Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Современный мир. Молодёжь, образование, труд

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
2.97 Mб
Скачать

туры. Сказался фактор сокращения работников градообразующего предприятия – Кунгурского машиностроительного завода. Вгороде велика доля маятниковой миграции, существует возможность занятости в сфере обслуживающего труда, ремонтов как на автомобильных магистралях, так и на железной дороге. Опосредованно размывание социальной структуры сказалось и на профессиональной ориентациивыпускников.

Менее всего руководители школ, учреждений НПО и СПО добиваются внимания чиновников, хотя молодые кунгуряки проявляют интерес и хотели бы таких встреч (от 26 до 40 %). Если в Лысьве чиновники входят в аудитории школьников, студентов учреждений НПО и СПО, а особого интереса к таким встречам у молодых нет, то в Кунгуре, наоборот, встреч с чиновниками меньше, чем в других городах, а интерес выпускников значительно выше. Почему? У молодых кунгуряков высок интерес к посредническим формам деятельности, ориентированным на предпринимательскую матрицу поведения, унаследованную от традиций далеких прошлых поколений и утвердившуюся вновь в период реформ в Кунгуре.

Несоразмерно высока оплата труда чиновников, вольно установленная в период перестройки и реформ, в сравнении с оплатой труда в сложнейших гуманитарных сферах, призванных поддерживать здоровье и повышать интеллектуальный уровень народа. При этом управление регионом не стало более эффективным: продуктивные сельскохозяйственные поля зарастают лесом. Ведущие предприятия Перми в период перестройки и реформ сократили количество рабочих в несколько раз, иные заводы расформированы совсем. Шахты Кизеловского угольного бассейна затоплены. Предприятия Лысьвы и Кунгура под угрозой массового сокращениярабочих.

В Кунгуре невысока самооценка знаний выпускников, нет влечения к овладению знаниями, невелико и стремление к продолжению образования. Выявилось также, что желание работать на крупном промышленном предприятии ниже сред-

61

него уровня по региону, но высока доля ориентаций молодых выпускников города на обслуживающий труд.

Кудымкар. Малый город, история которого началась в дохристианизированном прошлом Пермского края. Город расположен в живописнейших лесах Западного Урала. Местное население − источник легенд о Кудым-Оше, отсюда пошел пермский звериный стиль. На месте схождения природных красот и созданных капищ коми-пермяков миссионеры позднее создали христианские культовые сооружения, разбивая молотами изображения древних богов.

В 20-е годы XX века в культурном слое населения Кудымкара рождаются проекты будущих домов, сверкающих стеклом и алюминием. Кудымкарский художник-авангардист И.П. Субботин-Пермяк после окончания Строгановского училища оставил множество рисунков с футурологическими мотивами, чтобы пробудить от вековой традиционности заповедный уголок Пермского края.

Реформы больнее всего ударили по Кудымкару дезорганизацией промышленного производства: сокращением объемов производства на предприятиях обработки леса, строительства, местной промышленности. Это означает сокращение занятости работающих мужчин. Если мужчина не может содержать детей, он уходит из семьи. Однако положение женщины и детей от этого не улучшается, а значительно ухудшается, что характерно, по наблюдениям З. Баумана, и для Африки1, и для Кудымкара. Такой доли безотцовских семей (40,7 %), пожалуй, нет ни в одном из исследованных городов Пермского края. Именно столько опрошенных старшеклассников не смогло ничего сообщить о профессии и образовании отца. В ответах стоит просто прочерк. Неслучайно в материалах фокус-группы отмечается, что старшее поколение мужчин спивается, а жен-

1Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества.

М.: Весь мир, 2004. – 188 с.

62

щины проявляют гиперактивность в поисках труда. Понятно, что женщины несут усиливающуюся нагрузку, трудясь на нескольких работах, чтобы вырастить детей. Предлагаемый властью населению малый бизнес − сбор грибов и ягод – недорогостоящий и неустойчивый источник существования. Лишение населения занятости ведет к алкоголизму и разрушению семей.

При этом властвующей элитой проложена автомагистраль через Кудымкар для вывоза леса – главного богатства края. Население от хищничества мировой цивилизации в либеральном демократическом обществе проиграло все, в первую очередь − качество жизни. Населению севера Пермского края предлагают вновь скатиться до туземного типа труда и уровня жизни ниже прожиточного минимума. Те команды, что «выбривают» лес автоматизированными комплексами, работают вахтовым методом. Они семьи в Кудымкар не завозят. Их дети и не представлены в выборке, а дети-кудымкарцы, заполняя данные анкеты по материальному статусу семьи, стыдливо прикрывают листом свою пометку о материальном положении от взглядов соседа по парте и анкетирующих социологов. Это то море отчаяния, которое отмечают Н.М. Давыдова и Н.Е. Тихонова1, когда человеку (родителям школьниковкудымкарцев), лишенному социального капитала, негде найти приложения своим силам. По данным центра занятости населения Кудымкара 70 % мест предлагаемой работы оплачиваются ниже прожиточного минимума.

