Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
кусовая глебова.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
103.53 Кб
Скачать

Раздел 3. Современные урбанизационные процессы в россии

В России за 1913-2002 доля городского населения выросла более чем в 3,7 раза, при этом урбанизированность существенно колеблется по регионам исторически и качественно.

По данным первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в городских поселениях проживало лишь 15% населения России (в современных границах). К концу 1930-х годов в городских поселениях проживала уже треть россиян, к концу 1950-х - половина, а с конца 1980-х по настоящее время - почти три четверти.

Затем наступило прозрение и блага городской цивилизации перестали застилать взор и к началу 2005 года численность городского населения России снизилась до 104719 тысяч, а сельского - возросла до 38755 тыс. человек, и доля горожан опустилась до 73,0%.

Вопреки общепринятому мнению о регрессе постсоветской России, процесс урбанизации не остановился. По переписи 2002 года в России было 1098 городов. В настоящее время в России по итогам переписи на 01 января 2007 года насчитывается 1103 города, что является значительной, но не абсолютной и не самоценной величиной. Так, отмечаемый многими исследователями дефицит крупных городов, «как центров  и генераторов социальных, культурных и научно-технических инноваций», на поверку оказывается не столь уж и значительным. Так, по доле городского населения (73%) Россия находится на среднеевропейском уровне (те же 73%) и не слишком отличается от таких стран, как США (76-80% по разным критериям) или Япония (77%), и в климатически благополучных регионах количество крупных городов соответствует плотности населения нашей страны. Приводимые горе-исследователями «сравнение России с США по числу городов с населением свыше 1 миллиона человек и отставании более чем в два раза» сразу выдаёт советскую школу безграмотности. По численности населения (304 191 257 чел. в 2008 г.) США более чем в два раза превосходит Россию (141 859 871 чел. в 2008 г.). Сравнивая же плотность населения в США (31 чел./км²) с российской (8,3 чел./км²), мы получим вывод о несомненном успехе в области градостроительства.

При этом число городов в России увеличилось на 71, или на 6,4 %, а число поселков городского типа сократилось на 351 населенный пункт, или на 16,0 %. Только за  1991 - 1997 г.г. было преобразовано в села 240 поселков городского типа (ПГТ) с общим числом жителей почти миллион человек. Но это лишь общий итог более многочисленных административно-территориальных преобразований. Так из 71 населенного пункта, получивших  статус города, 42 были поселками городского типа, 9 сельскими или вновь зарегистрированными населенными пунктами, а 20 были закрытыми административно-территориальными   образованиями (ЗАТО), получившими географические названия. С ЗАТО связана самая анекдотическая ситуация, потому что как географические объекты они были «тайной Полишинеля» для несоветских граждан: «советские» стали участниками игры покруче «зарницы» - «хранения военной тайны». В ходе разбора итогов предыдущего этапа урбанизации 10 городов утратили свой статус - девять включены в состав более крупных городов, а один преобразован в сельское поселение. Кроме того, 432 поселка городского типа утратили свой статус. И них 329 были преобразованы в сельские населенные пункты, 42 - в города, 46 - включены в черту других городских поселений или объединены, а 15  упразднены или ликвидированы. Так же за прошедшее десятилетие был образован 81 поселок городского типа.

Однако всё равно наступил перелом в динамике численности городского и сельского населения. Рост городского населения сменился спадом. Численность сельского населения испытала подъем после длительного снижения. Определенную роль сыграло преобразование в сельские поселения множества поселков городского типа (рис. №).

Большая часть российских городов – (772 города или 70,3% от общего числа) - представлена равномерно расположенными соответственно плотности населения малыми городами с числом жителей, не превышающим 50 тыс. чел. Городов среднего размера, с населением от 50 до 100 тыс. чел., насчитывалось 158. Городов  с населением от  100 тыс. чел. до полумиллиона, 146. 23 города имеют людность от 500 тысяч до 1 миллиона человек. А 10 городов являются городами – «миллионниками», то есть имеют численностью населения свыше миллиона человек.

