Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

09-07-2013_05-53-35 / ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
61.44 Кб
Скачать

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Предметом социологии выступает совокупность теоретических понятий, при помощи которых ученый описывает реальные факты социальной жизни, объясняет и практически решает социальные про­блемы.

Среди основных понятий выделим два главных — статус и роль. Первое дает статическое изображение предмета социологии, а второе — динамическое.

Статусом называется позиция {положение) человека в группе или обществе.

Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например в компании друзей, означает иметь неформальный или личный статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православ­ным, республиканцем, бизнесменом — значит иметь формаль­ный или социальный — статус. Иными словами — занимать оп­ределенное место в системе общественного разделения труда. У од­ного человека может быть множество статусов. Совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку, называется статус­ным набором.

Любой статус состоит из ролей совокупности прав и обязанно­стей, которые по традиции общество закрепляет за данной позици­ей. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их ус­пехи, следить за дисциплиной, т.е. выполнять различные роли. Другой пример: статус «отец» включает в себя несколько ролей — дисциплинатор для детей, обеспечивающий материальное благополучие семьи, партнер по играм с детьми и некоторые другие. У каждой роли — свой круг прав и обязанностей, которые опре­делены социальными нормами — либо законом, либо обычаем. Роль «дисциплинатор» из статуса «отец» предполагает, что муж­чина имеет право наказывать своих детей и обязан воспитать их в духе законопослушания, уважения традиций и обычаев своего народа. Такова обязанность именно отца, а не матери.

У разных народов нормы дисциплинирования детей различны: в одних случаях детей не смеют ударить рукой, в других — могут избивать плетями. Различаются эти нормы в зависимости от при­надлежности к социальным группам. Известно, что дети из при­вилегированных классов подвергаются наказаниям меньшим, не­жели дети бедноты или рабочего класса.

Точно так же можно разложить на составляющие элементы дру­гой статус — «муж». У него иной набор ролей, в частности, сексу­альный партнер, социальный партнер, организатор семейного быта и досуга, специалист по ремонту домашней утвари и квартиры и т. п. У каждой роли опять же свой круг прав и обязанностей, кото­рые определены соответствующими нормами поведения. И так буквально с каждым социальным статусом. Нормы могут опреде­лять либо каждую роль по отдельности, либо их совокупность в целом, т.е. статус.

А как вы думаете — одна и та же роль может входить в разные статусы?

Вывод: статус — ниша, или место, в социальной структуре общества (группы). Он включает несколько ролей. Роль — это мо­дель поведения в соответствии с правами и обязанностями, за­крепленными за данным статусом соответствующими социальны­ми нормами. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые определяются социальными нормами. В результате статус указывает на место, а роль — на способ поведения.

Совокупность статусов образует социальную структуру общества. Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Если мы заполним каждую ячейку людь­ми, то получим большие социальные группы, совокупность кото­рых дает социальный состав населения. Его изучает статистика.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, муж­чина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик... (Какие еще — подумайте самостоя­тельно.) В принципе их можно пересчитать по пальцам. А в совре­менном обществе одних только профессиональных статусов око­ло 40000, семейно-брачно-родственных отношений более 200 (де­верь, сноха, кузина... продолжайте перечень сами), многие сотни политических, религиозных, экономических статусов. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая груп­па — нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными статусами.

Вывод: первокирпичики предмета социологии — статусы и роли. Первые дают статическую, а вторые — динамическую кар­тину общества. Совокупность незаполненных статусов дает соци­альную структуру общества.

Социальные статусы скреплены особо прочным фундаментом — социальными функциями.

В чем состоит функция учителя? Передавать свои знания, оце­нивать успехи, следить за дисциплиной. Догадываетесь, о чем идет речь? Конечно, это знакомые нам права и обязанности. Они от­носительны. Статус учителя относителен статуса ученика, но не работника Гороно, родителя, офицера, русского и т.д. Относи­тельность означает функциональную взаимосвязь статусов. Вот почему социальная структура не просто совокупность, а функци­ональная взаимосвязь статусов. Слово «относительность» связано не только с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в определенные отношения с уче­ником, а тот — с учителем, родителями, ровесниками, продав­цом, таксистом и т.д.

