Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / 2021 Международное право лекции.docx
Скачиваний:
104
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
625.11 Кб
Скачать

Вопрос 1.1. Соотношение понятий

Международное право – это сложное социальное явление, которое включает в себя огромное число правовых норм разной степени общности и юридической силы. Не все нормы международного права, действующие в настоящее время, признаются всеми государствами в качестве обязательных.

Общепризнанные нормы – это нормы, которые официально признаны всеми или почти всеми государствами независимо от их социального строя в качестве обязательных для себя. Можно упомянуть такие общепризнанные нормы, как дипломатическая неприкосновенность, свобода плавания в открытом море, неприкосновенность мирного гражданского населения во время войны, др.

Основные принципы международного права – это наиболее общие из общепризнанных норм, наиболее важные, императивные нормы международного права. Они составляют его наиболее устойчивое ядро, будучи критерием международной законности. Все международные договоры и обычаи, чтобы быть юридически действительными, должны соответствовать основным принципам. Основные принципы изложены в Уставе ООН.

Вопрос 1.2. Понятие общепризнанных норм международного права

Общепризнанные нормы международного права – это исторически обусловленные принципы и нормы общего международного права, признанные международным сообществом государств в целом, выражающие основополагающее содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Общепризнанные принципы и нормы международного права отражают и защищают фундаментальные, основополагающие ценности современного мирового правопорядка.

На общепризнанных нормах МП держится весь мировой правопорядок. Не будь их, восторжествовало бы право сильного и человечество опять сползло бы в дикий век.

Объем понятия «общепризнанные нормы международного права» не определен: не существует стройного перечня принципов и положений, которые определенно можно назвать общепризнанными. Такой термин употребляется повсеместно, но кодификации не существует. Можно говорить лишь отдельно, например, о принципах, которые заложены в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права (1970) и в Хельсинском акте. Комиссия международного права в рамках 6 комитета ГА ООН уже несколько лет обсуждает вопрос о составлении хотя бы примерного перечня императивных норм международного права – и никакого согласия в этом вопросе нет. Во-первых, общепризнанность каждой отдельной нормы МП нужно доказывать: если государство однажды согласится с тем, что какая-либо норма является для нее императивной, то окажется в прокрустовом ложе. Во-вторых, перечень общепризнанных норм не может являться закрытым и исчерпывающим.

При обсуждении в Шестом комитете и Комиссии международного права ООН сложилось общее убеждение в том, что основным источником норм jus cogens служат международно-правовые обычаи общего международного права, в то время как международные договоры «отражают» или в незначительных количествах служат свидетельством/источником существования jus cogens.

Вопрос 2. Юридическая сила общепризнанных норм мп

Римский статут, Международный уголовный суд, о котором часто говорят и на которой часто ссылаются. Могут ли правовые позиции этого суда дополнять корпус общепризнанных принципов и норм международного права. Посмотрите на список участников Римского статуса. США участвуют? Нет, они сначала подписали, но не ратифицировали, а затем отозвали свою подпись. Есть КНР? Есть там Израиль? Конечно, нет. Казахстана (!) нет! Президент РФ подписал указ о нежелании России участвовать в деятельности Международного уголовного суда.

По состоянию на апрель 2013 года, Римский статут ратифицировали 123 государства во всём мире.

Некоторые государства отклоняются от того, чтобы ратифицировать универсальный договор, содержащий положения, которые можно было бы назвать принципиальными для международного права. Постоянный член СБ ОНН Китай, например, не ратифицировал Пакт о гражданских и политических правах 1966 года. А ведь население Китая – это полтора миллиарда человек, три Европы. Можно ли сказать, что столпы Конвенции о гражданских и политических правах являются частью системы общепризнанных принципов и норм международного права? Конечно, нет. Заставить государство, особенно если оно обладает ощутимым весом («это Сербию можно побомбить, дезорганизовать Ирак, а попробуйте заставить подписать что-либо против воли миллиардную Индию или Северную Корею с ее ядерным оружием»), невозможно.

Таким образом, общепризнанными нормами, по крайней мере, могут считаться те нормы, которые

  1. признаны почти всеми государствами мира*;

  2. признаны постоянными членами СБ ООН**.

*В Шестом комитете для этих целей также предлагалась формулировка «значительное большинство государств» или «весьма значительное большинство государств».

**ибо кто в таком случае (возможность применения права «вето») сможет обеспечить выполнение таких принципов и норм?

Юридическая сила общепризнанных норм МП во внутригосударственном праве. С одной стороны, в Конституции РФ (статья 15) признает общепризнанные принципы международного права частью правовой системы России и в случае коллизии с законом отдает им приоритет. С другой стороны, Конституция РФ констатирует, что никакой акт или норма не может быть выше, важнее положений Конституции.

Другая проблема состоит в формулировке «международный договор имеет верховенство над законом». Всем известно, что основная масса общепризнанных принципов и норм международного права выражены в международных обычаях, а не в международных договорах. Подходя к толкованию Конституции формально-логически, мы можем прийти к выводу, что международный обычай, принятый Россией, не имеет приоритета над нормами, содержащимися в законе, пусть этот обычай и общепризнанный.

Дальше. Добавили в статью 79 Конституции положение о том, что

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Но это неправильное положение: оно противоречит общепризнанному принципу международного права pacta sunt servanda (этот принцип, кстати, зафиксирован в Венской конвенции).