Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Стратегический менеджмент1

.docx
Скачиваний:
35
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
49.31 Кб
Скачать

Стратегический менеджмент

Хотя Игоря Ансоффа называют «отцом» стратегии, было бы преувеличением считать, что именно он придумал эту концепцию. Но он стал автором первой книги, посвященной стратегии и вышедшей в 1965 г. под названием «Corporate Strategy» («Корпоративная стратегия»). В ней принятие стратегических решений руководством компании впервые рассматривалось как особый вид деятельности.

Ансофф родился во Владивостоке в декабре 1918 г., через год после русской революции. Его отец был американцем, а мать - русской, и Ансофф стал гражданином США, но его родители решили некоторое время пожить в Москве. В 1936 г. семья Ансоффа переехала в Нью-Йорк. Семнадцатилетний Игорь прибыл в Америку с убеждением, что ее капиталистическая система прогнила до основания и что ее общество находится в упадке. Несколько походов в магазины, прилавки которых ломились от невиданных товаров, - и иллюзия рассеялась.

Ансофф выучил английский язык и с отличием закончил учебу. Он получил степени магистра технических наук и магистра естественных наук в Технологическом институте Стивенса (Stevens Institute of Technology) в Нью-Джерси, а также степень доктора в Университете Брауна (Pown University). В 1948 г. Ансофф пришел в Rand Corporation, в 1957 г. начал работу в Lockheed Aircraft Corporation. Впоследствии он стал вице-президентом по планированию и новым программам в Lockheed Electronics и разработал ряд управленческих концепций, связанных со стратегическим анализом и планированием.

Его первая книга «Корпоративная стратегия» была опубликована, когда он читал лекции по управлению в промышленности в Университете Карнеги-Меллона (Carnegie-Mellon University). Ансофф также преподавал в Университете Вандербильта (Vanderbilt University), а в 1983 г. принял пост почетного профессора стратегического менеджмента в Международном университете США (The United States International University) в Сан-Диего.

В «Корпоративной стратегии» Ансофф обращается к проблемам организации, принимающей решения. Он выделил четыре вида стандартных решений: в области стратегии, политики, программ и стандартных процедур. Последние три перекликались с прежними представлениями о политике и стандартных процедурах и были введены для решения типичных спорных проблем без значительных затрат времени руководителей. Но отличие стратегических решений, писал Ансофф, состоит в том, что их необходимо применять к новым обстоятельствам, поэтому они должны каждый раз приниматься заново.

Ансофф выдвинул совершенно новую классификацию решений. Решения бывают «стратегические» (связанные с продуктами или рынками), «административные» (структура и распределение ресурсов) и «оперативные» (бюджетирование, контроль и регулирование). Ансофф предложил то, что потом стали называть моделью «стратегия-структура-системы».

Ансофф полагал, что раньше «внимание к стратегии возникало по принципу «вкл.-выкл.», в зависимости от появления серьезных стратегических возможностей». Внешний фокус на продуктах-рынках сменялся внутренними заботами об оперативной и административной эффективности. «Переключение», отметил Ансофф, часто сопровождалось переходом от одного поколения менеджмента к другому: эти циклы, как правило, были довольно длительными.

В 1965 г. он с беспокойством писал о бурной послевоенной деловой среде. «Поток технологий», динамизм глобальных изменений в рыночной структуре и насыщение спроса в большинстве основных отраслей США вызвали резкое сокращение длительности таких циклов. В некоторых отраслях, по мнению Ансоффа, например в электронике, химии, фармацевтике, производстве пластмасс и авиастроении, перемены происходили так быстро, что компаниям нужно было «постоянно изучать продуктово-рыночную среду» в поисках новых возможностей.

Сегодня это кажется само собой разумеющимся. В новом веке, всего лишь через 35 лет после обнародования идей Ансоффа, пожалуй, немного осталось компаний, которые не занимались бы постоянным поиском новых возможностей для своих продуктов и рынков. А тогда Ансофф пытался вывести людей из состояния самоуспокоенности. Он приходит к трем основным заключениям.

