Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Размер:
11.82 Mб
Скачать

На привале получилось снять несколько смешных видео, но не так много, как хотелось бы. Все таки место и аккумуляторы были ограничены. После привала дорога спустилась в низину и река исчезла из виду. Можно было наблюдать только лиственницы и черные горы впереди. На следующем привале Анатолий Иванович отправил несколько человек на разведку, в том числе меня, Саню, Даню и Дэна. Нужно было исследовать дорогу, идущую налево, не более чем 20 минут в одну сторону. Дорога уходила сначала круто в гору, потом шла по равнине, а справа находился приток Хараматалоу. Какой, мы не знали. В разведке мы обнаружили несколько интересных вещей, как, например вот эта:

Это скала, похожая на голову собаки. Еще заметили единственную лиственницу на вершине одной из гор, если смотреть с определенного угла, она напоминала крест. Сразу вспомнилась песня «Наутилуса» - «Прогулки по воде». После того, как разведка вернулась, мы приняли решение продолжать путь по правой дороге – как сказал Анатолий Иванович – это старый, проверенный маршрут. На нем была самая сложная за весь поход переправа – вода доходила практически до пояса.

После нее настроение определенно улучшилось, как и всегда после преодоления трудностей. Теперь дорога шла по правому берегу, даже по лесу. Можно было на некоторое время забыть, что находишься в горах. До следующей переправы. Следующая переправа не отличалась особой сложностью. Всем хотелось преодолеть ее быстрее, так как начался дождь, а к тому же близился обед.

Вот, собственно и обед. Накидка для рюкзака сработала на все сто, внутри ничего не промоклоЗа время обеда нужно было только посушить обувь. Место было выбрано удачно, было и где посушиться, и где посидеть, и даже сыграть партеечку в нарды. Дежурной была палатка Анатолия Ивановича, поэтому обед был приготовлен очень быстро.

В этот обед первый раз состоялись соревнования по поеданию крошек от пряников. Первый и один из немногих, так как пряники скоро закончились.

После обеда небольшой отдых, и пришло время продолжать движение. Дорога опять ушла в низину, но на этот раз идти было довольно сложно, так как ноги буквально вязли в грязи и болоте

– что именно это было, не совсем понятно. Но все это испытание преодолели. Горы временно отступили, дорога шла по долине. Справа был лиственничный лес.

На привале удалось найти несколько спелых ягод голубики. Говорят, в это время она обычно уже вся спелая, но в этом году почему-то было не так.

Пройдя еще пару километров пришло время задуматься о том, где останавливаться на ночь. Место было найдено на берегу речки «Макар-Рузь». Можно было постираться от грязи, почистить обувь да и вообще привести себя в порядок. А также наша палатка заступала этим вечером на дежурство, значит нужно было идти за дровами. Недалеко от стоянки была обнаружена куча каменного угля, так что костер топили частично им. Вспомнился знакомый запах железной дороги. Вечер прошел по гитарные песни и копченую рыбу

Белые ночи стали понемногу заканчиваться, ночью уже была нужна вспышка при фотографировании. Посидев до полуночи у костра, нужно было идти спать, а вот здесь меня ждал сюрприз: палатка была вся белая. Иней. Вот вам и август на севере. Хорошо, что соседи по палатке уже спали, и в палатке было не так холодно, да и спальник до -14 был очень кстати.

День седьмой, 6 августа.

Подъем, как всегда, ранний. Опять светит солнце. Нужно собирать дрова и уголь для костра.

После завтрака продолжение пути. Солнце постепенно куда-то скрылось, хотя, периодически, все же появлялось. Но большую часть времени было пасмурно. Комары впервые не таки сильно докапывались до нас. Дорога представляла собой обычную вездеходную колею. Лес оставался только на противоположном берегу, на нашем преобладали заросли кустарников. На одной из гор слева снежник был очень похож на смайлик:

После пары часов пути нас опять ждала переправа. Ничего сложного в ней не было, кроме крутого подъема после. Но после преодоленных перевалов он нам сложным тоже не казался.

Во время переправы опять выглянуло солнце, местность значительно преобразилась, особенно горизонт: там возвышались вершины горы Раиз. Точнее, самих вершин не было видно – они спрятались за облака. Но зрелище было захватывающее. Свежий ветер и солнце, а так же красивый вид на горизонте позволил бодро шагать вперед.

Через некоторое время был обнаружен ручей с застрявшим вездеходом. На берегу было решено остановиться на обед.

