Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Методичка. Воробьев

.pdf
Скачиваний:
110
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
506.91 Кб
Скачать

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт фундаментальной медицины и биологии Кафедра физиологии и биохимии растений

ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИОЛОГИИ И БИОХИМИИ РАСТЕНИЙ

ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ

(внеклеточное отведение)

Учебно-методическое пособие

КАЗАНЬ2013

УДК 581.1

Печатается по решению Редакционно-издательского совета ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

учебно-методической комиссии Института фундаментальной медицины и биологии

Протокол № 1 от 21 марта 2013 г.

заседания кафедры физиологии и биохимии растений Протокол №2 от 21 марта 2013 г.

Составитель: канд. биол. наук, доцент В.Н. Воробьев

Рецензент

д.б.н, проф., зав. каф. биоэкологии И.И. Рахимов

Практикум по физиологии и биохимии растений. Электрофизиология высших растений (внеклеточное отведение): Учебно-методическое пособие /В.Н. Воробьев.- Казань: Казанский университет, 2013 – 32 с.

Настоящее учебно-методическое пособие является частью содержания практикума по физиологии и биохимии растений, проводимого на кафедре физиологии и биохимии растений. В пособии рассмотрены основные виды биоэлектрической активности клеток высших растений. Изложены методы внеклеточного отведения для регистрации биоэлектрических реакций, таких как тканевой потенциал, потенциал действия и его распространение, вариабельный потенциал и светозависимая биоэлектрическая активность.

Пособие предназначено для студентов, бакалавров, магистров и аспирантов, изучающих биоэлектрическую активность высших растений.

©Казанский университет, 2013 ©Воробьев В.Н., 2013

2

ВВЕДЕНИЕ.

К числу наиболее удивительных свойств живых клеток, несомненно, следует отнести их способность генерировать биоэлектрические потенциалы. Обнаруженное в середине прошлого столетия биоэлектричество привлекло к себе внимание исследователей самых разных направлений физиков, физикохимиков, биологов. Изучение биоэлектрических явлений приобрело многоплановый характер. Одним из существенных направлений, получивших развитие, явилось изучение биоэлектрогенеза – непосредственных причин, лежащих в основе генерации биоэлектрических потенциалов. Очевидно, что без знания механизмов возникновения электрических потенциалов в клетке невозможно в полной мере оценить их роль в различных функциях клеток, тканей и организма в целом.

Если механизм биоэлектрогенеза у животных к настоящему времени изучен достаточно полно, то в отношении растений этого нельзя сказать. Большая часть исследований в электрофизиологии растений выполнена на гигантских клетках харовых водорослей. Хотя водоросли могут рассматриваться как обобщенная модель растительной клетки, им, несомненно, присущи и специфические особенности, отличающие их от высших растений. Поэтому анализ природы и закономерностей биоэлектрических потенциалов у растений представляется весьма актуальным.

К сожалению, при работе с высшими растениями многие методические подходы, обеспечивающие успех в решении многих вопросов биоэлектрогенеза у животных (микроэлектродная техника, метод фиксации напряжения, пэтч-клямп метод и др.), часто оказываются трудно применимыми из-за сложной структуры отдельных органов растений. Вместе с тем результаты исследований все более убеждают в том, что процесс генерации биопотенциалов, как у животных, так и у растений не только сопровождает те или иные жизненно важные процессы, но играет нередко ключевую роль в их протекании.

По крайней мере, три аспекта представляются наиболее важными в этом отношении.

3

Во-первых, роль биоэлектрических потенциалов в протекании энергетических превращений. Стало очевидным, что разности биоэлектрических потенциалов на мембранных структурах животных и растительных клеток являются наряду с АТФ обобщенной формой конвертируемой энергии. Речь идет о биоэлектрических потенциалах внутриклеточных мембранных систем и плазмалеммы. Здесь энергия электрического поля, напряженность которого весьма высока, используется при совершении осмотической, механической и других видов работ. Поэтому нередко для характеристики степени энергизованности клетки используют величину ее мембранного потенциала.

Во-вторых, роль биоэлектрических потенциалов в регуляции клеточных процессов. Так, хорошо известно, что величина электрического поля на мембране регулирует состояние ряда ионных каналов и активность некоторых ферментов. Под контролем разности мембранных потенциалов находятся сами системы, ответственные за биоэлектрогенез растительных клеток (например К+-АТФаза, Н+-АТФаза) (Опритов, 2000).

В-третьих, сигнальная роль биоэлектрических потенциалов, которая в наиболее совершенной форме представлена в нервах животных, имеет место также и у других живых объектов, в том числе у высших растений. Появляется все больше фактов, которые подтверждают идеи, выдвинутые в начале ХХ в. Выдающимся индийским ученым Боссом, о том, что в ответ на внешнее воздействие у растений могут генерироваться биоэлектрические импульсы, по природе во многом сходные с потенциалами действия нервных волокон. Изучение этих импульсов у растений представляется особенно важным в связи с сравнительно-эволюционной оценкой процесса распространяющегося возбуждения и выяснением природы быстрых функциональных связей между отдельными органами растительного организма.