КАК РАБОТАЮТ ИДЕИ

Одна из наиболее долговечных концепций из книги Ансоффа - хорошо известная «матрица Ансоффа» (см. рисунок). Она показывает, как новые и существующие продукты связаны с новыми и существующими рынками. Это, в сущности, простой прием для оценки рисков стратегических вариантов. Так, стратегия, которая включает выведение на новый рынок нового продукта, подразумевает максимальный риск, а существующего продукта на существующий рынок - минимальный.

Матрица Ансоффа

В новой деловой среде, утверждал он, ни одна компания «не может считать, что ей не грозит устаревание продукции и насыщение спроса». И действительно, «в некоторых отраслях наблюдение за средой с целью выявления стратегических опасностей и возможностей должно быть постоянным». Наконец, «компании во всех отраслях должны проводить, как минимум, регулярные оценки товарно-рыночной стратегии».

В наши дни это кажется очевидным, но тогда Ансофф выдвигал новые императивы. Впоследствии многие критиковали Ансоффа за то, что он поднял такую бурю, в том числе и гуру стратегии Генри Минцберг. Оглядываясь назад, мы можем сказать, что, похоже, Ансофф просто предвидел будущее. Он пытался встряхнуть, разбудить от спячки руководителей, совершенно удовлетворенных текущим положением вещей (что видно по работам современников Ансоффа).

Для своего времени книга Ансоффа была прорывной, она содержала инструменты, приемы и методологию принятия решений в отношении целей, синергии, возможностей роста, способностей, уровней капиталовложений, диверсификации, интеграции, товарно-рыночных портфолио, характеристик отдельных отраслей и т.п. Как и все в то время, Ансофф считал само собой разумеющимся, что организация должна заниматься планированием. Многие его модели были созданы для выявления и продвижения процесса принятия решений на разных стадиях планирования - особенно стратегического. Впоследствии Ансоффа несправедливо обвиняли во всех грехах, совершенных во имя планирования, пренебрегая тем фактом, что когда он начал писать свою книгу, планирование уже было реалией бизнеса. Задачей Ансоффа было усовершенствовать его.

Пионерные работы ученых Гарвардской школы бизнеса

Ученые А. Чандлер и Эндрюс применяли индуктивный метод и их выводы были нормативными. Созданная Чандлером концепция организационной структуры (которую не следует путать с более широким понятием организации) оказала долгосрочное влияние не только благодаря открытию ею новой области исследований внутрифирменного управления, но и ввиду приоритетного внимания автора к сравнительному изучению стратегических организационных альтернатив.

Идеи Чандлера оказали серьезное воздействие на историческую и управленческую науку, а также на экономическую теорию фирмы. Он совершил подлинный переворот в науке истории бизнеса как таковой, превратив ее в важнейшую часть современной институциональной теории. Книга «Стратегия и структура» породила новое направление изучения стратегий с использованием как глубоких исторических исследований на материалах длительных временных периодов, так и эмпирических проверок альтернативных стратегий диверсификации.

Автором аналитического раздела гарвардского учебника был К. Эндрюс, который спустя несколько лет в развернутой форме изложил свои идеи в монографии «Концепция корпоративной стратегии». Его подход качественно изменил трактовку проблематики общего менеджмента, поскольку в концепции корпоративной стратегии единство организации стало пониматься не просто как некая взаимосвязь структурных и функциональных подразделений, а в терминах ее целостного восприятия вместе с окружающей средой.

Эндрюс в целом принял чандлеровскую трактовку стратегии, но дополнил ее заимствованным у Селзника понятием «отличительной компетенции» организации и своим видением фактора неопределенной внешней среды, к которой фирма должна адаптироваться. С точки зрения Эндрюса, оценка внутренних сильных и слабых сторон организации приводит к идентификации ее отличительных компетенций, а оценка угроз и возможностей внешней среды позволяет определить потенциальные факторы успеха.

В разработке метода SWOT наиболее серьезными недостатками являются нереалистичная посылка о возможности руководителей организации всецело познать ее сильные и слабые стороны и недостаточная разработанность методики оценки выявленных внутренних и внешних факторов стратегии.