Молодежь уходит из сельского хозяйства и промышленного производства в крупные города, а там, сколько заработают молодые кудымкарцы в строительстве, столько же платят за жилье

1 Давыдова Н.М., Тихонова Н.Е. Методика расчета ресурсной обеспеченности при анализе социальной стратификации // СОЦИС. – 2006. – № 2. – С. 29–41. Для определения социального капитала необходимо большое исследование профессионального уровня населения, интеллектуального (образовательного) потенциала, меры социальных свя-

63

ипроживают. Часть из них отправляется в Пермь и Киров для получения образования, в надежде «зацепиться» в крупных индустриальных иобразовательных центрах.

Следует пояснить, что в малых городах региона центральное коммерческое высшее образование Москвы, СанктПетербурга создало неконтролируемую сеть филиалов. Выглядит странным тот факт, что в Перми при наличии восьми вузов встречи с их представителями по интенсивности занимают предпоследнее место, а Кудымкар – северный лесной край региона, обозначился большим процентом встреч с представителями вузов. Выпускники-кудымкарцы отметили в большой доле ответов (42,7 %) ознакомительное посещение вузов.

Чайковский. Данные транскрипта фокус-группы показали, что относительное равновесие на рынке труда Чайковского обусловлено массовым выездом из города молодежи для повышения образования и ее невозвратом в город. Ткачихами на Комбинате шелковых тканей (КШТ) работают 60-летние работницы. Из-за того, что молодежь не идет на предприятие, приходится сокращатьегопроизводство. Населениегородастареет1.

зей, состояния здоровья, социального статуса предшествующих поколений. Данное исследование не ставило такую задачу.

1 Обследованию подлежали выпускники школ № 1 и 11 г. Чайковского, N = 152. Из них 47,4 % − юноши, а 52,6 % – девушки. Учащиеся и студенты учреждений НПО и СПО 14–15 лет в выборке составили

40 %; 16–17 лет – 57,2 %; 18 – 19 лет – 2,0 %; 20 и старше – 0,7 %. У чет-

вертой части есть старшие братья и сестры. Среди родителей школьников выделяются две большие группы. Отцы в основном представлены рабочими. Матери – в основном служащими и гуманитарной интеллигенцией. Группа мужчин, занятых административной работой, вчетверо больше группы матерей-администраторов. Треть выпускников не смогла назвать профессию отца, а пятая часть – занятия матерей.

По имущественному положению в Чайковском молодые респонденты отнесли себя к следующим группам: 2,6 % – к высокооплачиваемой группе, 93,4 % – к группе со средним материальным положением, 4 % – к малооплачиваемым группам. Это подтвердило тот факт, что в социальной структуре, к примеру, Перми, в соотношении с соцструк-

64

По мнению работодателей, участников фокус-группы, современнаямолодежьориентировананауспех– карьерноепродвижение

– легкую жизнь. Она не руководствуется здравым смыслом, не настроена на полезность овладения профессиональными навыками, востребованность рабочих специальностей в имеющейся промышленной структуре города. Даже знания школьной программы молодымнужнывсугубопрактическихцелях.

В связи с экономическим кризисом и необходимостью занять молодое поколение учебой количество бюджетных икоммерческих мест в вузах увеличивается, поэтому усиливается отток молодежи из учреждений НПО и СПО. Следствием этого процесса явится то, что еще меньше людей будут получать рабочие профессии. Если в Пермском крае примут закон опоступлении в учреждения НПО и СПО школьников на базе 11 классов, то произойдет взрыв и уничтожение системы НПО и СПО и она на 30–40 % рухнет. Участники фокус-группы всвоих суждениях фиксируют ситуацию ничтожно малого престижа рабочих профессий исвязывают ееснизкойзаработной платой.

Определены причины обезлюдевания предприятий. В стремлении молодых получить высшее образование проявляются не столько потребности рынка труда, сколько позиция родителей. Прежде был высок престиж образования, поэтому родители ориентируют детей на вуз. В современном обществе 2009–2010 гг. 70 % выпускников школ Чайковского почти без конкурса поступают в вузы.