Генерация биоэлектрических потенциалов у высших растений обладает не только чертами сходства с таковой у животных, но характеризуется и рядом специфических особенностей (Опритов и др., 1996б).

В настоящем пособии студентам предлагается опытным путем подтвердить наличие электрического мембранного потенциала, различных биоэлектрических реакций в ответ на внешнее воздействие у высших растений. Основная часть пособия посвящена экстраклеточному отведению

4

биопотенциалов, так как данный метод не трабует специальной подготовки и относительно прост в исполнении.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛОВ ПОКОЯ КЛЕТОК ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ.

Биоэлектрическая активность клеток высших растений в покое может быть измерена, как у животных объектов, различными методами. Это, прежде всего внутриклеточное и внеклеточное отведение биоэлектрической активности. Мембранный потенциал покоя (E’m ) - это разность потенциалов между внешней и внутренней сторонами мембраны.

Внутриклеточное измерение. Измерение E’m клеток высших растений посредством микроэлектродной техники, несмотря на большой прогресс, достигнутый в ее совершенствовании, до сих пор представляет собой весьма непростую задачу. Дело в том, что клетки высших растений наряду с жесткой клеточной стенкой и высоким тургорным давлением, характерным и для клеток харовых водорослей, имеют, в отличие от последних, очень небольшие размеры. В этой связи удачное введение микроэлектрода в клетку высшего растения, позволяющее осуществить достаточно длительный эксперимент (в течение часа и более), требует от исследователя значительного навыка работы с такими клетками.

Микроэлектроды, используемые для измерения E’m клеток высших растений изготавливают обычно из стекла «Пирекс». Диаметр кончика электрода, с учетом малых размеров клеток, не должен превышать 1 мкм. Микроэлектроды с большим диаметром при введении, как правило, сильно повреждают клетки высших растений.

Введение микроэлектродов осуществляют с помощью микроманипулятора под углом 30-600 к плоскости объекта (речь чаще всего о поверхности среза) и при визуальном контроле через микроскоп с большим увеличением (200 и более). Горизонтальное и вертикальное введение микроэлектрода в растительную ткань осуществляется в «слепую» и используется гораздо реже. Число повторных введений одного и того же микроэлектрода, учитывая большую вероятность притупления или слома его

5

кончика о жесткую клеточную стенку, должно быть минимальным. Для предотвращения попадания содержимого обладающих тургором клеток в канал введенного микроэлектрода последний заполняют гелем. С этой целью электролит (например KCl 3M), предназначенный для заполнения электрода, может быть приготовлен на 2% агаре.

Измерение мембранного потенциала клеток высших растений производят по отношению к водной среде окружающей клетки в экспериментальной кювете. В это связи некоторые авторы, работающие с наземными высшими растениями, отмечают, что водная среда не является естественным условием обитания, например, для клеток поверхностных тканей листьев и стремятся использовать методические приемы, позволяющие свести к минимуму число контактирующих клеток с внешней водной средой. Однако, измеряемые при этом потенциалы покоя и их регистрация в ответ на действие различных химических агентов, судя по всему, ничем не отличается от таковых в экспериментах с традиционной методикой (Опритов и др., 1991).

Регистрацию измеряемых мембранных потенциалов клеток высших растений осуществляют обычно на специальной регистрирующей аппаратуре с высоким входным сопротивлением, которое превышает сопротивление микроэлектрода более чем в 100 раз. Величина измеряемых мембранных потенциалов в большой мере зависит от степени шунтирования микроэлектродом таких клеточных мембран как плазмалемма и тонопласт.

Следует отметить, что помимо мембранного потенциала с помощью микроэлектродной техники могут быть также исследованы такие электрические характеристики мембран клеток высших растений, как омическое сопротивление, вольт-амперная характеристика и другие. Методом петч-клямп, получившим большое распространение в последнее время, в опытах на изолированных протопластах и вакуолях клеток высших растений при использовании микроэлектродов в качестве микроприсосок осуществляется анализ проводимости одиночных ионных каналов.

Внеклеточное измерение. Принцип внеклеточной регистрации биоэлектрической активности клеток высшего растения в покое основан на симпластической природе электрической полярности данного объекта. При этом разность потенциалов U1,2 между двумя точками поверхности, например, стебля растения, может быть описана уравнением

6

(1)

где r1 – сопротивление внешней среды; r2- сопротивление симпласта; Em1 и Em2

– мембранные потенциалы симпласта в точках 1 и 2; Δφ – вклад апопласта в электрическую полярность объекта (обычно не существенен). Из уравнения 1 следует, что измеряемая внеклеточная разность потенциалов позволяет в той или иной степени судить лишь об изменениях мембранного потенциала клеток высшего растения в зоне отведения (например под влиянием какоголибо воздействия), но не о стационарных уровнях мембранного потенциала.

Типичным примером внеклеточно-регистрируемой разности потенциалов может служить так называемый биоэлектрический тканевой потенциал. Он возникает между апикальным и базальным концами отрезка стебля или корня высшего растения при воздействии на один из них (обычно апикальный) каким-либо фактором. При этом показательно, что исходно разность потенциалов между концами такого отрезка отсутствует или не превышает

±10 мВ.

