книги из ГПНТБ / Жуков Н.И. Философские основы кибернетики
.pdfДля классификации кибернетических наук важно обратить внимание на иерархию структурных уровней материи, на их взаимосвязь и взаимодействие, а также на чрезвычайно важное в методологическом отношении положение, согласно которому в основе классификации
современной науки |
лежит теория |
структурных |
уровней |
|
с ее ядром — энгельсовской |
идеей |
об основных |
формах |
|
движения материи. |
Исходя |
из этого положения, попы |
||
таемся дать классификацию кибернетических наук. Семейство кибернетических дисциплин. В настоящее
время кибернетика разрослась в целое семейство раз личных дисциплин. Как уже отмечалось, вначале она выступала как техническая кибернетика, включающая в себя, правда, не только теорию устройства и функцио нирования машин, но и соответствующие разделы мате матической кибернетики: статистическую (шеннонов скую) теорию информации, теорию алгоритмов, теорию программирования, теорию игр и т. д., которые имеют первостепенное и непосредственное значение для эксплу атации цифровых электронно-вычислительных машин (см. схему 2).
Обнаружение широких аналогий в работе ЦЭВМ и деятельности животных явилось основой для того, чтобы считать кибернетику наукой о наиболее общих принци пах «управления и связи в животном п машине» (Н. Ви нер, 1948).
Позже произошло дальнейшее расширение сферы изучения кибернетики, и она стала рассматриваться как
Схема 2
20
наука о процессах управления и информации в техниче ских устройствах, живой природе и обществе (Н. Винер,
1954).
Расширение сферы использования понятий, принци пов и методов кибернетики произошло и вглубь: процес сы управления и информации оказались свойственными не только ЦЭВМ, но всем без исключения техническим устройствам, не только обладающим центральной нерв ной системой животным, но даже простейшим, однокле точным организмам. Кроме того, в биологической кибер нетике в самостоятельный раздел оформилас-ъ нейро кибернетика, которая занимается изучением нервных процессов мозга с точки зрения его информационно-ре гулятивной деятельности. Права гражданства обрела бионика. Возникшая на стыке биологической и техниче ской кибернетики, она рассматривает проблемы модели рования информационно-регулятивных процессов раз личных органов живого с помощью технических средств1.
С методологической точки зрения важно, что указан ные три кибернетические дисциплины (техническая, био логическая, социальная) соответствуют основным фор мам движения материн и, как видно из схемы, широко распространенному делению кибернетики на теоретиче скую, техническую и прикладную.
Поскольку кибернетика является синтетической нау кой, связывающей воедино живую природу, обще ство и технику, постольку выделяемую в последние годы военную, медицинскую, правовую и т. п. кибернетику нельзя считать только частью одной из вышеуказанных трех ветвей кибернетического направления. Так, напри мер, медицинская кибернетика не ограничивается биоло гической кибернетикой (как и медицина биологией), а включает в себя и соответствующую часть прикладной и даже социальной кибернетики.
В теоретической кибернетике различают, в свою оче редь, три основных раздела, соответствующих трем
1 Существенно, что технические устройства пока еще значи тельно уступают биологическим по объему, потребляемой мощно сти, надежности, а зачастую п чувствительности. Обоняние собаки; например, чувствительность мухи к некоторым газам ни в какое сравнение пока не идут с показателями аналогов в технике. Не слу чайно живой организм иногда включается в техническую систему в качестве элемента.
21
основным понятиям кибернетики — информации, управ лению и обратной связи..Эти разделы не следует смеши вать с аналогичными разделами технической кибернети ки — кибернетики в узком смысле. Игнорирование ука занных принципиальных различий ведет к перенесению того, что свойственно техническим устройствам, на объекты живой природы и общества без учета специфи
ки последних (и наоборот, разумеется). Попытка, на-
П
пример, известную формулу К. Шеннона (Н = Е PilogiPi),
£=1
предназначенную для определения меры количества се лективной (дискретной) информации в технике, приме нить к оценке идеальной по своей природе социаль ной информации, к характеристике психических про цессов, для которых альтернативный выбор ситуаций по принципу «да-нет» имеет подчиненное значение, ведет к перенесению ограничений и свойств машины на чело веческий мозг. Подобные попытки справедливо расцени ваются как «кибернетический механизм».