Если в 80-е гг. представители учреждений НПО и СПО приходили в школы, выступали, агитировали, привлекали, то сейчас эта часть сетевой связи утрачена. Молодежь не информируют о рабочих профессиях. У школьников узкий кругозор в области представлений о рабочих специальностях. Они не

турой Чайковского, групп, которые мы относим к высокооплачиваемым, на 7 % больше, чем в глубинке, соответственно, людей с низким материальным положением в Перми на 5 % больше.

65

отличают специальность фрезеровщика от специальности токаря. Кроме того, никто не может сказать, какие заводы будут работать в городе, какие профессии будут востребованы через 3–5 лет, для того чтобы готовить по ним специалистов в школах, учреждениях НПО и СПО.

Сегодня работодателю нужны токари, слесари, фрезеровщики, электрики. Комбинат шелковых тканей нуждается

вткачихах и прядильщицах, а таких специалистов нет, вместо них учреждения НПО и СПО выпускают парикмахеров, поваров, визажистов. Предприятию нужны швеи. Выпускниц школ обучают швейному производству, однако они уходят работать

вчастный сектор. По заявкам учебных заведений региона на предприятиях в Чайковском получают навыки как студенты средних учебных заведений, так и вузов, но после окончания практики они не хотят работать на комбинате. Молодежь не устраивают условия труда, сменный график работы (4 смены), работа без выходных. Не удовлетворяет молодежь и небольшой размер зарплаты. Проблема ежегодно обсуждается в администрации предприятия, но остается нерешенной1.

Перекос, состоящий из неудовлетворенной потребности работодателей в развитой и квалифицированной молодой рабочей силе и нежелания молодежи идти на Комбинат шелковых тканей в Чайковском, привел к сокращению производственных мощностей предприятия. В связи с осуществленными в 90-е гг. сокращениями рабочих с предприятий начался процесс изменения в целом социальной структуры общества. Стали преобладать функции обслуживающего труда, направленные на потребление услуг, и сокращаться функции производящего труда, создающие совокупное богатство общества.

Казалось бы, что плохого в разрастании сферы услуг и, соответственно, слоя служащих? Однако если в развитых

1Трубцын Д.В. «Модернизация» и «негативная мобилизация». Конструкты и сущность // СОЦИС. – 2010. – № 5. – С. 3–13.

66

странах разрастание сферы обслуживания, обеспечивающей комфортность существования, подкрепляется собственной развитой производящей структурой либо большая часть производства переложена на плечи стран-сателлитов (чаще должников), то Россия «живет сама от себя».

Развитые страны укрепляют военно-космическую мощь, проводят меры финансово-экономического укрепления валюты и ведут торговлю, выгодную для своих народов, инвестируют в сельское хозяйство, а в промышленности осуществляют переход от «тяжелой модернизации» к «легкой модернити». На примере данного репрезентативного исследования (социально-профессиональной структуры родителей выпускников) виден рост непроизводственной сферы и сокращение промышленного производства в индустриальном Пермском регионе.

Предприятие должно качественно и в срок выполнить заказ, иначе объемы заказов упадут. Брак непозволителен, но молодежь, в силу неопытности, неумения, отсутствия наставника и производственного опыта, при выпуске продукции неизбежно допускает брак. Положение об оплате труда наставников и стажеров есть на предприятии. Наставнику платят 2200–2300 руб. за одного ученика. Квалифицированные рабочие выполняют производственное задание, молодежь мешает им выполнять основное задание. Для того чтобы качественно обучить молодого рабочего, по мнению кадровых рабочих, уровень оплаты наставничества должен быть в 10 раз больше, если требуется за год–два довести ученика с 3-го до 5-го разряда. Иначе после окончания действия льгот молодые рабочие уходят в другие секторы экономики (хозяйства).

Чернушка. Наиболее удаленная от краевого центра поселенческая общность со сложившимся в недавние десятилетия нефтедобывающим комплексом предприятий, с малыми предприятиями переработки сельскохозяйственной продукции. Город с общеобразовательной инфраструктурой, включающей крупные общеобразовательные учреждения, в том числе музы-

67

кальную школу. Характерной особенностью чернушкинцев является чрезвычайно широкая, массовая культура лыжного спорта. Чернушкинцы дали большое число Героев Советского Союза вВеликой отечественной войне1941–1945 гг.

Поскольку институты сферы обслуживания в период перестройки и реформ значительно разрослись, но в то же время сократились в десятки раз объемы работ промышленных предприятий, постольку работники сферы обслуживания стали занимать всебольшеместавсоциальнойструктуреобщества.

Особенностью профориентации в Чернушке явилась большая доля желающих работать в государственно-админист- ративных учреждениях: в полтора раза выше, чем на средних предприятиях промышленногопрофиля(32,2 против18,4 %).