Социальные статусы связаны социальными отношениями, лич­ные статусы связаны межличностными отношениями. Общество окутано огромной сетью социальных отношений, под ней, эта­жом ниже, расположена другая сеть — межличностных отноше­ний.

Для социологии важно не то, в какие личные отношения всту­пают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фунда­ментальное — социальные отношения. Начальник цеха может от­носиться к рабочему с большой симпатией. Личные отношения у них замечательные. Но если рабочий плохо справляется со своей профессиональной ролью, не соответствует статусу, начальника цеха могут уволить. Начальник и подчиненный связаны опреде­ленными социальными отношениями.

Вывод: статусы связаны между собой социальными функци­ями, которые проявляются через социальные отношения. Функ­ции и отношения, наподобие цемента, скрепляют социальную структуру.

Присмотритесь, последняя у нас разрослась и стала многослой­ной: статусы, права и обязанности, функции, социальные отно­шения. Что мы забыли? Конечно, роли. Как и договорились, роли, в отличие от статусов, дают динамическую картину общества. Так оно и есть. Роль без человека ничто. Роль требует своего актера.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяю­щийся процесс. Только регулярно повторяющиеся социальные взаи­модействия кристаллизуются в социальные отношения. Если человек однажды научил чему-либо подростков, то он еще не учитель. Учитель — постоянная функция (т.е. социальная позиция в обще­стве), так же как обучение — регулярное взаимодействие. Только тогда оно становится социальным.

Анализировать понятие «социальная роль» необходимо во вза­имосвязи с понятием «человеческая личность».

Всю жизнь человек учится правильно исполнять социальные роли, следовать предписанным нормам и обязанностям. Этот труд­ный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией. Ее результат — социально зрелая личность. А какая же личность без культуры?

Культура совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передава­емых тем, кто будет жить завтра.

Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит соци­ализация, социальный контроль. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов — социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение пред­писаний).

Социальный контроль — механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции.

Если в обществе отсутствуют законы и нормы, устанавлива­ется беспорядок, или аномия. Если отдельный человек отклоня­ется от норм либо их нарушает, то его поведение называют девиантным.

Вывод: социальное взаимодействие — процесс, и чтобы он был упорядоченным, общество выработало особый механизм ре­гуляции поведения — социальный контроль, включающий санк­ции и культурные нормы, которым люди обучаются в процессе

социализации.

За каждым статусом стоят большие социальные группы: пенсио­неры, русские, учителя и т.д.

Совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными категориями) называется со­циальным составом населения. Им занимаются не только социоло­ги, но и статистики.

У каждого человека есть потребности, которые ему нужно удов­летворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второ­степенные различны. Первые универсальны, т.е. присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потреб­ности общества, называются социальными институтами.

Семья, производство, государство, религия, образование — фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие в настоящее время. В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антропологов, появи­лась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционирова­ла, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, по­лиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная семья, расши­ренная семья, неполная семья и т.д. Государству 5 — 6 тыс. лет, столько же образованию, а религия имеет более почтенный воз­раст.

Социальный институт — очень сложное учреждение и самое главное — реально существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно предста­вить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией — семьей, религией, образова­нием, государством и производством, — и представить их как один из институтов тоже непросто. И все же социальный институт реа­лен.

Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т. п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно-ис­следовательские институты, редакции журналов и газет, типогра­фии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют со­циальный институт образования.

Во-вторых, основные, или общие, институты состоят из мно­жества неосновных, или частных, институтов. Их называют соци­альными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т.д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т.д.), производством, семьей, образованием.

Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества.

Социальная система связана не только с институтами, но и с социальными организациями, социальным взаимодействием, со­циальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работа­ет, действует.

Итак, статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундамен­тальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетво­рения выступают социальные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, обра­зование и религия) и неосновные (их гораздо больше), называе­мые еще социальными практиками.

Таким образом, мы получили целостную картину общества, описанную при помощи социологических понятий. У этой карти­ны две стороны — статическая, описываемая структурой, и ди­намическая, описываемая системой. А исходные компоненты — статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хватает, пожалуй, еще двух важных понятий — «социальная стра­тификация» и «социальная мобильность».

Социальная стратификация совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального нера­венства и называемых стратами.

