Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 2023 г. / Ястребов (стр.25-53_103-119_151-181).pdf
Скачиваний:
24
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
35.68 Mб
Скачать

72

Гл. 3. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

18 апреля 1996 г.1Также Указом Президента Российской Федера­ ции 30 июня 1997 г. утверждено обозначенное в Законе о прокурату­ ре Положение о классных чинах прокурорских работников. Указами Президента Российской Федерации решаются вопросы определения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в качестве цен­ трального органа по реализации положений конвенций ООН (про­ тив коррупции2, против транснациональной преступности3 и др.), касающихся взаимной правовой помощи по уголовным делам.

§4. Международные договоры Российской Федерации

Международным договором согласно российскому законодатель­ ству4 является международное соглашение, заключенное Россий­ ской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме, направленное на регулирование определенного вида (видов) отношений на осно­ ве норм международного права. Соглашение может содержаться как в одном документе, так и в нескольких. Названия международных договоров могут быть различными: договор, соглашение, конвен­ ция, пакт. Различаются следующие виды международных договоров Российской Федерации: межгосударственные (заключенные от име­ ни Российской Федерации), межправительственные (заключенные от имени Правительства Российской Федерации), договоры межве­ домственного характера (заключенные от имени федеральных орга­ нов исполнительной власти). Последние два вида договоров прямого выхода на сферу правового регулирования деятельности прокурату­ ры не имеют, хотя определенное воздействие на нее могут оказать и оказывают.

Вданном случае необходимо иметь в виду, что прокуратура не от­ носится к системе органов исполнительной власти, в силу чего реше­ ния, принимаемые, в том числе и на международном уровне, Прави­

1

СЗ РФ. 1996.

№ 17.

Ст. 1958.

2

СЗ РФ. 2004.

№ 44.

Ст. 4327.

3

СЗ РФ. 2008. № 51.

Ст. 6140.

4Подробнее см.: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных догово­ рах Российской Федерации (СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757).

§ 4. Международные договоры Российской Федерации

73

тельством Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти на органы прокуратуры не распро­ страняются. Другое дело, что Генеральная прокуратура Российской Федерации не только не может их игнорировать, но и при опреде­ ленных условиях обязана принимать в их реализации необходимое участие. Но для того чтобы задействовать органы прокуратуры в вы­ полнении межправительственных или межведомственных догово­ ров, необходимо, естественно, там, где требуется их участие, изда­ ние соответствующих правовых актов теми органами, которые пра­ вомочны регулировать деятельность органов прокуратуры1. Такими актами могут быть закон, постановление Государственной Думы, Указ Президента Российской Федерации, межведомственные со­ глашения прокуратуры с федеральными правоохранительными ми­ нистерствами и службами. Например, Соглашение «Об обмене пра­ вовой информацией»2, от 21 октября 1994 г., заключенное главами правительств Азербайджанской Республики, республик Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Молдовы, Узбекистана, Российской Федерации, Киргизской Республики, для того чтобы обмен право­ вой информацией был обеспечен с использованием возможностей прокуратуры, требовало создания соответствующего механизма под­ ключения прокуратуры к указанной работе. При этом следует особо отметить, что позицией 38 Приложения к Соглашению от 21 октя­ бря 1994 г. предусматривался межгосударственный обмен норматив­ ными правовыми актами, относящимися к деятельности прокурату­ ры. Еще более наглядно необходимость использования возможно­ стей прокуратуры в сфере обеспечения законности и правопорядка показывает такой, например, международный договор, каким явля­ ется Соглашение от 12 февраля 1999 г. между Правительством Рос­ сийской Федерации и Правительством Республики Беларусь о со­ трудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, свя­ занными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных неза­

'Однако во всех ситуациях, связанных с деятельностью прокуратуры, оптималь­ ным вариантом все-таки было бы заключение международных договоров на меж­ государственном уровне. Этому могла бы способствовать реализация Генеральной прокуратурой Российской Федерации права на внесение рекомендаций о заклю­ чении международных договоров.

2 Бюллетень международных договоров. 1995. № 2.