Такие ошибки допускает и тот, кто проявляет чрезмерный оптимизм в отношении оценки обществен ных явлений под углом зрения кибернетических абстрак ций. По мнению А. Лернера, например, «выявление за конов управления поведением людей, составляющих че ловеческие коллективы, должно явиться одной из целей науки, претендующей на роль общей теории управления. При этом может оказаться, что арсенал управляющих воздействий, включающих воспитание, поощрение и на казание, может быть обогащен, а их использование — более эффективным и гуманным. При помощи точного анализа молено будет выявить некоторые лишние (а сле довательно, вредные) ограничения поведения людей, накладываемые законами и обычаями, упразднение ко торых сделает жизнь людей более свободной и счастли вой»1.
Автор цитируемой работы видит в теории управления чуть ли не панацею от всех бед. Такое увлечение вряд ли можно оправдать. Думается, что в силу своей общно сти теоретическая кибернетика в области социологии мало чем может помочь. Она много дает технике, зна чительно меньше — биологии и совсем мало — социаль
1 А. Л е р н е р . Начала кибернетики. М., 1967, стр. 380.
22
ным наукам. Скажем, обучение человека — это упра вление, точнее, один из самых сложных видов его. Однако обучение — вместе с тем и воспитание, и в этом отноше нии А. С. Макаренко по-прежнему остается для нас образцом воспитателя юношества. Как правильно отме чает В. Г. Афанасьев, при анализе социальных проблем методы теоретической кибернетики «играют вспомога тельную роль»1.
В предложенной классификации семейства киберне тических наук методологический интерес представляет следующее обстоятельство. Говоря о социальной и био логической кибернетике, мы не имеем в виду ставить их в один ряд с общетеоретической кибернетикой. Как био химия и биофизика не предполагают наличия каких-то особых законов, отличных от обычных законов химии и физики, а означают, что они действуют здесь в условиях подчинения биологическим закономерностям, так и общекпбернетические принципы и понятия подчинены со ответственно социальным и биологическим закономер ностям. Все эти промежуточные дисциплины имеют меньшую степень общности, чем химия, физика, биоло гия, теоретическая кибернетика. Только с учетом этого обстоятельства правомерно выделение в отдельные
|
|
Схема 3 |
1 |
В. Г. |
А ф а н а с ь е в . Научное управление обществом. М„ |
1967, |
стр. 6. |
|
23
отрасли знания биохимии, биофизики, биологическом, социальной и технической кибернетики (см. схему 3).
То же самое можно сказать и по поводу теории инфор мации: технической, биологической и социальной кибер нетике соответствуют техническая, биологическая и со циальная информация. Качественная специфика этих видов информации обусловлена особенностями основных форм движения материи. При этом шенноновская тео рия информации как отрасль теории вероятностей при звана обслуживать сферу технических систем; в области же социологии (и даже биологии) она оказывается не достаточной. В этой связи нельзя не согласиться с Жу- ковым-Вережнпковым, настаивающим на качественной специфике генетической (и шире — биологической) ин формации1.
Необходимо заметить, что в предложенной схеме техническая кибернетика занимает особое положение в том смысле, что представляет собой как бы непосред ственное воплощение теоретической кибернетики в тех нику, что в искусственной природе нет более «высо ких» принципов, чем кибернетические. Дело не меняется от того, что теоретическая кибернетика как наука значи тельной общности возникла гораздо позже технической кибернетики, позже появления кибернетической техники.
Это еще раз |
подтверждает -тот факт, |
что история |
науки — тоже |
не проспект Невского, что |
логическое |
есть «исправленное» от различных отклонений историче ское.
Наконец, применение кибернетических устройств в самых различных отраслях науки и практики породило так называемую прикладную кибернетику.
В прикладной кибернетике разумно различать два направления применения техники, две21 сферы ее прило жения. Первая связана с непосредственным вмешатель
1 Н. Н. Ж у к о в-В е р е ж н и к о в. Теория генетической инфор мации. М., 1966, стр. 48.
2 Можно говорить о прикладной кибернетике и по отношению к самой технике, точнее, к энергетическим устройствам. В качестве примера назовем некоторые информационные устройства, приме няемые для управления или получения человеком с их помощью необходимой информации. Например, гиротрон применяется вместо гироскопа для стабилизации летательных аппаратов; солнечный компас ориентирует по солнцу даже в условиях густой облачности
(Бионика. М., 1967, стр. 728).
