Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sashe / Лекции - копия.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
279.04 Кб
Скачать

Причина и цель

Идея причины (почему?) и цели (для чего?) – основополагающие в мышлении человека. Древний принцип : «Из ничего ничего не происходит» - стал непререкаемым и в обыденном, и в научном мышлении. Философская рефлексия по поводу этих двух категорий прошла три этапа. Первый – понимание и утверждение единства понятий «причина» и «цель». Второй – разъединение и противопоставление. Третий этап, современный – единство на новом основании: понятие «причины» дополняется и уточняется понятиями «вероятности», «статичности», «функциональности», понятие «цель» расширяется за счет термина «объективная цель».

Первый этап – Аристотель о причине и цели

Аристотель сопоставляет понятие причины с философским понятием начала:

«…о началах говорится в стольких же значениях, как о причинах, ибо все причины суть начала» ( Аристотель. Метафизика – М,1934.С. 78). Идея начала здесь такая же, как она понималась во всей предшествующей философской традиции – «то первое, из чего».

Идею основания Аристотель высказывает сначала в предельно общем виде, связывая его с событием, то есть с возникновением чего-то нового:

«…если что-нибудь возникает, то должно возникать то, из чего оно возникает, и то, чем оно производится, и этот ряд не может идти в бесконечность» (Там же. С. 71).

Аристотель выделяет четыре типа причин:

  1. «входящий в состав вещи материал, из которого вещь возникает» (медь для статуи, серебро для чаши);

  2. «форма и образец, иначе говоря, понятие сути бытия»;

  3. «источник, откуда берет свое первое начало изменение или успокоение», «человек, давший совет», отец – причина ребенка, и «вообще, то, что делает, есть причина того, что делается, и то, что изменяет – причина того, что изменяется»;

  4. «о причине говорится в смысле цели; а цель, это то, ради чего, например, цель гуляния – здоровье» ( Там же. С. 79).

В этих высказываниях Аристотель указал на четыре вида причин: материальную, формальную, движущую, целевую.

Цель Аристотель рассматривает как вид причины. Цель – это то, ради чего:

«…почему человек гуляет, говорим мы. Чтобы быть здоровым. И сказавши так, мы считаем, что указали причину» (Там же. С. 79).

В данном утверждении причина – это родовое, более общее понятие, цель – понятие видовое, меньшее по объему. Аристотель здесь еще не разводит эти понятия и не противопоставляет их друг другу как понятия, равные по объему. Это сделают позже. Но он высказывает мысль об объективной цели:

«Обусловленность через цель встречается среди вещей возникающих естественным путем или среди поступков, определяемых мыслью» (Там же. С.193).

Необходимо отметить значение аристотелевской идеи энтелехии. Энтелехия – это завершенная форма - цель, понимаемая как реализация возможности во всей мыслимой полноте. При этом завершенность нужно понимать во всех смыслах: завершенность как завершение какого-либо процесса и завершенность как выполнение всего того, что предполагалась в совокупности всего мыслимого в этой вещи. Энтелехия – это совершенство и завершенность какой-либо мыслимой вещи, воплощенной в действительность.

Второй этап – Джордано Бруно о причине и цели.

Дж. Бруно в 16 веке разводит понятия причина и начало. К началам он отнес материю и форму, к причинам – движение (действие) и цель. Это мелкое, казалось бы незначительное изменение имеет громадное значение. Если, по Аристотелю, все типы причин – внутренние, как говорят философы, имманентные, то по Бруно, они внешние.

Причина по Бруно – это то, «что содействует произведению вещи внешним образом и имеет бытие вне состава». Соответственно и цель мыслится таким же образом. В чем же они расходятся? Причина – это внешняя сила, цель – субъективное и внешнее по отношению к изменяемым вещам стремление. Поскольку 17 век был веком механики, то именно механические силы стали прежде всего подразумеваться под причинами. Смысл понятия причины стал чрезвычайно узким, но таким он и остался до 20 века. Например, силовой характер причины отчетливо слышится у немецкого философа 18 века Готфрида Лейбница:

«…причина есть то, что заставляет какую-нибудь другую вещь начать существовать» (Цит. по Аскин Е.Ф. Современный детерминизм. – Саратов, 1975. С. 37).

На базе такого суженного понимания причины и цели в 17 веке складывается оппозиция детерминизма и телеологии.

Соседние файлы в папке Sashe