Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
программа Кадетов, Гейден, Чичерин, Тыркова, Панина.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.12.2022
Размер:
721.37 Кб
Скачать

Лиговский народный дом.

Лиговский народный дом появился на карте города в начале 20 века. Его создательницей и вдохновительницей всех его дел была удивительная женщина - графиня Софья Владимировна Панина. Она была последней представительницей угасшего рода графов Паниных. Жизнь её сложилась не совсем обычно. Её отец Владимир Викторович Панин был отъявленным либералом. Как и все Панины, весьма начитанный человек, он, женившись на красавице Анастасии Мальцевой, выросшей при дворе с детьми Александра II, взялся расширять её кругозор путём общения с тогдашней культурной интеллигенцией – врачами, университетскими профессорами, земскими деятелями, большинство из которых придерживалось прогрессивных взглядов. Он так в этом преуспел, что после его ранней кончины, Анастасия Сергеевна целиком погрузилась в эту среду. Она вторично вышла замуж за Петрункевича, видного земского деятеля, позднее ставшего одним из лидеров кадетской партии. Бабушка Софьи, боясь тлетворного влияния на впечатлительную внучку той среды, в которой вращалась её мать, боясь к тому же , что деньги, выданные из громадного семейного наследства на содержание дочери пойдут на революционную пропаганду, прибегла к неслыханной в те времена мере: по личному приказу Александра III Софья была отнята у матери и отдана на попечение бабушки, которая записала её в Екатерининский институт. 

В 1890 году Софья Владимировна, считавшаяся самой богатой невестой России, вышла замуж за сына государственного секретаря Половцева. Посажёным отцом на свадьбе был император Александр III. Но с мужем они не сошлись взглядами, и после скандального бракоразводного процесса они расстались, причём Панина вернула себе девичью фамилию и титул. Материнское влияние не пропало даром: Софья Владимировна разделяла политические воззрения отчима, которого очень уважала, и со временем сама стала членом ЦК партии кадетов.

Не имея своих детей, но будучи единственной владелицей огромных семейных богатств, графиня Панина занялась общественной деятельностью и благотворительностью: она помогала голодающим, на её средства содержались школы и больницы, но самым знаменитым её делом был Лиговский народный дом. 

По воспоминаниям самой Софьи Паниной решающим моментом в её жизни была встреча в 1890 году с другой замечательной русской женщиной – Александрой Васильевной Пошехонской, учительницей скромной районной школы Санкт-Петербурга. Та пришла к графине с просьбой помочь устроить бесплатную столовую для нуждающихся учеников начальных городских училищ Александро-Невской части, где она преподавала, и которая лежала за Обводным каналом.

Начали они с организации столовой – на две смены по 25 детей, при которой вскоре устроили внеклассные занятия, чтения с «туманными» картинами, библиотеку с выдачей книг на дом и вечерние классы для взрослых. Со временем появились детский сад для малышей, ремесленные и рукодельные классы для подростков, общеобразовательные - для их родителей, залы с газетами, журналами, шахматами и шашками. Сюда приходили по свободным дням целыми семьями ремесленники и рабочие этого района Петербурга.

Это предприятие требовало всё больше средств, а давала их в основном графиня Панина, всё большего размера помещений и всё более и более специализированного персонала. Постепенно к двум женщинам присоединялись сперва одиночки, а потом десятки добровольцев - мужчин и женщин, заразившихся их энтузиазмом.

В 1903 году на углу Тамбовской и Прилукской улиц, построенный на средства графини, был открыт Лиговский народный дом, который в народе стали называть домом Паниной, по имени его создательницы. Строительство дома велось по проекту и под руководством известного русского архитектора Юлия Юльевича Бенуа, создателя проектов многих промышленных зданий нашего города.

В нижнем этаже дома, отведённом для детей, была устроена столовая, гимнастический зал и детская читальня, а в верхнем этаже - театральный зал.

Столовая – большая, высокая комната, уставленная рядами столов и стульев. Посередине находился большой водогрейный куб, заменяющий самовар. Столовая могла вместить несколько сот детей. В особо устроенном зале велись, по методу проф. Лесгафта, гимнастические упражнения для детей под руководством учительницы Общества физического развития.

Большой, светлый зал, который следовал за гимнастическим – детская читальня. В шкафах располагалась тщательно подобранная детская библиотека, с разными атласами и учебными пособиями; здесь же, в углу, стереоскопы и стереорамы с видами разных местностей. Украшением читального зала был орган.

На стенах висели портреты Высочайших Особ и бюсты Пушкина и Гоголя. Помещение читальни предназначалось также для концертов и других образовательных развлечений.

Другая половина дома отведена под учебные комнаты, в которых помещались: вечерние классы Императорского Технического общества для преподавания черчения, рисования, геометрии и бесплатная народная библиотека.

На втором этаже находился театральный зал. Он мог вместить около тысячи зрителей – 600 внизу и до 400 на хорах. При устройстве сцены применялись все противопожарные приспособления. Оркестр заменялся роялем.

