Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Народы..docx
Скачиваний:
66
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
1.29 Mб
Скачать

Краткий исторический очерк

Марийские племена складывались в результате взаимодействия носителей пьяноборской культуры левого берега Волги с жившими на правобережье племенами позднегородецкой культуры. Имеющие­ся в нашем распоряжении данные позволяют видеть в марийцах абори­генов местного края. А. П. Смирнов пишет: «Марийские племена сфор­мировались на базе более ранних племенных групп, населявших между­речье Волги и Вятки, и являются автохтонным населением края». Однако отождествлять древних насельников территории Поволжья с современным марийским народом было бы неверно, так как он сложился в результате скрещивания многих племен, из которых в дальнейшем сформировались народы Поволжья.

В письме хазарского царя Иосифа (середина X в.) среди подвластных ему поволжских народов упоминаются «цармис», в которых нетрудно уз­нать «черемис». Русская «Повесть временных лет» также упоминает о «черемисах», живущих при впадении Оки в Волгу. Это последнее известие позволяет значительно расширить наше представление о границах рас­селения марийцев в прошлом. В конце I — начале II тысячелетия н. э. мари испытали влияние булгар. В первой половине XIII в. Булгарское государство было разгромлено монголами и утратило самостоятельность. На территории Поволжья установилась власть Золотой орды. В начале XV в. образовалось Казанское ханство, под властью которого оказалась основная часть марийцев.

Золотоордынская культура также повлияла на формирование куль­туры марийцев. В то же время в ней проступают явные следы тесного об­щения с соседними народами (мордвой, удмуртами), с которыми марий­цев роднит общность происхождения.

Археологический материал позволяет проследить древние связи ма­рийских племен со славянами, однако вопрос о взаимоотношениях древ- неславянской и марийской культур еще недостаточно разработан.

После падения Казани (1552 г.) занимаемая марийцами территория была присоединена к Русскому государству. В это время у марийцев гос­подствовали патриархально-родовые отношения. Сохранились предания о существовании в прошлом в марийском обществе князей. По-видимому, под этим понятием разумелись представители выделившейся родоплемен- ной верхушки, так как нет никаких сведений о феодальной зависимости марийского населения от этих князей. В преданиях марийские князья

выступают как богатыри — военные вожди. В период Казанского ханства некоторые из этих князей, вероятно, присоединились к господствующему классу татарского общества, так как имеются сведения о существовании марийских мурз и тарханов. В составе Русского государства марийские мурзы и тарханы вошли в состав служилых людей и постепенно сли­лись с русским дворянством.

Включение марийцев в состав населения Русского государства способ­ствовало их приобщению к более развитой культуре русского народа. Однако положение их оставалось тяжелым. Насильственное введение христианства, многочисленные поборы, злоупотребления местных властей, захват лучших земель монастырями и помещиками, воинская повинность и различные натуральные повинности легли тяжелым бременем на марий­ское население, что не раз служило причиной выступления марийцев против социального и национального гнета. Марийцы вместе с другими народами Поволжья и русскими принимали активное участие в крестьян­ских войнах под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева (XVII—XVIII вв.). Восстания марийских крестьян вспыхивали также в середине и в конце XIX в.

Христианизация марийцев началась с конца XVI в. и особенно уси­лилась в середине XVIII в. Но христианская религия фактически не была воспринята даже крещеным марийским населением. Переход в прово- славие народов Поволжья не вытеснил язычества, христианские обряды выполнялись зачастую по принуждению. Большинство марийцев, чис­лившихся формально православными, сохраняло множество пережитков дохристианских верований. Кроме того, оставалась, главным образом среди восточных и луговых марийцев, группа так называемых чи ма­рий — «настоящих марийцев», т. е. некрещеных. С исламом марийцы сталкивались и до христианизации, но влияние его было незначитель­но, хотя некоторые группы марийцев соблюдали отдельные мусульман­ские обычаи, например считали пятницу праздничным днем.