Это иная версия социальной структуры: статусы расположены не горизонтально, а вертикально, соединяясь в новые группы — страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по признаку неравенства. Бедные, зажиточные, богатые — общая модель стратификации. Чтобы от общего перейти к частному, раз­делим вертикальное пространство на четыре «линейки»: шкалу доходов (в рублях, долларах), шкалу образования (лет обучения), шкалу власти (число подчиненных), шкалу профессионального престижа (в баллах экспертов). Место любого статуса легко найти на этих шкалах и тем самым определить общее место в системе стратификации.

Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бедных в богатые) либо в равную (скажем, из водителей в трак­тористы), описывается понятием социальной мобильности, кото­рая бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нис­ходящей.

К предмету социологии относятся также социальные общности. Они представляют собой такие объединения людей, которые воз­никают и формируются на основе своей культурно-исторической самобытности (народы и нации), родственных связей и сходства стадий жизненного цикла (семейные, поколенческие, половоз­растные), места в общественном производстве (классы) или раз­личаются по территориально-региональным и поселенческим при­знакам (городские и сельские общности).

Кроме названных выше социология изучает другой тип общно­стей — ситуативно возникшие массовые образования, члены ко­торых сплочены либо кратковременными совместными действия­ми, либо относительно непродолжительной деятельностью (мас­совые движения и митинги, празднества и спортивные зрелища, аудитории слушателей и телезрителей).

Кратковременные действия могут перерасти в продолжитель­ные и устойчивые связи. Возникают совсем иные общности — организованные. Они сплочены единством целенаправленной де­ятельности. Причем цели могут быть не только трудовыми, но и спортивно-досуговыми (болельщики футбольных клубов), музыкально-досуговыми (неформальные молодежные объединения типа рокеров, металлистов, брейкеров), социальными (альтернатив­ные движения), политическими (партии, народные фронты).

В иерархии социальных общностей — в широком смысле — центральное положение занимают большие социальные группы (в точном смысле слова), а среди них — классы. Они различаются по месту, занимаемому в системе общественного производства, от­ношению к средствам производства (главный критерий социаль­но-классовой структуры), роли в общественном разделении труда (здесь появляются профессиональные группы), по способу и раз­мерам получения доходов. К профессиональным группам относят так называемые отраслевые отряды работников промышленности и сельского хозяйства: шахтеры, водители, инженеры и т.п. К про­фессионально-территориальным группам следует причислить: а) временных, или иногородних, рабочих (в просторечии назы­ваемых лимитчиками) и постоянные кадры предприятий (имею­щие прописку в данном городе); б) иностранных рабочих (при­мером могут служить вьетнамские рабочие, привлекавшиеся на московские предприятия в конце 80-х — начале 90-х годов); в) ра­ботников, занятых в нетрадиционных формах организации труда на Крайнем Севере (вахтовым и экспедиционно-вахтовым мето­дами работы).

Наряду с социальными общностями, выполняющими позитив­ные функции, выделяют девиантные (отклоняющиеся) и делинквентные (преступные) группы, выполняющие негативные функ­ции: проститутки, наркоманы, алкоголики, члены мафиозных и организованных банд, тунеядцы, расхитители собственности и др. Все это достаточно большие (иногда десятки и сотни тысяч чело­век) социальные группы, отличающиеся устойчивыми чертами поведения, сходными условиями проживания и образом жизни.

Кроме них в социальной структуре общества выделяют: 1) со­циальные слои, или страты, и 2) малые социально-психологи­ческие группы.

Социальная структура с ее многочисленными подструктура­ми (социопрофессиональной, социостатусной, социорегиональной, социоэтнической) отображает статику общества, его «соци­альный скелет». Напротив, социальная организация показывает общественную жизнь в развитии, которое всегда происходит че­рез возникновение и разрешение противоречий, столкновение интересов различных групп, через борьбу исторически отживших, исчерпавших себя форм и новых, только еще нарождающихся. Речь идет о «социальной физиологии» общества, его исторической динамике.

На пересечении структуры и организации находится личность. Личность рассматривается социологией не в терминах индивиду­ально неповторимых (это задача психологии), а в терминах соци­ально-типических черт.

Соседние файлы в папке 09-07-2013_05-53-35