74

Гл. 3. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

конным путем1. Уже сам предмет соглашения, который составляет сотрудничество «в целях организации эффективной борьбы по пред­ упреждению, выявлению, пресечению и раскрытию незаконных фи­ нансовых операций, а также финансовых операций, связанных с ле­ гализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем», убедительно показывал, что органы прокуратуры должны быть пред­ ставлены в числе тех компетентных органов, которым в Соглашении отведена роль непосредственных исполнителей предписываемых Со­ глашением действий. Но опять-таки для этого нужно дополнитель­ ное соответствующее правовое решение.

Межведомственные международные договоры, заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти, на правовое регулирование деятельности прокуратуры не влияют и могут пред­ ставлять для нее интерес только как источник информации опреде­ ленного содержания. В то же время есть самостоятельная категория международных договоров, о которых не говорится в Федеральном законе «О международных договорах» (хотя возможность и необхо­ димость сказать о них имелась), но правомочность заключения ко­ торых установлена Федеральным законом «О прокуратуре Россий­ ской Федерации» (ст. 2). Это соглашения, заключаемые Генеральной прокуратурой Российской Федерации с соответствующими органа­ ми других государств по вопросам правовой помощи и борьбы с пре­ ступностью. Практика заключения Генеральной прокуратурой Рос­ сийской Федерации международных соглашений (с Прокуратурой Республики Таджикистан, Генеральной прокуратурой Туркмениста­ на, Генеральной прокуратурой Королевства Швеции и др.) о право­ вой помощи и сотрудничестве полностью себя оправдала.

Сейчас уже можно уверенно говорить о том, что сомнения и опа­ сения, выдвигавшиеся заинтересованными ведомствами, в целесо­ образности наделения Генеральной прокуратуры Российской Феде­ рации правом самостоятельно выступать на международной арене, не подтвердились.

Международные договоры Российской Федерации, выступающие в качестве составной части правовых основ деятельности прокурату­ ры, подразделяются на две основные группы: 1) содержащие нормы, регулирующие деятельность органов прокуратуры; 2) содержащие нормы, применяемые в деятельности органов прокуратуры.

1 Бюллетень международных договоров. 1999. № 11.

§ 4. Международные договоры Российской Федерации

75

К первой группе договоров относятся главным образом договоры России с другими государствами о правовой помощи. Незаменимым документом, обеспечившим интеграцию действий органов юстиции, включая и органы прокуратуры, на территории бывшего Союза Со­ ветских Социалистических Республик в условиях обвального роста, усиления транснационального характера преступности, прозрачно­ сти границ, дестабилизации социальных процессов, зарекомендова­ ла себя Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам', подписанная в Мин­ ске 22 января 1993 г. государствами — членами Содружества Незави­ симых Государств («Минская конвенция»). За Российскую Федера­ цию Конвенцию подписал Президент Российской Федерации.

Структурно Конвенция состояла из пяти разделов, включаю­ щих 87 статей. В первом разделе представлены положения, касав­ шиеся общих условий обеспечения правовой защиты граждан Дого­ варивающихся Сторон и взаимного оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам государствами — участ­ никами Конвенции (принципы, на которых строится предоставле­ ние правовой помощи, уплата пошлин и возмещение издержек, по­ рядок сношений учреждений юстиции Договаривающихся Сторон, объем правовой помощи, порядок исполнения поручений и др.). Во втором разделе излагались положения, определявшие правовые от­ ношения по гражданским и семейным делам (подсудность споров, правила определения правоспособности и дееспособности физиче­ ских лиц, признания безвестно отсутствующим, условия заключения и расторжения брака, правоотношения родителей и детей, компе­ тентность учреждений Договаривающихся Сторон, имущественные правоотношения и др.). Третий раздел посвящался порядку призна­ ния и исполнения решений, вынесенных на территории других До­ говаривающихся Сторон (признание решений, их исполнение, отказ в признании и исполнении решений и др.). Четвертый раздел регла­ ментировал порядок осуществления правовой помощи по уголовным делам (выдачи лиц, находящихся на территории государств — участ­ ников Конвенции, для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение, отказа в выдаче, взятия под стражу для выдачи, осуществления уголовного преследования, порядок сношений по вопросам выдачи и уголовного преследова­

1 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.