В выборе ориентаций на работу в системе средних предприятий сферы обслуживания лидируют выпускники непромышленных городов региона: Чернушки (19 %), Кудымкара (17 %). Промежуточную позицию занимает молодежная группа пермяков (16 %), что связано с переменами в структуре жизнеустройства; движением глобальных структур в городскую среду: наибольшим развитием мобильной связи, кинопроката, систем питания, продаж автомобилей, вовлекающих молодежь в формы занятости в бывшем промышленном центре – Перми. Несколько меньше связывают свои устремления со сферой обслуживания выпускники школ, учреждений НПО, СПО Кунгу-

ра (13,8 %), Лысьвы (13,4 %), Чайковского (13,2 %).

Сфера среднего и малого бизнеса менее обеспечена прогрессивными технологиями. Здесь меньшая концентрация рабочей силы. В фирмах и организациях ниже уровень производственной дисциплины и большая зависимость работника от характера непосредственного работодателя. Данная сфера является не столь привлекательной для большей части молодежи региона. Выпускники отмечают, что встречи с представителями среднего и малого бизнеса проводились, но интерес к данной сфере проявил лишь каждый десятый ответивший.

68

По полученным данным можно видеть не столь высокую отдачу от инициатив, направленных на организацию встреч сруководителями среднего и малого бизнеса. Если сравнить соотношение организованных встреч с представителями крупных исредних предприятий, с одной стороны, иинтерес, вызванный этими встречами у ребят, с другой стороны, то по минимальной доле интереса, проявленного выпускниками, вывод напрашивается о крайне низкой эффективности вовлечения их в средний и малый бизнес. Неясно, почему в таком случае «тетчеризм» возводится в ранг национальной политики, хотя очевидно явное отторжение от него молодого поколения. Меньше всего встреч с представителями среднего и малого бизнеса проводилось, как отметили выпускники школ и студенты учреждений НПО и СПО, в Кунгуре, Чайковском, Чернушке.

Перекос в воспитательной работе проявился в том, что представителей крупных предприятий активно приглашают

вшколы, учреждения НПО и СПО лишь в Лысьве, а в остальных учебных заведениях пяти городов региона, в том числе

вЧернушке, в минимальной степени: о том, что такие встречи состоялись, высказалась небольшая (пятая) часть опрошенных выпускников-чернушенцев. Наибольшая озабоченность отсутствием сетей взаимной информированности по профориентации выявлена в Кунгуре и Чернушке.

Наиболее действенным звеном профориентации является ознакомление с профессией на предприятии. Встречное движение выпускников на предприятия своего города вызывает живейший интерес в обретении умения жить. Молодые выпускники школ, учреждений НПО и СПО отзывчивы на любое проявленное к ним внимание, любую новацию, направленную на практический выбор профессии. Отмечается разная степень интенсивности в организации ознакомительных посещений предприятий города: с разрывом от 18 до 79 %. Структура ориентаций молодежи Перми выявила большее, чем в Чернушке,

69

разнообразие выборов профессий в связи с изменением факторов внешней среды общества.

Изменение социальной структуры региона в сторону обслуживающего труда в старшем поколении оказывает косвенное влияние на профессиональные ориентации молодежи. Однако если родители и учителя ориентируют молодежь на работу в сфере труда, требующего высшего образования, то школьники и учащиеся учреждений НПО и СПО настраиваются на труд в сфере промышленности, работу в сфере науки, здравоохранения и просвещения, частично на обслуживающий труд, а в этом и состоят потребности общества. Другое дело, что изза безработицы, неудовлетворительных условий труда идет отток молодежи из глубинки, малых промышленных городов. Работодатели сталкиваются пока с отсутствием квалифицированной рабочей силы, а в перспективе – с отсутствием рабочей силы вообще, это обусловит нисходящую линию развития Пермского края иРоссийской Федерации в целом. Либо следует искать выход впереходе от индустриального труда к постиндустриальному – этапу «легкой модернити».

Промышленное производство – один из самых сложных видов деятельности, однако у молодых выпускников школ и учреждений НПО и СПО проявился высокий и здоровый интерес к работе на крупных предприятиях. В системе среднего образования получить трудовые навыки высокого уровня нет возможности, материальная база повышения квалификации ограниченна. Можно сказать, что создание структурнофункциональной системы образование – кадры – труд могло бы стать одним из прообразов сетевых структур будущей взаимоувязки целей развития, образования, квалификации.

Подводя некоторые итоги, можно отметить следующее: Отсутствуют социально-экономические перспективы развития производства, центральным становится извлечение прибылей

70