Наша палатка продолжала успешно дежурить, поэтому обед всем понравилсяПосле него произошло традиционное соревнование по поеданию крошек пряников. На этот раз оно было последнее, так как пряники закончились. От геологов с вездехода была получена информация, что в этих местах есть сотовая связь, однако наши попытки найти ее успеха не имели. Обед закончился, пришло время идти мыть котелки. На этот раз очередь была моя, поэтому я сразу запасся мхом и отправился к ручью. Пока я мыл котелки, большая часть группы успела уже собраться и уйти. А что такое идти последним, я почувствовал только сейчасА это значит примерно следующее: идешь и видишь впереди себя группу. Чтобы ее догнать, приходится держать достаточно высокий темп, а значит и устаешь быстрее. В определенный момент времени группа останавливается на отдых, чтобы подождать тебя. В предвкушении отдыха ты увеличиваешь темп, а когда подходишь к месту стоянки, группа собирается и отправляется дальше. И если не хочешь идти последним, нужно идти вместе с ними. А если даже останешься отдыхать, совесть не даст засиживаться. Поэтому не отставайтеИтак, часть пути я проделал в гордом одиночестве. Так как для меня это привычное состояние, то, бодро насвистывая песенку, я шел в повышенном темпе.

Дорога поначалу была сухая и утоптанная, однако потом она спустилась немного в низину, и идти стало сложнее. Нужно было выбирать не слишком грязные места. В конце этого сложного участка наш ждал короткий привал. А дальше - равнина с вершинами г.Раиз на горизонте.

Между тем, погода стала портиться, стал моросить дождь. Но пейзажи от этого не потеряли своей красоты. Может даже наоборот, мрачные горы выглядели достаточно красиво. Справа гор уже не было, там продолжалась равнина с лиственными лесами. Однако, наш путь пролегали именно к горам. Пройдя еще некоторое количество километров, мы опять остановились на привал, на берегу ручья. Телефон нашел пару сотовых сетей, МТС и Ермак. Но подключиться ни к одной из них не сумел.

Время близилось к вечеру, нужно было искать место для ночлега. Первоначально мы хотели остановиться около снежной горы, но это предложение не нашло должного одобрения. Поэтому несколько человек отправились на разведку местности. А между тем, мы времени даром не теряли: разве можно упустить возможность взобраться или скатиться со снежной горки в августе(!)?

Но на этом мы не остановились. Например, Саня и Дима сразились альпенштоками:

Разведка доложила, что дальше идти можно, на что все дружно согласились, так как место было довольно влажное и ветреное.

Вот уже горные склоны близки, и дорога, идущая вдоль реки, достаточно приятная в плане ходьбы. Короткая остановка на берегу реки, и снова вперед. Хотя, нам там попалось кое-что интересное.

Да, фиолетовый кузнечик. Решение о стоянке было принято несколько позже, когда обнаружилось место неподалеку от заброшенной геологической базы.

Хотя, как я уже говорил, в горах расстояния обманчивы. Поэтому «неподалеку» оказалось минут 20 пути. Мне еще раз захотелось попробовать топить костер углем, поэтому на базу я сбегал еще до ужина. А после него мы туда отправились вместе. Неизвестно точно, как давно была закрыта эта база (назывались разные периоды времени от года до трех лет), но вполне можно было определить предназначение всех помещений и найти кое-что полезное, например дрова и уголь. А так же просто несколько сувениров – так называемых проб грунта – небольших камней цилиндрической формы.

А вечером, как всегда, песни у костра. Даже дождь нам не помешал просидеть почти до полуночи. На склонах гор можно было наблюдать движущиеся огни машин, работающих на шахте – одном из немногих месторождений хромовой руды. До нее оставалось уже не так далеко. Но об этом позже, на следующий день.

День восьмой, 7 августа

А на следующий день…в горах стоит туман. Ощущение было такое, что нам придется идти в нем весь день, но, как говорится, готовься к худшему, надейся на лучшее.

Когда мы отправились в путь, небо расчистилось, вылезло солнце и идти стало вдвойне приятнее. Пейзажи приобрели очень красивый вид. Горы все были светлыми, за исключением одной, около которой мы останавливались – она была черная. Позже, читая дневники других путешественников, я узнал, что она так и называется – «Черная гора», и место это достаточно известное в плане стоянок. А между тем, нам уже грозила первая переправа.

А дальше – бодрый шаг и попутный ветер, а так же чистое солнце и горы…

По пути нам попадалось довольно много предметов технического назначения, а так же остатков геологических баз, но уже в гораздо худшем состоянии, чем та, которую мы видели вчера. Тем не менее, они все еще представляли для нас интерес.

Во время очередного привала было предложено пойти на разведку. Знали бы мы, что скрывается за этим словом…

А за ним скрывалась шахта. По добыче хромовой руды. Не без труда преодолев подъем, мы увидели остров цивилизации. Кстати говоря, такие красивые виды со склонов открываются…

Входы в штольни находятся на двух уровнях, а внутри вся гора изрезана ходами. Кроме штолен, руду добывают также в карьере. Рабочие приняли нас дружественно, со многими из них мы ехали в поезде еще по пути туда. Они работают вахтовым методом, очень многие из средней полосы и из столиц. Что же касается самой руды, это одно из двух месторождений (если я не ошибаюсь, второе