Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
SShA.docx
Скачиваний:
36
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
52.23 Кб
Скачать

Внешняя политика сша в 1933 – 1941 гг.

Внешняя политика первой администрации Ф. Рузвельта. «Новый курс» президента не ограничился реформами, имевшими сугубо внутреннее экономическое или социальное значение. Не менее серьезные проблемы стояли перед американским правительством и в области международной политики. Экономический кризис 1929—1933 гг. затронул в той или иной степени все капиталистические страны. Наиболее серьезным последствием этого кризиса стало обострение борьбы между ведущими империалистическими державами за рынки сбыта товарной продукции, за источники сырья и сферы прибыльного вложения капитала.

Две крупные империалистические державы — Япония на Дальнем Востоке и Германия на Европейском континенте — не скрывали, что их целью был «новый передел мира, отвечающий их политическим, военным и экономическим интересам». Япония к этому времени уже оккупировала часть территории Китая. В условиях потенциально взрывоопасной международной обстановки правительство Рузвельта пришло к выводу о необходимости укрепления позиций США в этом регионе. Сохранение официального нейтралитета было признано наиболее адекватно отвечающим этой задаче. После обострения международной обстановки в регионе Золотого Рога и нападения Италии на Абиссинию (Эфиопию) Конгресс США принял в 1935 г. Закон о нейтралитете (Neutrality Act). Он запрещал поставку оружия воююшим странам, а в 1936 г. запрет был распространен и на предоставление им кредитов.

Серьезной инициативой нового правительства США в области внешней политики было решение об установлении дипломатических отношений с Советским Союзом, принятое в первую очередь исходя из собственных военно-политических и экономических интересов. У деловых кругов США были все основания быть заинтересованными в развитии торгово-экономических связей с СССР. В июне 1933 г. глава советской делегации на международной экономической конференции в Лондоне М. М. Литвинов заявил, что его правительство готово разместить за границей заказы на сумму примерно в I млрд долл. Это заявление представителя СССР не было оставлено без внимания деловыми кругами США, опасавшимися, что эти заказы могут оказаться размещенными в других странах.

Но не только экономическая заинтересованность в советском рынке подтолкнула администрацию США к признанию Советского Союза. Перспектива установления дипломатических отношений с СССР нашла поддержку в тех политических кругах страны, которые увидели в растущей активности японского правительства на Дальнем Востоке угрозу американским интересам и пришли к выводу, что нормализация отношений с СССР улучшит позиции их страны в этом регионе. В сентябре 1933 г. госсекретарь США Корделл Хэлл особо выделил японский вопрос в качестве фактора, свидетельствовавшего в пользу признания Советского Союза, а Чарльз Болен, один из близких помощников Рузвельта, писал в 1969 г.: «Признание советского правительства, с которым мы не поддерживали никаких отношений с 1918 г., по крайней мере косвенно и частично было мотивировано озабоченностью правительства США в результате агрессии Японии в Азии и прихода Гитлера к власти в Германии». Курс акций американских компаний, производящих вооружение, возросший в связи с выходом Германии из Лиги Наций, резко упал, как только в печати появились первые сообщения о послании Рузвельта М. И. Калинину. 17 ноября 1933 г. было объявлено об официальном признании Соединенными Штатами Советского Союза.

Внешняя политика второй администрации Ф. Рузвельта. Международные события внесли существенные коррективы в расстановку и соотношение политических сил в США и в планы Республиканской партии. Осложнение международной обстановки, рост агрессивности блока держав фашистской «оси» укрепили позиции тех политических и финансовых кругов страны, которые выступали за необходимость обеспечения для Соединенных Штатов доминирующих позиций на мировой арене за счет ослабления конкурентов. В отдельных случаях, как это произошло, в частности, в ходе Гражданской войны в Испании 1937—1938 гг., предпринятые США шаги косвенно сыграли на руку державам фашистской «оси». Так, принятая в январе 1937 г. конгрессом резолюция запрещала экспорт в обе воюющие испанские стороны, а в мае был принят новый закон о нейтралитете, что помогло генералу Франко в его войне с республиканцами, хотя американские политики не имели подобных намерений.

Официально Германия и Италия, поддерживающие Франко, не являлись воюющими сторонами, точно так же, как СССР, который оказывал помощь республиканцам, и экспорт в СССР не запрещался. Несмотря на существующий правительственный запрет на выезд в республиканскую Испанию, в добровольцы записалось ок. 3 тыс. американцев, из числа которых были сформированы два батальона — Авраама Линкольна и Джорджа Вашингтона, а также батарея Джона Брауна.

