе­ рический токамак) с наиболее безопасным способом получения энергии за счет управляемого синтеза лег­ ких ядер. В свете этих перспектив следует остановить сокращение численности сотрудников НИИ в энер­ гетике (в 90-х гг. вдвое, причем 80 % оставшихся стар­ ше 50 лет).

К числу ближайших задач энергетики относится обновление оборудования. Свыше 40% мощностей исчерпало свой ресурс и нуждается в срочной замене. Однако инвестиции не могут иметь своим источником высокие тарифы. Мировой опыт показывает, что та­ ким источником может служить лишь капитал, при­ влеченный от продажи акций, а также финансовые

гарантии крупных банков. Лишь при этом условии удастся заменить до 2010 г. 18 устаревших блоков на АЭС, достроить остро необходимые ГЭС на Даль­ нем Востоке (Бурейские, Усть-Среднеканская), Кав­ казе (Черехские, Зеленчукские, Зарамагские, Ирганастскую) и других регионах, возродить экспорт обо­ рудования и услуг по сооружению ГЭС за рубежом.

Химико-металлургический и лесной комплекс

Черная металлургия России включает свыше 270 крупных и средних предприятий, где работает свы­ ше 800 тыс. чел. В середине 90-х гг. отрасль ежегодно экспортировала продукции на 8-8,5 млрд дол., в т. ч. 60 % всего выпускаемого проката. Загрузка производ­ ственных мощностей по чугуну, стали и прокату со­ ставляла 65-70 %.

Однако к концу 90-х гг. конкурентоспособность отрасли стала снижаться. Из-за высокого (более 4550 %) износа оборудования и отсталых технологий (лишь 2/3 стали производится в электропечах и кон­ вертерах с кислородным дутьем, лишь 40 % разлива­ ется непрерывным способом)-расход ресурсов слиш­ ком высок. Когда дальнейшее повышение цен стало невозможным, рентабельность отрасли снизилась с 20-22 до 8-9%, что недостаточно для обновления про­ изводства.

Реструктуризация в отрасли связана с выводом излишних и устаревших мощностей (особенно марте­ новских печей и старых прокатных станов), развити­ ем рудного потенциала (особенно по марганцу и хро­