Внеклеточное отведение разности потенциалов в покое может осуществляться как от одного высшего растения, так и одновременно от целой группы растений (при одном канале измерения). В последнем случае регистратор запишет усредненное значение разности потенциала всей использованной совокупности растений, что весьма существенно для получения статистически значимого результата, особенно при экспрессанализе (Орлов и др., 2009).

Для внеклеточного отведения чаще всего применяют неполяризующиеся микроэлектроды (каломельные и хлорсеребрянные). Могут использоваться, в часности, вспомогательные электроды, предназначенные для рН-метрических измерений. На такие электроды, заполненные насыщенным раствором KCl, надевают переходные насадки со смоченными слабым ионным раствором (водопроводная вода, 0.1% KCl, искусственная прудовая вода и т.д.) фитильками из ваты, марли, шерсти или асбеста. Они служат для обеспечения «мягкого» контакта с поверхностью растения, смачивания зоны контакта и

7

предотвращения неблагоприятного воздействия на клетки растения, вытекающего из электродов электролита.

Определение разности биоэлектрического тканевого потенциала методом внеклеточного отведения между корнем и гипокотелем.

Способность к генерации электрических потенциалов (биоэлектрогенез) является универсальным свойством живых систем (Опритов и др., 1991). У растений биоэлектрогенез тесно связан с транспортом ионов через плазматическую мембрану, фотосинтезом (Булычев, 1989), дыханием (Bulychev, Vredenberg, 1995) и многими другими процессами, протекающими в растительном объекте. Зависимость растительного биоэлектрогенеза от метаболизма открывает возможность применения показателей процессов электрогенеза для оценки состояния растения, в том числе – его устойчивости

кдействию неблагоприятных факторов.

Влитературе имеются работы, обосновывающие использование потенциалов покоя (а также обусловленных ими показателей, включая разность потенциалов (РП) между участками растения) и потенциалов возбуждения для оценки устойчивости растительных объектов к действию стресс-факторов (Stahlberg, 2006). Однако относительно слабо изученной остается возможность применения РП в качестве показателя устойчивости растений к действию тех или иных стресс-факторов при исследовании влияния на такую устойчивость различных модулирующих условий.

Разность потенциалов между корнем и побегом может быть использована в качестве показателя солеустойчивости проростков пшеницы. Можно предположить, что связующим звеном между изменениями РП и солеустойчивостью (которая, вероятно, отражает возрастание неспецифической устойчивости растения) служит величина энергизации клетки. В пользу этого предположения свидетельствует, с одной стороны, сильная зависимость потенциала покоя растений от метаболизма, в частности от энергизации (Allakhverdiev et all., 2005), благодаря чему метаболические процессы могут оказывать значительное влияние и на РП, а с другой – показанное в ряде работ положительное влияние возрастания содержания

8

АТФ на устойчивость растительных объектов к действию стресс-факторов

(Сухов и др., 2005).

Цель: Определить разность электрических потенциалов (ΔU) между

гипокотелем и корнем гороха в норме и при действии хлорида натрия.

Оборудование: рН-метр-иономер Эксперт 001, раствор хлорида натрия

(1М), хлорсеребряные электроды, ватный тампон, проростки гороха, штатив и

зажимы для закрепления объектов исследования, скотч для фиксации

электрода.

Ход работы.

С помощью предварительно нарезанных полосок скотча, через ватный

тампон, смоченный водопроводной водой, проросток гороха закрепляют на

электродах (см. рис. 1).

Рис. 1. Схема закрепления электродов для измерения РП.

Для определения разности потенциалов прибор рН-метр-иономер Эксперт 001 переводят в рабочее положение. Выбрав режим измерения потенциалов – нажать «измерение» на экране появятся данные характеризующие разность потенциалов между электродами.

Результат измерения фиксируют. После установления стабильного показателя (mV) в емкость с корнями добавляют 10 мл 1 М раствор NaCL и с

9

интервалом в 5 минут фиксируют показания разности потенциалов (РП). По результатам исследования строят график зависимости РП от времени нахождения корней в растворе хлорида натрия.

Определение биоэлектрического тканевого потенциала методом внеклеточного отведения.

Цель: Определить разность электрических потенциалов (ΔU) между апикальным и базальным концами стебля проростка гороха при различных расстояниях между электродами.

Оборудование: рН-метр-иономер Эксперт 001, хлорсеребряные электроды, ватный тампон, проростки гороха, штатив и зажимы для закрепления объектов исследования, скотч для фиксации электрода.

Ход работы.

С помощью предварительно нарезанных полосок скотча, через ватный тампон, смоченный водопроводной водой, проросток гороха закрепляют на электродах (см. рис. 2). В первом варианте на расстоянии 1 см, во втором – 2 см, в третьем – 3 см, в четвертом – 4 см. Результаты измерений заносят в табл.1, сравнивают и на их основании делают вывод о зависимости ΔU от расстояния между электродами.

Рис. 2. Схема закрепления электродов на стебле.

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]