24
ством устройств в деятельность живого организма или человеческого коллектива, вторая исключает такое активное вмешательство. Примером первой сферы при менения техники может служить использование в меди цине аппаратов «сердце-легкие», «искусственная почка», стимулятора сердечной деятельности, применение биото ков для лечения конечностей, управление эмоциями че ловека и животного на расстоянии и т. д.
Что касается второго метода применения кибернети ческой техники, то он в основном сводится к математи ческой обработке различного рода информации: данных энцефалограмм, кардиограмм. Сюда же относится авто матическая постановка диагноза заболеваний, сбор, хранение, использование информации и пр. Эту сферу использования техники тоже не следует недооценивать. Бывают случаи, когда без солидной ЦЭВМ врач прак тически не в состоянии уловить незначительные патоло гические изменения в функциях центральной нервной системы, учет которых особенно необходим, скажем, при выяснении пригодности военного летчика для полета в космической ракете пли на самолетах с гиперзвуковой скоростью.
Впрочем, практика сегодняшнего дня показывает не обходимость разумного сочетания обоих методов исполь зования кибернетической техники в сфере явлений живой и социальной природы. Примером тому может служить «программированное обучение» — своеобразная организация педагогического труда, предусматривающая наряду с непосредственным применением ■технических средств обучения (аппарат «Ласточка», «Пионер», «Школьник», «Минчанка», ЦЭВМ и др.) автоматическую обработку информации, а также совершенствование ме тодики преподавания, учебных планов, словом, оптими зацию учебного процесса.
Важно отметить, что использование методов теорети ческой кибернетики предполагает единство количествен ного и качественного, субстратного и функционального, содержательного и формального, энергетического и информационного подходов, принцип единства информа ции, управления и обратной связи'.1
1 См.: В. В. П а р и и и др. Проблемы кибернетики. М., 1969,
стр. 40.
25
Литература
Ф. Э н г е л ь с. Диалектика природы. М., |
1950. |
|
||||||
Программа КПСС, ч. II, р. V, § 3. |
обществом. М., 1967. |
|||||||
А ф а н а с ь е в |
В. |
Научное управление |
||||||
В и и е р Н. Кибернетика. М., |
1967. |
М., |
1958. |
|||||
В и н е р |
Н. Кибернетика и |
общество. |
||||||
К е д р о в Б. М. Классификация наук. М., 1962, |
т. I. |
|||||||
Кибернетика. «Философская энциклопедия». М., 1962, т. 2. |
||||||||
К р е м я н с к и й В. И. Структурные уровни живой материи. М., |
||||||||
1969. |
|
|
Д. |
Проблема |
развития |
в философии и естество |
||
М о р о з о в В. |
||||||||
знании. Минск, 1969. |
|
|
|
|
|
|||
П а р и и В. В. и др. Проблемы кибернетики. М., 1969. |
||||||||
П а р и и |
В. В., |
Б а е в с к и й Р. |
М. Введение в медицинскую ки |
|||||
бернетику. М., 1966. |
|
Философские |
проблемы |
кибернетики. Куй |
||||
Ч е р н о в |
Е. С. |
|||||||
бышев, |
1969. |
|
|
|
|
|
1960. |
|
Э |
ш б и Р. Введение в кибернетику. М., |
|
||||||
Раздел II
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КИБЕРНЕТИКИ И ИХ СВЯЗЬ С ФИЛОСОФСКИМИ КАТЕГОРИЯМИ
Попытаемся теперь проанализировать содержание основных понятий кибернетики в их связи с важнейшими философскими категориями. Этот наиболее важный раздел представляет собой и наиболее трудную часть работы.
Одна из трудностей заключается в том, что при изложении материала требуется дать логическую систе му понятий кибернетики. Однако это далеко не един ственная трудность, если иметь в виду разноречивость в трактовке ряда философских категорий, а также учесть те сложности, с которыми сталкиваются уже при попыт ке дать обоснованную логическую систему категорий философии1.
Сразу оговоримся, что предлагаемая концептуаль ная система основных понятий кибернетики, возможно, еще не является самым оптимальным вариантом. Неко торым оправданием тому может служить неразработан ность теоретических проблем этой науки.
4. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Система и элемент. Одной из особенностей современ ной науки является то, что кибернетический аспект научного знания сочетается с еще более широким си стемно-структурным подходом. Кибернетика как наука органически связана с общей теорией систем, исполь зует методы последней. Это обстоятельство можно счи
1 См.: В. П. Т у г а р и н о в . Соотношение категорий диалекти ческого материализма. Л., 1956; А. П. Ш е п т у л и н . Система кате горий диалектики. М., 1967; Д. И. Ш и р о к а но в. Взаимосвязь ка тегорий диалектики. АІинск, 1969.