В начале 1938 г. Коминтерн принял решение об отзыве иностранных добровольцев из Испании ввиду огромных потерь (только среди добровольцев из США было 120 убитых и 175 раненых) и явной неэффективности их использования в боевых действиях. Американские добровольцы, большинство из которых были коммунистами, откликнувшимися на призыв Коммунистической партии США, по возвращении на родину образовали организации «Ветераны батальона Авраама Линкольна» и «Друзья батальона Авраама Линкольна». В их числе были журналисты и писатели Эрнест Хемингуэй, Алва Бесси и др. В поддержку борьбы против фашизма в Испании включились многие общественные организации США, членами которых были известные американцы, такие как физик Альберт Эйнштейн, певец Поль Робсон, писатели, поэты и художники. Многие из бывших ветеранов Гражданской войны в Испании приняли участие во Второй мировой войне или служили в американской разведке, используя установленные ими ранее связи с европейскими антифашистами.

Опасное развитие событий в Европе способствовало сближению Соединенных Штатов с Канадой, на которую администрация Рузвельта теперь уже не автоматически, как это было прежде, а официально распространила в 1938 г. действие «доктрины Монро». Состоявшаяся в том же году в г. Лиме (Перу) Панамериканская конференция выработала программу совместных действий на случай агрессии «европейских диктаторских режимов». Мюнхенский сговор между Германией и лидерами Англии и Франции в сентябре 1938 г. и его последствия стали убедительным свидетельством тщетности попыток умиротворить потенциальных агрессоров.

1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война, и разногласия между политическими партиями и группировками США по внутренним проблемам уступили место более серьезным противоречиям по вопросам государственной внешней политики в условиях разраставшегося мирового конфликта. В политическом и деловом мире США сохраняли заметное влияние круги, делавшие ставку на расширение войны на Европейском континенте и на Дальнем Востоке в надежде на взаимное ослабление основных империалистических конкурентов. Изоляционисты уверяли, что в послевоенном мире Соединенным Штатам не составит труда продиктовать свои условия разоренному войной миру, если они воздержатся в течение определенного времени от вступления в войну и сделают это лишь тогда, когда враждующие стороны будут полностью истощены и когда ситуация будет отвечать интересам страны. В этих кругах считали, что рано или поздно удар агрессоров будет направлен против СССР. Политические и деловые круги, представлявшие американцев с немецкими и итальянскими корнями, высказывались против вмешательства США в европейскую войну.

Либеральная часть американской буржуазии, чьи взгляды в значительной степени выражали Рузвельт и его ближайшее окружение, в своей оценке международной ситуации также исходила из необходимости создания выгодных условий на мировой арене с целью утверждения Соединенных Штатов Америки в роли мирового лидера в послевоенном мире. Но при этом либералы считали, что наилучшим путем достижения этой цели является активная внешняя политика, предусматривающая приобретение союзников и занятие стратегически выгодных позиций в мире, которые смогут оказать влияние в нужный момент на исход войны. Стремясь приобрести надежных союзников, американский президент выступил с инициативой оказания помощи вооружением странам, в первую очередь Англии и Франции, борющимся с фашистскими агрессорами в Европе.

30 июня 1939 г. изоляционистам удалось одержать победу над сторонниками Рузвельта в конгрессе, где незначительным большинством голосов они добились сохранения эмбарго на вывоз оружия в любые воюющие страны, в том числе в Англию и во Францию. Однако реальная опасность военного поражения этих стран и нарушение в связи с этим выгодного для США баланса сил в Европе вынудили Соединенные Штаты пойти в конечном итоге на сближение с Великобританией и укрепление военно-экономического и политического сотрудничества с ней. Советско-германский пакт о ненападении, заключенный 23 августа 1939 г., был расценен в США как свидетельство дальнейшего осложнения международной обстановки.

21 сентября 1939 г. Рузвельт обратился к чрезвычайной сессии конгресса с посланием, в котором подтверждал нейтралитет США, но в то же время просил конгресс снять запрет с продажи и экспорта оружия дружественным воюющим державам. При этом он подчеркнул, что все закупки должны быть оплачены наличными и весь груз должен быть перевезен на судах покупателя. 4 ноября 1939 г. конгресс одобрил предложение президента и утвердил четвертый по счету с 1794 г. Закон о нейтралитете (Fourth Neutrality Act), инкорпорировавший предложения президента.

13

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]