Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / КП Билеты к госэкзамену 2021 Хорошие.docx
Скачиваний:
82
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
23.87 Mб
Скачать

12. Общая информация

Личные права не тождественны основным правам.

А.А. Троицкая под основными правами предлагает понимать права, укрепившиеся в качестве таковых в общественном сознании и именно поэтому включаемые в тексты конституций. Такие права подлежат государственной защите, что должно рассматриваться не только как невмешательство в частную сферу жини личности, но и как осуществление государством положительных действий, направленных на обеспечение реализации прав, на их восстановление в случае нарушения. Если отнесение прав второго поколения* к категории основных прав все еще вызывает определенные сомнения, то личные и политические права первого поколения безуловно являются основными.

* Справка: Права человека различаются по времени возникновения ("поколения прав человека"). 1-е поколение – гражданские и политические права; 2-е – социально-экономические; 3-е – права коллективные или солидарные.

Деление прав на категории в некоторых случаях является условным, потому что некоторые права могут быть отнесены как к личным, так и к политическим (например, свобода слова).

  1. Свобода совести и вероисповедания в рф. Модель светского государства в России. Отражение веры в Бога в конституционных новеллах 2020 г. – ваше понимание.

Статья 28 Конституции:Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

+ Статья 14 Конституции:

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Основной акт – ФЗ 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Свобода совести — свобода морально-этических воззрений человека (т. е. взгляды на добро и зло, добродетель или подлость, хорошие и плохие поступки, честное или бесчестное поведение и т. д.).

Свобода вероисповедания возможность верить в существование какого-то необычного (божественного) существа, самого честного, справедливого, гуманного, думающего о нравственной чистоте каждого из нас, помогающего нам выбрать истинный путь, удерживающего от плохих поступков, настраивающего на помощь ближнему.

Общееу этих понятий: внутренние воззрения человека формируются не отвлеченно на базе распространенных в обществе взглядов, а именно на основе нравственно-этических критериев, связываемых с божественным существом, как бы исходящих от него. В итоге рождаются и вера, и самоответственность индивида, соизмеряющего свои поступки, а также поведение других людей с религиозными догмами.

Различия: свобода совести может формироваться на основе воззрений, которые видят основу бытия не в каком-то божественном существе, а в самом человеке и его отношениях с внешним миром и которые могут заложить в человеке иную систему внутренних ценностей, определяющих его жизненную позицию и поведение.

Гражданин вправе сделать выбор – либо отдать предпочтение какой-то религии (конфессии), исповедовать ее и отправлять религиозные культы (церемонии), менять религиозные взгляды, либо вообще не исповедовать никакой религии, т.е. быть атеистом.

Не только свободно выбирать, иметь, но и распространять религиозные и иные убеждения.

Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. Гражданину РФ, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, предоставляется право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или не участию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

Свобода религии состоит из двух аспектов – внутреннего (связан с мыслительной деятельностью человека) и «внешнего» (демонстрация религиозных убеждений во вне)

ФЗ о свободе совести и о религиозных объединениях:

1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

· вероисповедание;

· совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

· обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

2. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозная группа – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации.

Религиозная организация – добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

Бывают двух видов:

Местная – религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованная – религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

16-П/1999:Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п.

113-О/2002: Из приведенных положений в системной связи со статьями 6-9 и 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" вытекает, что если местная религиозная организация после вступления в силу Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" учреждается на базе не входящей в централизованную религиозную организацию религиозной группы и при этом относится к вероучению и конфессии, в рамках которых не перерегистрирована никакая другая религиозная организация, т.е. если, по существу, она придерживается вероучения, которое в России малоизвестно или вообще неизвестно, в том числе с точки зрения соответствующей этому вероучению практики и социальных последствий, то управомоченный орган обязан прежде всего выяснить, является ли данное объединение религиозными совместимы ли его цели и деятельность, основы вероучения и соответствующая ему практика с требованиями Конституции Российской Федерации и основанного на ней законодательства. Без этого нельзя принять решение о государственной регистрации такой религиозной организации – это было признано конституционным.

Отражение веры в Бога в конституционных новеллах 2020 г. – ваше понимание.

Поправками в ч. 2 ст. 67.1, дополнительно включенной в Конституцию в 2020 г., определено: "Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство".

1 точка зрения:

Конституционные поправки 2020 г. не меняют подходы к оценке сути религий и религиозных убеждений. Нормы ч. 2 ст. 67.1 носят неполитический, надпартийный и внеконфессиональный характер и не могут расцениваться, толковаться и применяться как устанавливающие государственную или обязательную идеологию, изменяющие принципы плюралистической демократии и светского характера Российской Федерации.

Упоминание Бога в тексте конституции является распространенной мировой практикой, характерной и для светских государств, не придающих какой-либо религии государственный статус. Подобные положения подчеркивают особое значение религии как социального института в жизни человека и всего общества.

Например,

· в преамбуле Конституции ФРГ закреплено: "Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми...". Вместе с тем ст. 137 Конституции ФРГ прямо предусматривается отсутствие государственной церкви.

· Преамбула Конституции Швейцарии Начинается со слов: "Во имя Всемогущего Бога!".

· В Конституции Литвы установлено: "Государственные и муниципальные учебно-воспитательные учреждения являются светскими. В них по пожеланию родителей ведется обучение Закону божьему" (ст. 40).

· + Конституции Норвегии, Грузии, Бразилии, Ирландии, Греции, Польши.

+ заключение КС РФ от 16 марта 2020:

Как отметил Конституционный Суд РФ в своем заключении от 16 марта 2020 г., "включение в текст Конституции Российской Федерации указания на веру в Бога, переданную народу России предками (статья 67.1, часть 2), не означает отказа от светского характера Российского государства, провозглашенного в ее статье 14, и от свободы совести, гарантируемой ее статьей 28, поскольку по своей формулировке не сопряжено с конфессиональной принадлежностью, не объявляет наличие тех или иных религиозных убеждений обязательным в Российской Федерации, не ставит вопреки статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждан России в неравное положение в зависимости от наличия такой веры и ее конкретной направленности и призвано лишь подчеркнуть необходимость учета при осуществлении государственной политики той исторически значимой социально-культурной роли, которую религиозная составляющая сыграла в становлении и развитии российской государственности".

+ в тексте Государственного гимна Российской Федерации содержится строка "Хранимая Богом родная земля!"

2 точка зрения:

Акцент на исторической роли религии не отменяет того, что она становится конституционно одобряемым обстоятельством действия государственно-политической воли. В контексте формализации государствообразующего статуса русского народа это может спровоцировать дисбаланс в обеспечении конфессиональной нейтральности власти.

Нужно учитывать, что по общему правилу упоминание Бога составляет элемент морально-политической традиции, характеризует в западной правовой культуре тот аспект социального мировоззрения и национального символизма, который не противопоставлен, а служит естественной средой для утверждения ценностей верховенства права. – (Источник: Статья: Исправленному верить? Субъективные заметки в связи с Заключением Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. N 1-З (Джагарян А.А.) ("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 8)

Напротив, российская традиция, как верно замечено "отвергает веру в право (конституцию) как заменитель веры в Бога". – (Источник: Современные проблемы организации публичной власти: Монография / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014. С. 125.