В полуподвальном помещении были оборудованы мастерские для обучения ремёслам – слесарному и столярному. Там же находилась прачечная.

В отдельном трёхэтажном здании, стоящем рядом с Народным домом, помещался Подвижной музей учебных пособий, в котором сосредоточили коллекции наглядных учебных пособий, которые предоставлялись во временное пользование школам и другим просветительным учреждениям, а так же частным лицам. Здесь были собраны: пособия по естествознанию, карты, таблицы, рисунки, световые картины для волшебного фонаря. Особенно полно были представлены отделы зоологии и ботаники; а так же физический кабинет.

В подвальном этаже находилась мастерская, где изготовлялись коллекции и другие предметы для музея.

Здесь же в Народном доме была организована первая в стране общественная обсерватория, где преподавали учёные-астрономы. На лекции в Народный дом спешили и жители центра Петербурга, ведь именно здесь можно было услышать выступления В. Вернадского и А. Карпинского, Г. Графтио и П. Лесгафта. Сама Софья Владимировна писала в своих воспоминаниях: «По вечерам дом гудел, как улей. Учеников собиралось до 1000 человек, и не было такого закоулка, в котором не занималась бы какая-нибудь группа». При Доме был организован «общедоступный театр» под руководством Гайдебурова, в котором выросли такие звёзды, как А. Брянцев, А. Таиров.  С 1905 года он стал совершать летние поездки по стране как Передвижной театр, и получил известность по всей России. Репертуар театра не был специфически «народным». В театре не ставились мелодрамы и фарсы, а отбирались произведения русской и зарубежной классики и новейших авторов, так как Гайдебуров считал задачей своего театра воспитание художественного вкуса у зрителей. Слава о Лиговском народном доме перешагнула границы не только Петербурга, но и России. На Брюссельской международной выставке 1910 года Дому была присуждена премия за пропаганду достижений науки, техники и искусства.

Вслед за Лиговским народным домом по почину Софьи Владимировны и при её ближайшем участии были открыты народные дома и в других местах – в Воронежской губернии, где была устроена ботаническая станция, в Московской губернии, в Крыму. Помимо этого Панина оказывала щедрую поддержку многим высшим и специальным учебным заведениям, особенно женским, учредила множество стипендий.

Сохранилось описание Софьи Паниной, сделанное её современником. Ей было тогда 46 лет: «Это была высокая, статная женщина, отлично сохранившаяся, довольно массивная, с открытым, благообразным продолговатым лицом, с ясными и живыми глазами, с сильными, часто порывистыми движениями. Она безупречно проста в манерах и обращении с людьми, подчас детски непосредственна, экспансивна…» 

Когда грянула Первая мировая война, большая часть Народного дома была передана городской управе под лазарет. В оставшейся части продолжалась традиционная работа, к которой прибавилась деятельность по распределению помощи неимущим семьям мобилизованных. В 1917 году Софья Владимировна погрузилась в политику. Она была назначена Временным правительством товарищем министра государственного призрения, а потом товарищем министра народного просвещения. На этом посту её и застал большевистский переворот. На следующее утро после переворота Софья Владимировна с согласия старших сотрудников Министерства велела изъять все имеющиеся в кассе наличные суммы и внести их в банк на имя Учредительного собрания. Вскоре Министерство было захвачено большевиками, а через насколько часов арестована и она сама. Её объявили, что она будет предана суду за «расхищение и растрату народного достояния». Но когда она предстала перед трибуналом, то, что должно было послужить примером революционного правосудия, превратилось в триумф обвиняемой. В её защиту выступили все рабочие, многие из которых прежде учились в её Народном доме. Графиню освободили, объявив ей лишь «общественный выговор» и потребовав вернуть якобы украденные деньги.

Уехав из России, Софья Панина продолжила свою благотворительную и культурно-просветительскую деятельность. До второй мировой войны она жила в Чехословакии, работала в Русском зарубежном архиве. А когда Гитлер занял Прагу, она перебралась в США. При её содействии была организована гуманитарная помощь советским военнопленным, погибавшим в немецких лагерях. До них эта помощь не дошла, а была переброшена в финские лагеря для советских военнопленных.

Умерла графиня Панина в 1956 году, в возрасте 75 лет. А дом, основанный ею, до сих пор продолжает выполнять свои функции просветительства и благотворительности. Конечно, революционные преобразования во многом изменили историю Дома. После 1905 года он стал одним из центров общественно-политической жизни города. Несколько раз здесь выступал Ленин. Лиговский народный дом просуществовал ровно 20 лет. В 1923 году здесь был Дом просвещения им. Н. А. Некрасова (сегодня ничто не напоминает о том, что здесь с1921 по 1923 годы был первый музей Некрасова). В 1926 году здание было передано Центральному клубу железнодорожников, в чьем ведомстве оно сейчас и находится. 

 

Здание на Тамбовской 63, где сегодня располагается ДК Железнодорожников имеет интересную историю, которая тесно связана с именем замечательной женщины, общественного деятеля начала XX века С.В. Паниной.