Развитие крупногородского расселения в России в ХХ веке шло довольно успешно, несмотря на преграды, связанные с противодействием института прописки и попытками проведения политики ограничения роста крупных городов.

В настоящее время в России 10 городов-миллионеров. Однако 2 города в России имеют особые возможности. Так Москва уже стала мегалополисом (10,5 млн. чел.), а Санкт-Петербург близок к этой черте (4,6 млн. чел.). Причём для экстенсивного увеличения населения Москвы было характерно включение подмосковных деревень Бутово, Митино, Косино. Для Петербурга такими «жертвами» статистики могут стать в ближайшее время Колпино, Царское Село и Петергоф.

С точки зрения политической устойчивости, отсутствие в руках национал-президентов российских регионов крупных городов - свидетельство оптимальности регионального развития России.

Для этапа синтезиса урбанизации тенденции роста характеризуются дилеммой – стабильность/нестабильность. Часть городов демонстрирует устойчивый рост, другая – устойчивую депопуляцию. Между ними располагается большая группа городов с нестабильным количеством населения.

За период между переписями 1989 и 2002 годов группа городов с населением 1 миллион человек и более пополнилась за счет Волгограда, и их число достигло 13.

Группа городов с численностью населения от 500 тысяч до 1 миллиона человек уменьшилась за счет, соответственно, Волгограда, а, кроме того, - Тулы, Томска и Кемерово. В то же время эта группа пополнилась за счет Тюмени и Липецка. Общее число городов этой группы сократилось с 22 до 20.

Группу городов с населением от 100 до 500 тысяч человек покинули Магадан, Колпино, Воркута, Анджеро-Судженск, Мичуринск (Козлов), Усолье-Сибирское, Кинешма, Воткинск, но она пополнилась за счет Батайска, Дербента, Назрани, Нефтеюганска, Железнодорожного, Зеленодольска, Кызыла и Элисты, а также перешедших из разряда более крупных городов Тулы, Томска и Кемерово. В результате общее число городов с населением от 100 до 500 тыс. человек увеличилось на 3 – со 131 до 134.

К 2008 году число городов-«миллиоников» снизилось до 11, поскольку Пермь и Волгоград, уменьшившие свое население, перешли в группу городов с численностью населения менее миллиона человек. Число городов с населением от 500 тысяч до миллиона человек возросло до 23 - за счет Перми, Волгограда и Кемерово, вновь вернувшегося в эту группу. На 2008 год опять осталось 22 города.

Сохраняется тенденция концентрации городского населения в крупнейших городах и снижения удельного веса населения небольших городских поселений.

Доля горожан, сконцентрированных в городах-«миллионниках», увеличилась с 23,3% в 1989 году до 25,8% в 2002 году, хотя к началу 2005 года она снизилась до 24,4% из-за того, что Пермь и Волгоград перешли в группу городов с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек. Но удельный вес жителей больших городов (с населением более 100 тыс. человек) возрос с 62,4% городского населения в 1989 году до 64,1% в 2002 году и 65,5% к началу 2005 года. Доля городского населения, проживающего в малых городах (с числом жителей до 50 тыс. человек), напротив, снижается - с 27,2% в 1989 году до 25,5% в 2002 году и 24,2% в 2004 году.

Распределение населения городов по поселениям разного размера в целом также подтверждает тенденцию концентрации населения в крупнейших городах, хотя в последние годы регистрировались некоторые отклонения от нее по группе городов с числом жителей более 500 тысяч и до 20 тысяч человек

Характерными чертами постсоветской урбанизации является наличие большого количества сравнительно молодых городов и посёлков городского типа (ПГТ). Ещё одним важным отличием малых городов и ПГТ «советского происхождения» является завязанность на одно, но градообразующее предприятие. Проблема для таких городских образований заключается в том, что создавались они под один советский «проект», но с крушением СССР рухнул «проект», а вслед за ним обрушились и «градообразующие предприятия».

