Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Япония 1890-2011 ХРЕСТОМАТИЯ.doc
Скачиваний:
171
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
695.3 Кб
Скачать

§ 2. Дееспособность

22. Дееспособность.

1) Под дееспособностью понимается способность самостоятельно и в полной мере совершать сделки (заключать договоры и т. п.).

а) Ранее уже говорилось о том, что для возникновения правоспособности необходим лишь факт рождения (см.: Общая часть—17), однако это означает лишь получение статуса обладания правами. Если для приобретения личных прав достаточно лишь факта рождения, то другие права приобретаются либо наследованием, либо в результате заключения договора дарения, купли-продажи и др. В числе оснований для возникновения прав важнейшими являются юридические действия (сделки). Понятно, что свобода совершения этих действий лицами, обладающими нормальными умственными способностями, не создает никаких проблем. Но если лицо не обладает такими способностями, существует опасность, что самостоятельное осуществление им юридических действий сделает его жертвой свободной конкуренции. В этом отношении в гражданском праве принято, что лица, не обладающие волеспособиостью, т. е. способностью отвечать за свои юридические действия, не могут самостоятельно их совершать; за действиями данных лиц не признается правовой силы. Это положение вытекает из текста ГК, оно принято и судебной практикой (см. решение Верховного суда от И мая 1905 г.) и наукой гражданского права. Поэтому, например, договоры купли-продажи или дарения, заключенные с лицами с пороками воли (малолетними, лчцами с психическими расстройствами, включая лиц с временными психдческими расстройствами, вызванными злоупотреблением алкоголем, и т. п.), считаются недействительными, если будут представлены доказательства того, что в момент совершения юридических действий эти лица не обладали волеспособностью.

б) На практике, однако, часто очень сложно представить указанные доказательства. Поэтому ГК в отношении лиц с пороками воли выводит группу недееспособных: несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными, и ограниченно дееспособных. Самостоятельные юридические действия данных лиц могут быть аннулированы. При этом отсутствует необходимость каждый раз представлять доказательства отсутствия их волеспособности; их действия аннулируются и не имеют силы на основании самого факта, что они недееспособны. Данный механизм, с одной стороны, охраняет интересы этой категории лиц, а с другой — является предупреждением контрагентам данных лиц об их недееспособности.

в) Для возникновения полного объема правовых последствий сделок необходимо соблюдение двух условий в отношении сторон: во-первых, с фактической стороны—наличие волеспособности данных лиц в их конкретных действиях и, во-вторых, с формальной стороны — чтобы эти лица не подпадали под категорию недееспособных, определяемую ГК. В случае отсутствия волеспособности сделка объявляется недействительной, а в случае признания недееспособности она аннулируется (о различии между недействительностью и аннулированием см.: Общая часть — 108, 111). Дееспособность признается тогда, когда она соответствует формальным критериям ГК.

2) В отношении возмещения ущерба, нанесенного другому лицу (ответственности за деликт), лица, не обладающие способностью осознавать результаты своих действий, не несут за них ответственности (см. ст. 712 и 713 ГК). Данная способность называется вменимостью. Рассматривая волеспособность при совершении юридического действия и вменимость при деликте в их единстве, мы подходим к основному принципу, что в частных правоотношениях приобретение личностью прав и обязанностей осуществляется ее волевыми действиями при нормальном состоянии воли. В науке данный принцип называется принципом автономности воли личности.

23. Недееспособные. Недееспособными ГК считает: несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными, и ограниченно дееспособных. Помимо этих категорий, до послевоенного пересмотра ГК в данную группу входили и замужние женщины, причем это объяснялось стремлением к достижению мира и согласия в супружеских отношениях, однако подобное положение противоречило принципу равенства полов и со вступлением в силу новой конституции было отменено (см.: Общая часть — 5).

Круг самостоятельных действий недееспособных уже обычного. Наиболее узок он у признанных недееспособными и постепенно расширяется у несовершеннолетних и ограниченно дееспособных. В качестве средства защиты прав данных лиц ГК устанавливает получение согласия определенных лиц на совершение недееспособными своих действий, предусматривает управление имуществом недееспособных и совершение других действий через лиц, представляющих интересы недееспособных.

Выделение по формальным критериям группы недееспособных выполняет, как мы указывали ранее, двоякую задачу: защиту интересов лиц с пороками воли и предупреждение их контрагентов. Вместе с тем современные экономические отношения стали настолько интенсивными, а сделки настолько сложными (каждая сделка представляет собой лишь звено в целом круге сделок, либо она совершается многочисленной группой лиц), что система защиты интересов недееспособных действует слишком односторонне в пользу данной категории, нанося вред их контрагентам и угрожая стабильности общих экономических отношений. В этой связи представители науки гражданского права, выдвигая понятие безопасности сделок, подчеркивают необходимость более рациональной правовой защиты недееспособных.

Еще один аспект проблемы: несовершеннолетние из неимущих семей вынуждены зарабатывать себе на жизнь. Поступая учеником к кому-нибудь на службу, несовершеннолетний, как правило, не может рассчитывать на доброе отношение со стороны хозяина, к тому же интересы несовершеннолетних на крупных предприятиях совершенно не охраняются. Положения ГК о недееспособных практически неприменимы к этому кругу отношений и выполняют только пассивную функцию — лишь аннулируют действия лиц, подпадающих под эту категорию. Развитие же права требует активного вмешательства: либо запрещения ночных работ несовершеннолетних, ограничения их занятости на опасных работах или работах, вредных для здоровья или развития, либо выдвижения требований к работодателям в отношении установки определенного оборудования. В последнее время благодаря развитию трудового законодательства положение начало меняться (смет. 56 и след. Закона о трудовых стандартах).