76

Гл. 3. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

ния и др.). Заключительные положения, составляющие содержание пятого раздела Конвенции, касались вопросов применения Конвен­ ции, порядка вступления в силу, сроков и времени действия Конвен­ ции и др.

Конвенция содержала значительную часть положений, адресо­ ванных непосредственно Генеральной прокуратуре. Ими устанавли­ валось, что сношения по вопросам выдачи, уголовного преследова­ ния, а также исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих согласия прокурора, осуществляют­ ся генеральными прокурорами (прокурорами) Договаривающихся Сторон. Кроме того, в Конвенции устанавливалось, что Генераль­ ной прокуратурой Российской Федерации могут исполняться другие условия договора в пределах ее компетенции, поскольку общим по­ нятием учреждений юстиции, употребляемым в Конвенции, соглас­ но международно-правовой терминологии объединяются суды, про­ куратура, иные учреждения Договаривающихся Сторон, к компетен­ ции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела.

Срок действия Конвенции — 5 лет. Условиями соглашения пред­ усматривалось автоматическое продление срока на новый пятилет­ ний период по истечении установленного срока действия. Работа по совершенствованию положений Конвенции велась постоянно. 7 октября 2002 г. в Кишиневе Азербайджаном, Арменией, Белорус­ сией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Россией, Тад­ жикистаном и Украиной была подписана Конвенция о правовой по­ мощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголов­ ным делам, которой суждено заменить Минскую конвенцию. Она также включает пять разделов, но статей насчитывает больше — 124. Сохраняя общий дух и смысл Минской конвенции, Конвенция от 7 октября 2002 г. в то же время давала на тот момент более углублен­ ное и учитывающее имевшие место изменения в правовой практике освещение охватываемых ею положений.

Ныне действует достаточно большое число двусторонних меж­ дународных договоров о правовой помощи. По своему содержанию они сходны с Минской конвенцией. Двусторонние договоры о пра­ вовой помощи Россия имеет с Республикой Индией, Королевством Испании, Республикой Кореей др. В рассматриваемую разновид­ ность международных договоров входят также Соглашения о сотруд­ ничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и соответствующими органами других государств.

§ 4. Международные договоры Российской Федерации

77

Вторая группа международных договоров (содержащих нормы, применяемые в деятельности органов прокуратуры) значительно по объему больше первой. Обусловлено это связью деятельности проку­ ратуры с правовым регулированием различных сфер жизни общества и государства. Особого внимания в прокурорской практике заслужи­ вают международные договоры, регламентирующие вопросы соблю­ дения прав человека и гражданина. Основополагающую роль среди них играют: Всеобщая декларация прав человека', принятая Гене­ ральной Ассамблеей ООН 10декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16декабря 1966 г. и факульта­ тивный протокол к нему2; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах3 от 16 декабря 1966 г.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме 4 но­ ября 1950 г.)4; Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах челойека (ратифицирована Федераль­ ным законом от 4 ноября 1995 г.)5.

В числе других международно-правовых актов представляется возможным указать Конвенцию о защите промышленной собст­ венности от 9 октября 1992 г., Соглашение «О сотрудничестве го­ сударств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью» от 25 ноября 1998 г., Договор о созда­ нии единой таможенной территории и формировании таможен­ ного союза (ратифицирован Федеральным законом от 27 ноября 2008 г.)6 и др.

В прокурорской практике подлежат учету также положения, со­ держащиеся в решениях ООН, декларациях (Декларации глав госу­ дарств — участников Содружества Независимых Государств о меж­ дународных обязательствах в области прав человека, Декларации и программе воспитания граждан в духе декларации, основанного на осознании ими своих прав и обязанностей от 6—7 мая 1999 г., Основ­

1Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. С. 14-20.

2 Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17.

Ст. 291.

3Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР

синостранными государствами. Вып. XXXII. М., 1976. С. 3—26.

4СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143; 2001. № 2. Ст. 163.

5СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1498.

6СЗ РФ. 2008. № 44. Сг.4993.