Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

паразитка - шпоры / 50.Гиподерматозы крупного рогатого скота

.doc
Скачиваний:
84
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
36.35 Кб
Скачать

Гиподерматозы крупного рогатого скота вызываются личинками оводов сем. Hypoder-tnatidae, рода Hypoderma, видами Н. bovis (большой подкожный овод, спинномозговик, строка) и Н. linea-tum (малый подкожный овод, пищеводник). Оба вида встречаются на территории Советского Союза. Они па­разитируют главным образом на крупном рогатом ско­те, в отдельных случаях на овцах, козах, лошадях и редко на человеке.

Морфология. Н. bovis в фазе имаго сравнительно крупное насекомое—до 15 мм длины. Внешне сходен сошмелем. Тело густо покрыто разноцветными волосками. На латеральных сторонах головы два фасеточных гла­за, а на темени еще три про­стых глазка.

Сверху на среднеспинке имеются продольные полосы черного цвета. К груди при-членена пара крыльев свет­ло-дымчатого цвета и пара жужжалец. Ноги развиты, состоят из пяти сегментов. Брюшко овальное, у основа­ния покрыто светлыми во­лосками, по середине черны­ми, а сзади красновато-желтыми. Яйцеклад темно-буро­го цвета.

Самка в течение жизни на прикорневую часть волос ног, живота, вымени откладывает до 800 яиц. Послед­ние белого цвета, овальной формы, до 0,86 мм длины, а вместе с прикрепительными придатками—1,09 мм. На одном волосе обычно одно яйцо (рис. 59).

Личинка I стадии при выходе из яйца до 0,6 мм длины, из 12 сегментов, червеобразной формы. У нее мощное вооружение в виде пары приротовых крючьев и шипов, опоясывающих сегменты. На заднем сегменте анальное отверстие и пара дыхалец. Она приспособле­на для миграции по тканям хозяина, во время которой проникает в спинномозговой канал. По окончании ми­грации перед первой линькой достигает 17 мм длины. Личинки II и III стадии продолговато-овальной фор­мы, без приротовых крючьев. Личинка II стадии ми­грирует в подкожную клетчатку спины и поясницы, де­лает отверстие в коже, в которое вставляет задние дыхальца, и формируется оводовая свищевая капсула. Личинка III стадии до 28 мм длины, тело ее массивное, продолговато-овальное. Задние дыхальца воронкообраз­ные. Шипики на заднем крае сегментов с вентральной стороны заканчиваются на десятом сегменте. По мере роста и созревания кутикула постепенно приобретает бурую окраску.

Личинка находится в свищевой капсуле минималь­но 56 дней.

H. lineatum — окрыленный овод до 13 мм длины, внешне сходен с предыдущим видом. С дорсальной сто­роны среднеспинка впереди и позади поперечного шва, окраска волос, как у предыдущего вида. Однако у ово­да этого вида передний грудной сегмент с боков покрыт полосой прерывающихся серых волосков.

В период миграции личинки I стадии достигают сте­нок пищевода, где они пребывают 4—5 месяцев. Личин­ки III стадии морфологически отличаются от личинок предыдущего вида тем, что задние дыхальца не лунко-видные, а плоские, шипики на заднем крае тела закан­чиваются на 11-м сегменте (рис. 60). Кроме того, на вентральной стороне предпоследнего сегмента имеется полоса мелких шипиков.

Методы диагностики. Эпизоотологические данные. Гиподерматозы крупного рогатого скота рас­пространены повсеместно. Ареал Н. bovis более широ­кий, чем у Н. lineatum. Последний чаще встречается в юго-восточных районах, и там животные нередко одно­временно инвазированы двумя видами оводов. Подкож­ные оводы крупного рогатого скота в течение года дают одну генерацию. Они нападают на крупный рогатый скот в теплые солнечные дни. Дальность разлета са­мок от мест вылупления из куколки в пределах 8—10 км.

В стаде все поголовье может быть инвазировано ли­чинками оводов. Молодняк до одного года инвазирует-ся в 2—3 раза интенсивнее, чем взрослые животные, и у них свищевые оводовые капсулы весной появляют­ся на месяц раньше. Учитывают процент поражения животных личинками овода в предыдущие годы и каче­ство проводимых в прошлом противооводовых меро­приятий.

Симптомы болезни. В местах проникновения через кожу личинок, вылупившихся из яиц, отмечают небольшой зуд и отек. В период локализации личинок в просвете спинномозгового канала нарушается коорди­нация движения, животному трудно встать с пола. При обитании личинок в стенках пищевода затруднено про­глатывание пищи, слюнотечение. В период подхода ли­чинок к коже области спины и поясницы сначала появ­ляются небольшие бугорки на коже, обнаруживаемые пальпаторно, затем в них на 2—3-й день образуется от­верстие (свищ). По мере роста личинки увеличивается оводовая капсула, которая становится заметной визу­ально. Кожа в местах формирования оводовых свище­вых капсул становится грубой и бугристой, неэластич­ной, с повышенной температурой и болевой чувстви­тельностью. У одного животного может быть от одной до 200 и более свищевых капсул, из которых до 90% находятся в области спины и поясницы. При интенсив­ной инвазии животные истощены, лактирующие коро­вы резко снижают удой.

Этиологический диагноз. В южных райо­нах страны клинический осмотр проводят с декабря, в центральных — с конца февраля, то есть с момента под­хода личинок к коже спины. Если в оводовой свищевой капсуле находится личинка III стадии, то свищевое отверстие хорошо различимо (3—5 мм в диаметре). Через него заметны задние дыхальца личинки. Пальца­ми личинку можно выдавить из капсулы. Если свище­вое отверстие узкое, его увеличивают надрезом кожи скальпелем.

Эффективность лечения проверяют на 5—7-й день после применения ларвицида — из капсул извлекают ли­чинок и определяют их жизнеспособность. Тело живой личинки упругое, при надавливании она быстро вос­станавливает свою форму, а при опускании в стеклян­ную банку, наполненную водой, нагретой до 40°, она

производит движения. Мертвая личинка блеклая, тело мягкое, спавшееся. При погружении в теплую воду она неподвижна.

При разложении тела личинки всплывают на поверх­ность воды.

Патологоанатомическая диагностика основана на обнаружении личинок гиподерм в межмы­шечных фасциях, тканях пищевода, в спинномозговом канале и подкожной клетчатке области спины.

При этом заболевании применима также иммуно­диагностика. Диагностикум готовят из тел не­скольких видов личинок. Аллерген вводят в конъюнкти-вальный мешок или внутрь кожи. Учет реакции произ­водят, как при диагностике туберкулеза. Весьма чувствительной и точной оказалась реакция непрямой ге-магглютинации. РНГА применяют для выявления кли­нически скрытого течения инвазии. Ее проводят через 1—1,5 месяца после окончания нападения самок оводов на своих хозяев. Этой реакцией удается выявить до 98% инвазированных животных.