
- •1. Происхождение и предмет философии, её основные понятия.
- •2. Философия и религия, философия и научное знание.
- •3. Философия и мифология.
- •4. Начало философии в Древней Греции. Милетская школа.
- •5. Понятие бытия и ничто у Парменида.
- •6. «Логос» Гераклита и его учение о противоположностях.
- •7. Сократ, - его философское и этическое учение и предшествующая философия.
- •8. Учение Платона об идеях, общие принципы и положения.
- •9. Доказательства бессмертия души в диалоге Платона «Федон».
- •10. Понятие любви в диалогах «Федр» и «Пир».
- •11. Диалектика бытия и небытия в диалоге «Софист».
- •12. Аристотель. Вопрос о сущем и сущности, понятие формы и материи.
- •13. Учение о четырёх причинах у Аристотеля.
- •14. Ум как перводвигатель в философии Аристотеля
- •15. Учение о душе у Аристотеля.
- •16. Христианство, основные положения.
- •17. Средневековая схоластика. Учение Фомы Аквинского.
- •18. Доказательства бытия Бога в средневековой философии.
- •19. Френсис Бекон. Философские основания научного познания и понятие опыта.
- •20. Декарт как основатель новоевропейской философии, основные положения его учения.
- •21. Принцип сомнения как методический принцип достоверного познания у Декарта.
- •22. Понятие протяжённой и мыслящей субстанции в философии Декарта.
- •23. Доказательство бытия Бога в философии Декарта.
- •34. Замысел и основные принципы «Науки логики» Гегеля.
- •35. Понятие абсолютного духа и система философских наук.
- •36. Мир как воля и представление у Шопенгауэра.
- •37. Фейербах и Маркс.
- •38. Кьеркегор и философия экзистенциализма.
- •39. Ф. Ницше Основные философские идеи.
- •40. Феноменология Гуссерля.
- •41. Фундаментальная онтология Хайдеггера и герменевтика.
10. Понятие любви в диалогах «Федр» и «Пир».
Первый и самый очевидный вывод из платоновского "Пира" - утверждение связи любви и познания. У Платона любовь - это процесс движущегося, поднимающегося со ступени на ступень знания. Поэтому диалектика любви у Платона представляет собой диалектику знания, платонический эрос - это эрос познания.
Второй очень важный вывод, содержащийся в "Пире", - связь эротического знания с красотой. В конце концов любовь есть познание высшей формы красоты. Здесь философия любви у Платона органично перерастает в эстетику, любовь оказывается стремлением к прекрасному, к эстетическому переживанию красоты. Эстетическое переживание есть любовь. Любовь есть вечное стремление любящего к любимому.
11. Диалектика бытия и небытия в диалоге «Софист».
Участники диалога приходят к необходимости понять, что такое бытие и, соответственно, небытие. Это заставляет собеседников «подвергнуть испытанию учения Парменида и всеми силами доказать, что небытие в каком-либо отношении существует и, напротив, бытие каким-то образом не существует».
Определение бытия:
Все, обладающее по своей природе способностью либо воздействовать на что-то другое, либо испытывать хоть малейшее воздействие, пусть от чего-то весьма незначительного и только один раз, — все это действительно существует.
В самом деле, без такой способности бытие не смогло бы вообще соотноситься с чем-либо. С ним невозможно было бы входить в какое-либо общение, в частности, его невозможно было бы познавать. То, что не оказывает никакого воздействия и не подвергается никакому воздействию, никак себя не проявляет, и об этом нельзя и помыслить. Сказанное заставляет ввести в оборот категорию движения. Утверждая, что бытию присуще движение, мы, тем самым, признаем, что движение существует. Однако существует и покой. Нельзя признать существующее только движущимся.
Рассуждая таким образом, участники диалога выявляют три категории или, как они говорят, рода: бытие, покой и движение. Два из них — покой и движение — противоположны, т. е. несовместимы друг с другом. Бытие же совместимо с каждым из них, однако не тождественно ни одному.