Конечно, есть исключения из этих правил и их можно привести: это Воркута, Норильск, но если для первого каменноугольная составляющая является очень спорной и эффективность промышленного узла в зоне вечной мерзлоты является критичной, то Норильск остаётся высокорентабельным промышленным узлом. Норильский комбинат производит 35 % мирового палладия, 25 % платины, 20 % никеля, 20 % родия, 10 % кобальта. В России 96 % никеля, 95 % кобальта, 55 % меди производится Норильским комбинатом.

В связи с этим урбанизация является следствием успеха или не успеха градообразующего предприятия или отрасли.

В современной России процесс урбанизации также связан с серьезными противоречиями. Тенденция к имущественной поляризации населения внутри городских сообществ приводит к сегрегации бедного населения, вытеснению его на «обочину» городской жизни. Экономический кризис и политическая нестабильность стимулируют безработицу и внутреннюю миграцию, вследствие чего из-за чрезмерного притока населения во многих городах живет значительно больше населения, чем они в состоянии «переварить». Рост населения в городах, значительно опережая спрос на рабочую силу, сопровождается не только абсолютным, но подчас и относительным расширением тех слоев, которые не участвуют в современном производстве. Эти процессы приводят к росту городской безработицы и развитию в городах неорганизованного сектора экономики, занятого мелким производством и обслуживанием. Кроме того, заметен рост криминального сектора, включающего и «теневую» экономику, и организованную преступность.

Как бы то ни было, городская жизнь и городская культура стали органичной средой социального обитания. В начале XXI в. большинство россиян составляют коренные горожане. Они будут задавать тон в развитии общества, и от того, как сейчас сформируются системы социального управления, как изменится социальная среда, будет зависеть жизнь новых поколений.

Урбанизация в России застряла на агломерационном этапе. Агломерационные процессы затормозились и замерли на довольно низких отметках: доля спутников в общей численности населения крупных городских агломераций составляет примерно 30%. Это в 2 раза меньше, чем в метрополитенских ареалах США. Хаотичный характер, ведущий к экологическому неблагополучию, принимают коттеджная застройка и размещение садово-огородных участков в пригородных зонах крупных центров. В советское время использованию эффекта агломераций препятствовала ведомственность, сейчас ведомственные перегородки сменились частновладельческими.

Надагломерационные формы расселения, наподобие мегалополисов, только-только начали формироваться и не достигли еще значительных размеров. Демографическая недостаточность в сочетании с экономическим спадом и социальным неблагополучием затрудняет формирование опорного каркаса расселения — его узлов и осей.

Таким образом, Урбанизация в России не завершена. Новые процессы переходного периода остановили ее на полдороге. По-прежнему Россия испытывает дефицит городов, особенно острый в восточных районах. И особенно не хватает больших городов, способных стать лидерами отраслевого и регионального развития. Многим городам России необходимо привести свою градообразующую базу в соответствие с новыми условиями, расширить ее, сделать более разнообразной, развить рыночную инфраструктуру, полнее использовать выгоды своего экономико-географического положения, улучшить городскую среду, поднять уровень жизни своих обитателей и сделать их истинными горожанами.

Но не все так плохо. Выделяют перспективы развития урбанизации. Решающую роль в социально-экономическом развитии страны в переходный период призваны сыграть крупные центры, располагающие разносторонним потенциалом, определяющим их лучшие по сравнению с другими городами стартовые возможности в новых условиях. Эту роль успешно демонстрирует Москва. В то же время увеличившийся отрыв Москвы от других центров опасен, он чреват нарастанием напряженности между центром и периферией. Лидер должен не только идти впереди, но и обеспечивать движение вперед ведомых.

Санкт-Петербург в соответствии с традицией должен быть не вторым городом России, а ее второй столицей. По культурно-историческому потенциалу он не уступает Москве. Соизмеримы и научно-технический, а также образовательный потенциалы. На следующей ступени иерархии располагаются региональные центры и субцентры. За десятилетия интенсивного развития города-лидеры нарастили свою экономическую базу, развили производственные, научные, образовательные, управленческие, культурные функции, сформировали сочетания отраслей и видов деятельности, обеспечивающих прогресс, прорыв на новые уровни развития.

В следующем разделе рассмотрим положительные и отрицательные последствия урбанизации.