27
тать достаточным основанием для того, чтобы анализ понятии кибернетики начать с характеристики фунда ментальной категории «система».
Приходится опять с сожалением констатировать факт неоднозначного понимания этой важнейшей кате гории современной науки1. Некоторые ученые под системой разумеют всякий объект действительности21. В такой трактовке понятие «система», выступающее важнейшим исходным понятием общей теории систем (Л. Берталанфн), становится понятием, имеющим все общий характер. Другие придерживаются мнения, что не всякий объект является системой, а лишь тот, кото рый обладает целостностью (В. А. Лекторский, В. Н. Са довский). Вопрос этот далеко не второстепенен, ибо от его решения в значительной мере зависит дальнейший путь разработки данной теории.
Вторая точка зрения нам представляется более приемлемой, ибо общая теория систем в этом случае имеет свою вполне определенную сферу применения3, в то время как первая привела бы к ликвидации качествен ной специфики понятия «система». Под системой мы бу дем понимать только такой объект, свойства которого не сводятся без остатка к свойствам составляющих его частей (неаддитивность свойств). Он обладает ннтегратнвностыо, которая обеспечивает целостность системы. Так, в отличие от кучи песка или камней, которая в силу чисто механических взаимодействий частей носит «сумматнвиый» характер, молекула представляет собой ка чественно новое образование по сравнению с составляю щими ее частицами; ей присущи такие свойства, которых нет у отдельного атома.
1 Проблемы |
методологии |
системного |
исследования. |
М., 1970, |
стр. 27. Нельзя |
не отметить |
тот факт |
что понятия |
системы и |
структуры, которые являются важнейшими в системно-структурном подходе, использовались еще в работах Маркса (понятие экономи ческой структуры общества, классовой структуры общества н т. д.), так что попытка некоторых зарубежных социологов приписать себе «открытие» системно-структурного метода, а тем более противопо
ставление |
его диалектическому |
материализму, |
необосиованы (см.: |
|||
Ленин |
и |
современнее естествознание. М., 1969, стр. 15). |
||||
2 |
Н. |
Ф. О в ч II н н и к о в. Категория структуры |
в науках о при |
|||
роде |
(сб.: |
«Структура и формы |
материи». М., |
1967, |
стр. 1:1). |
|
3 Общая теория систем. М., 1966, стр. 9.
28
Естественно, что любая система обладает определен ной сложностью и уже в силу этого состоит из дискрет ных элементов. Расчлененность находится в противоре чивом единстве с целостностью, в которой выражается момент непрерывности. В свою очередь, любой элемент тоже можно рассматривать в качестве относительно са мостоятельной системы (и наоборот, разумеется). Эле мент всегда является частью системы, но часть вне це лостной системы не представляет собой элемента.
Как видим, соотношение системы и элемента можно рассматривать не только с позиций категорий дискрет ного и непрерывного, внутреннего и внешнего, но и в плане части и целого, так как любая система является частью более общей системы. Особенностью этой пары категорий является то, что в отличие от категорий «от дельное» и «общее» «часть» без остатка входит в «це лое», тогда как общее составляет лишь одну какую-то сторону отдельного: последнее всегда обладает особен ным, выходящим за пределы общего единичным.
В чем же причина неаддитивности систем, их цело стности? По общему мнению, целостность интегративных систем объясняется особенностями их структуры, спосо бом связи элементов в системе. Кстати, внутреннее взаимодействие, единство и борьба противоположных моментов системы являются источником ее движения и развития. Можно думать, что расчлененность и выра жает момент устойчивости, и обусловливает взаимодей ствие, а стало быть, и движение. Не было бы расчленен ности, неоднородности распределения материи в про странстве, не было бы и движения1. Кажущаяся парадоксальность такого суждения нисколько не ума ляет его значимости. Именно независимость и обуслов ленность элементов ведут к движению, рассматриваемо му как результат взаимодействия и одновременно та его часть, которая представляет собой изменение.
Структура и функция, форма и содержание. Понятие структуры является философской категорией, становле ние которой особенно интенсивно происходит в послед нее десятилетие. Под структурой понимается внутренняя форма, взаимодействие и связь элементов в рамках дан
1 В. К. П р о Xо р е и к о. Методологические принципы общей динамики систем. Минск, 1969.
29