Итак, чтобы понять, что такое бытие, нам необходимо различить пять родов: бытие, покой, движение, тождественное, иное. Мы должны также понять, какие из них сочетаются друг с другом, а между какими невозможно никакое общение. Такое искусство различения и сочетания понятий Платон называет диалектикой.
Заметим теперь, что во всем проведенном рассуждении постоянно присутствовала еще одна мысль: мысль о небытии. В самом деле, коль скоро мы отличаем один род от другого, мы понимаем не только что он есть, но и что он не есть. Движение не есть покой и т. д. Быть чем-то одним значит не быть чем-либо другим. Следовательно, все, доступное пониманию, включает в себя как бытие, так и небытие. Этот вывод, как соглашаются участники диалога, противоречит парменидовскому тезису о том, что бытие есть, а небытия нет. Оказывается, что в известном смысле можно также говорить, что небытие существует.
12. Аристотель. Вопрос о сущем и сущности, понятие формы и материи.
Вопрос о видах имеет для Аристотеля большое значение в контексте его полемики с Платоном, равно как и в обсуждении вопроса о сущности. Для Платона сущность — это идея. В платоновской философии идея есть то, что действительно существует, настоящее бытие, противопоставляемое становлению. С другой стороны, идея может быть названа сущностью в том смысле, что для всякой вещи она определяет что есть эта вещь (ti esti), т. е. может быть названа сущностью вещи. Кроме того, наконец, идея — это общее. Обратим теперь внимание, что русское слово «вид» есть эквивалент греческого эйдос (eidos).
Родовидовое деление.
Род — это более общее понятие, то, которое подвергается делению. Виды — это то, на что делится род. Например, «живые существа» — род, а разумные и неразумные существа — виды. Возникает вопрос, насколько далеко может идти деление. Формально его можно ограничить лишь уровнем единичных вещей. Позже (в средневековой философии) для них был даже принят термин «индивиды», что буквально значит «неделимые». Однако Аристотель не рассматривает такого деления. Он полагает, что можно найти некие последние виды, делить которые уже не имеет смысла. Например, человек является именно таким последним видом. Для животных и растений также находятся последние виды. Аристотель сам разработал классификацию животных, причем последние виды в ней очень часто совпадают с тем, что называют видами в современной классификации.
В аристотелевской логике суждение строится по субъектно-предикатной схеме. Общий его вид: S есть P. Например, в суждении «Сократ лысый» различаются две части: «Сократ» (субъект) и «лысый» (предикат). Подлежащее (субъект) является главным в суждении. Сказуемое (предикат) лишь сказывается о нем. Это значит, что предикат не существует независимо от субъекта. Нет никакой «лысости» самой по себе. Всегда есть только конкретный человек, обладающий этим качеством. «Лысость» существует лишь постольку, поскольку существует такой человек. Это рассуждение вновь приводит нас к разговору о сущности. То, что существует самостоятельно, должно быть в суждении субъектом, а не предикатом.
Аристотель приходит в итоге к тому, что сущностью следует признать единичную вещь, о которой сказывается все остальное (роды, виды, отдельные свойства).
Вещи вокруг нас материальны. Но материя вещей оформлена, и благодаря форме мы отличаем медный шар от медной статуи, хотя они и сделаны из одного вещества. Более того, форма вечна, и не зависит от своего конкретного воплощения в предмете. Ведь если мы вам скажем «шар», в ваших головах возникнет образ (форма) шара. Причем эта возникшая в голове форма не будет воспроизведением реального шара, виденного вами в жизни. У всех реальных шаров, с которыми вы имели дело, были некоторые отклонения, недостатки, погрешности, например, вы-щерблины на поверхности, или немного вытянутая форма, или еще что-нибудь, нарушавшее их совершенство. Но в голове-то у вас возникает образ идеального шара, которого вы никогда в своей жизни не видели.
Аристотель был убежден, что нет никакого платоновского мира идей, идея вещи находится в ней самой как форма. Форма — неизменна и вечна, именно она делает предмет тем, что он есть, а не наоборот. Форма выступала у Аристотеля в качестве общего, а конкретные ее воплощения, вещи — в качестве единичного.