
- •Цель, средства, инструмент. Гендер. Ан-за.
- •Иерархия потребностей женщин (по Лонгве). Критерии положения женщин
- •Пробл. Соц. Рол. М.И ж. В сф. Образ. Пон. «скр.Уч. Пл.».
- •Женщ. И м. В сфере образ. Пон. «скр. Уч. Пл.».
- •Способы конструирования взрослыми гендерной роли ребёнка.
- •Расстройство гендерной идентичности как современная проблема.
- •Формирование сексуального предпочтения (Алан п. Белл, Мартин с. Уайнберг и Сью Кифер Хаммерсмит).
- •Ценность семьи и брачно-сем. Отнош. В генд.Аспекте. Традиц.И совр.Роли м. И ж.В семье.
- •Образование как важн. Институт социализ.
- •Генд. Восп. Молодёжи: пон., зад., усл. Принц.
- •Пон.О лидерстве. Генд. Теор. Власти.
- •Специф.Особ. И разл. Муж. И жен. Лид-ва.
- •Различия мужской и женской сексуальности в исторической ретроспективе.
- •Здоровье и сексуальность подростка. Профилактика ранних половых связей в учреждениях образования.
- •Роль вербального и невербального общения во взаимоотношениях мужчины и женщины
- •Ист. Жен. Движ. На западе. Совр. Теор. Фемин.
- •2 Волна зап. Феминизма: 1960-80-е г.
- •Понятие о гендерной сегрегации как форме общения с представителями своего пола.
- •Особ. Гендерной сегрегации в дет. Груп.
- •Постарение населения как уникальное явление 20 века и общемировой процесс.
- •Показ. Демогр. Старения. Демогр. Полит. Гос-ва как проявл.Заботы о нас. Страны.
- •Осн. Принц. Соц.-дем. Полит.Оон в отн. Пож. И ст. Люд.
- •Социально-психологические проблемы пожилых людей в современном обществе.
- •Проблема общения и одиночества в старости. Роль семьи для пожилого человека.
- •Роль питания в процессе старения.
- •Псих.Нар.И псих. Заб.В пож.И старч. Возр. Симмул. И диссим.В пож. Возр.
-
Способы конструирования взрослыми гендерной роли ребёнка.
Сексизм и полоролевые стереотипы пронизывают весь процесс воспитания ребенка: они начинают проявляться с момента рождения, задавая разные направления развитию девочек и мальчиков. Описывая различия в процессе социализации, еще Маргарет Мид писала о так называемой "двойной цепи ожиданий", связывающих и мальчиков, и девочек. Чаще всего мальчика готовят к тому, что он всегда должен добиваться успеха, а девочку, за редким исключением, - показывать свою несостоятельность и беспомощность. Именно поэтому в процессе гендерной социализации важная роль отводится семье.
Многочисленные исследования необихевиористов показывают, что с самого рождения ребенка взрослые относятся к нему по-разному в зависимости от пола, что находит отражение в именах, которые дают детям разного пола, в одежде, в тоне голоса взрослого, в предлагаемых ребенку игрушках, в характере поощрений и наказаний. Например, данные ряда исследований свидетельствуют, что мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, что воспитывает у мальчиков и большее сопротивление. На процесс формирования психического пола ребенка оказывают влияние также братья и сестры; при этом старший ребенок, будь он девочка или мальчик, чаще выступает лидером как в семье, так и у сверстников, девочка же, имеющая старшего брата, часто развивается по модели "сорванца" и в обществе сверстников может выбрать компанию мальчиков.
Хорошо известны исследования по восприятию младенцев в зависимости от пола, о различиях в поведении родителей по отношении к дочерям и сыновьям. Начиная с маминой реакции на крик (мамы быстрее подходят к девочкам, чем к мальчикам), с постоянного стремления держать дочку как можно ближе к себе, на вербальном и невербальном уровнях девочке внушается неуверенность в своих возможностях справиться с ситуацией, необходимость в опоре, поддержке другого человека. Таким образом формируется внешний локус контроля. Уверенность в себе и внутренний контроль не становятся значимыми ценностными ориентациями; девочка, девушка, женщина часто сомневаются в том, что она может и должна делать. Неуверенность в себе психологи называют одним из мощнейших внутренних барьеров творчества.
Мальчикам же от рождения внушается необходимость быть самостоятельными и решительными, опираться на собственные силы и способности, независимость суждений и поступков является для них одной из основных ценностей. В то же время в них не поощряются проявления эмоциональности и чувствительности, считая их проявлениями слабости и неуверенности, что приводит к снижению порога сензитивности вообще и появлению многочисленных барьеров общения, в частности. Как правило, это является одной из основных причин межличностных, в том числе и полоролевых конфликтов.
Поэтому роль российской семьи в процессе гендерной социализации весьма специфична: с одной стороны, в семье стимулируется усвоение традиционных представлений о мужественности и женственности, а с другой, девочки ориентируются на профессиональную активность, которая не входит в число "чисто женских" качеств, в то время как мальчики испытывают дефицит положительных моделей поведения. Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу (это называется гендерной идентификацией)). В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины стараются по-разному выглядеть, заниматься разной деятельностью и интересоваться разными вещами. Часто взрослые непреднамеренно стимулируют тендерную идентификацию, регулярно упоминая тендер ребенка («какой(ая) хороший(ая) мальчик/ девочка») или говоря детям: «мальчик/девочка так делать не должен(а)». Этот механизм называют дифференциальное усиление (процесс социализации, в ходе которого приемлемое для данного общества поведение поощряется, а неприемлемое наказывается социальным неодобрением.)
Например, в ряде исследований было показано, что мальчики, которые, вопреки нормам, играют не только с детьми одного с собой пола, больше подвергаются насмешкам со стороны сверстников и менее популярны в их среде, чем те, кто подчиняется поло-ролевым стереотипам, наблюдая за школьниками с 4-го по 7-й класс, обнаружили, что мальчики ожидают меньшего порицания от родителей за агрессивное поведение, чем девочки.
К 7 годам, а часто даже в 3—4 года, дети достигают гендерной константности — понимания, что гендер постоянен и изменить его невозможно. Еще до того, как пойти в начальную школу, дети проявляют достаточно серьезные знания о тендерных различиях в игрушках, одежде, действиях, объектах и занятиях.
Как только завершается гендерная идентификация и ребенок начинает замечать различия, существующие между мужчинами и женщинами, у него обычно проявляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам. В ходе этого процесса мальчики обычно подражают поведению мужчин, а девочки — поведению женщин. Описанное явление называется дифференциальным подражанием - процесс социализации, в ходе которого человек выбирает ролевые модели в соответствующей ему с точки зрения общепринятых норм группе и начинает подражать их наведению.