В 1900 году Софья Владимировна приобрела землю за Обводным каналом и обратилась в Городскую управу с письмом: «прошу… разрешить мне постройку Народного дома на принадлежащем мне участке земли… на углу Тамбовской и Прилукской улиц…».

Приглашенный ею Архитектор Ю.Ю. Бенуа, спроектировал оригинальный ансамбль из двух зданий, соединенных внутренним двором-садом для летних занятий на свежем воздухе.

В 1902 году первым открылся корпус на Прилукской улице (после 1917 года был передан заводу «Союз»). Здесь Софья Владимировна выделила помещения для Императорского технического общества, деятельность которого тесно связана с именем А.Г. Небольсина, одного из основоположников технического обучения в России, на базе которого в советское время была создана система профтехобразования молодежи. Тут же располагались «Подвижный» музей – в нем выдавались во временное пользование наглядные пособия и коллекция по естествознанию и географии – и мастерская по их изготовлению, склад одежды и обуви для неимущих детей, наконец, бесплатная юридическая консультация для рабочих. Графиня считала, что рабочие должны знать свои права, и деятельно этому способствовала.

Основной корпус Народного дома на Тамбовской открылся в 1903 году. В нем находились театральный зал, читальня, классы для занятий, бесплатная столовая, чайная для неимущих и дешевая – для тех, кто в состоянии заплатить за обед 5 – 10 копеек. В цокольном этаже были оборудованы мастерские: слесарные для мальчиков, а для девочек – по обучению шитью и переплетному искусству. В башне располагалась обсерватория.

В Доме графини Паниной основным было трудовое, нравственное и духовное воспитание. В специальных классах взрослые могли получить начальное образование. При желании оканчивали затем курсы второй ступени и, успешно сдав экзамены, приобретали диплом народного учителя.

Существовали классы для детей, в которых одновременно с учебой ребята овладевали первоначальными навыками некоторых профессий. Выходцы из бедных рабочих семей обеспечивались питанием, одеждой.

Особой популярностью в Народном доме пользовалась общедоступная обсерватория, которая вмещала двадцать пять человек. В специальную книгу заносилось все, что было видно. В обсерватории наблюдали Юпитер, Венеру, горы на поверхности Луны. Один из сотрудников записал: «Замечено, что лица, побывавшие в обсерватории один раз, заглядывали туда второй и третий раз».

Учитывая несомненные успехи Лиговского народного дома на ниве народного просвещения, Городская дума с 1908 года взяла на себя расходы по содержанию благотворительной столовой. А в 1910 году Дом получил награду Брюссельской международной выставки за успехи в распространении научных и технических знаний.

Несмотря на строгие правила и неукоснительный порядок между работниками Дома и в среде воспитанников царила атмосфера благожелательности, творческого отношения к делу, учебе, это был один из «секретов» педагогических успехов С.В. Паниной.

Повествуя о ее детище, нельзя хотя бы кратко не сказать о Передвижном общедоступном театре П.П. Гайдебурова, который был открыт в 1905 году. В этом коллективе работал основатель Московского камерного театра А.Я. Таиров, а также знаменитый впоследствии французский режиссер Жорж Питоев.

В течение пятнадцати лет режиссером и актером театра был А.А. Брянцев, будущий основатель и руководитель Ленинградского ТЮЗа. Он считал себя духовным учеником и педагогическим последователем Софьи Владимировны, до конца жизни сохранил к ней неизменное уважительное и благодарное отношение.

Передвижной общедоступный Театр ставил лучшие пьесы из отечественной и мировой драматургии, организовывал музыкальные вечера.

В течение зимы ставилось несколько новых спектаклей, а с наступлением весны труппа выезжала на гастроли по городам России.

Основными целями Народного дома были просветительская и благотворительная деятельность, однако после 1905 года он становится одним из центров политической жизни города. На его базе проводилась работа по выборам в Учредительное собрание, устраивались митинги и собрания. Здесь неоднократно вступал В.И. Ленин, другие видные политические деятели того времени.

В годы первой мировой войны в Лиговском народном доме был открыт лазарет для раненых.

После революции, в начале 20-х годов К. Чуковский и профессор Евгеньев-Максимов организовали здесь Дом просвещения имени Н.А. Некрасова по образцу Пушкинского дома. С 1926 года здание было передано железной дороге.

В настоящее время здесь работает Дворец культуры железнодорожников. Коллектив Дворца не забывает добрые традиции Народного дома графини Паниной. На базе ДКЖ работает более 10 творческих самодеятельных коллективов. Просветительскую деятельность общенародного театра Гайдебурова успешно продолжает Открытый общественный Театр «Родом из блокады» (худ. рук. Заслуженный артист России М.Л. Алпатов), который дает на сцене ДКЖ бесплатные спектакли и концерты.

В выходные и праздничные дни открыт концертный зал; выступают артисты, политики, интересные люди. Ежемесячно организуются детские утренники, праздничные вечера.