Эндрюс впервые предложил четкое разграничение понятий стратегий корпоративного и бизнес – уровней. Под корпоративной стратегией он понимал совокупность решений, которая определяет и раскрывает задачи и цели фирмы, задает ее основную политику и планы реализации поставленных целей, очерчивает круг бизнесов, в которых компания собирается действовать, экономические и организационные особенности той модели фирмы, которой она стремится стать, а также выявляет характер экономических и неэкономических результатов, которые она может создать для своих акционеров, работников, клиентов и населения тех территорий, где она будет вести операции. Стратегию бизнес – уровня он трактовал как элемент корпоративной стратегии.

Исходя из исследования можно сделать вывод, что пионерные разработки вопросов стратегий в 1960 гг. учеными Гарвардской школы бизнеса заложили фундамент для дальнейшего становления теории стратегического управления и предопределили ряд ключевых направлений ее развития.

Школа планирования и ее современная оценка

Параллельно со становлением школы проектирования происходило возникновение и развитие в теории стратегического управления так называемой школы планирования.

Ансофф исходил из понимания стратегии как процесса планирования и стремился создать востребованную корпоративным сообществом более адекватную сложным вопросам подготовки стратегических решений и применимую для любой фирмы аналитическую модель, чем метод SWОТ.

По мнению Ансоффа, принцип долгосрочного планирования – простой экстраполяции статистических трендов прошлого – не соответствовал реалиям непрерывных изменений в продуктах и спросе. Он предложил идеологию стратегического планирования: идти от анализа будущего к настоящему. Модель стратегического планирования Ансоффа состояла в последовательном процессе принятия стратегических решений. Он разделил все решения менеджмента компании на три группы: «стратегические» (о продуктах и рынках), «административные» (об организационной̆ структуре и распределении ресурсов) и «оперативные» (о бюджетировании и контроллинге). Таким образом, Ансофф дополнил модель «стратегия – структура» Чандлера системами управления.

В рамках школы планирования большое признание, помимо работ Ансоффа, получили труды Дж. Штайнера, Р. Акоффа и Дж. Арженти. Помимо спорности своих предпосылок, методология школы планирования имеет, с нашей точки зрения, еще один серьезный недостаток, связанный с нормативным характером ее рецептов. Действительно, для того, чтобы некая ценная технология менеджмента (например, формализованное планирование) была источником конкурентного преимущества, одни компании должны владеть ею, а другие нет. Равное обладание всеми компаниями одной и той же технологией управления уравновешивает их достоинства. Поскольку сегодня практически все компании – лидеры мировых и национальных рынков развили у себя в той или иной степени процесс формализованного стратегического планирования, можно говорить в этом смысле о равновесной ситуации. Иначе говоря, было бы крайне удивительным обнаружить, что владение технологией планирования является источником конкурентного преимущества.

Таким образом, планирование может быть необходимо для получения среднего уровня прибылей, но само по себе оно не обеспечивает компании сверхприбылей, ассоциируемых с конкурентным преимуществом.

Компании Royal Dutch Shell и General Electric (GE) – обе действительно добились ощутимых конкурентных преимуществ благодаря отлично поставленной работе по стратегическому планированию, однако толковали они его по-своему. Shell была пионером сценарного планирования, вызванного к жизни тем, что эта корпорация, в силу особо длинных временных горизонтов планирования нефтяного бизнеса, была заинтересована в моделях, более приемлемых здесь, чем традиционные аналитические и статистические методы прогнозирования. Успешный опыт GE при Дж. Уэлче стал еще одной убедительной альтернативой классической концепции стратегического планирования и подтверждением того, что способность учиться быстрее, чем конкуренты, возможно, является единственным устойчивым конкурентным преимуществом. Хотя GE, начиная с 1960-х гг., была известна как один из самых убежденных лидеров активного внедрения рациональных систем планирования, с начала 1980-х гг. новый руководитель компании в корне пересмотрел подходы к ее стратегии.

Отмеченные в статье черты ограниченности аналитических возможностей школы планирования были характерны для начального этапа изучения природы и

механизмов создания эффективных стратегий, когда в их концептуализации приоритетом была разработка инструментов стратегического анализа, нежели позитивистские принципы научного исследования.