
- •Договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор как формы распоряжения исключительным правом и.С. Чупрунов
- •Общая характеристика договора об отчуждении исключительного права и лицензионного договора.
- •Договор об отчуждении исключительного права.
- •Лицензионные договоры.
- •1. Договор о предоставлении неисключительной лицензии
- •2. Договор о предоставлении исключительной лицензии
Договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор как формы распоряжения исключительным правом и.С. Чупрунов
Основные договорные модели распоряжения исключительным правом (Ст. 1234 и 1235 ГК):
договор об отчуждении исключительного права
лицензионный договор.
Законодатель, таким образом, примирил две существующие в советско-российской доктрине теории, объясняющие механизм перехода исключительного права: (1) теорию разрешения, постулирующую неразрывность связи исключительного права с его обладателем, и (2) теорию уступки, рассматривающую исключительное право в качестве обычного предмета гражданского оборота.
По договору об отчуждении исключительного права происходит переход исключительного права от праводателя (ауктора) к его преемнику (сукцессору), т.е. полная уступка исключительного права (теория уступки). По лицензионному договору исключительное право не переходит (абз. 2 п. 1 ст. 1233), а имеет место лишь предоставление лицензиату права использования интеллектуального продукта - исключительное же право сохраняется у первоначального обладателя (теория разрешения).
Общая характеристика договора об отчуждении исключительного права и лицензионного договора.
К указанным договорам о распоряжении исключительным правом применяются общие положения о сделках (ст. 153 - 181 ГК), об обязательствах (ст. 307 - 419 ГК) и о договоре (ст. 420 - 453 ГК), поскольку иное не установлено четвертой частью ГК или не вытекает из содержания или характера исключительного права.
Особенности договоров о распоряжении исключительным правом:
согласно положениям четвертой части ГК возможно существование как реальной, так и консенсуальной модели данных договоров: законодатель в ст. 1234 и 1235 ГК употребляет аналогичные словесные конструкции - "передает или обязуется передать" и "предоставляет или обязуется предоставить".
По консенсуальному договору о распоряжении исключительным правом обладатель исключительного права с момента достижения соглашения по всем существенным условиям возлагает на себя обязанность по передаче данного права (предоставлению права использования). При этом у приобретателя (лицензиата) появляется право требовать совершения данной передачи, а также требовать государственной регистрации договора в случае, если она является обязательной (п. 3 ст. 165 ГК). Именно консенсуальная модель рассматриваемых договоров является более соответствующей развитой экономике и растущей динамике гражданского оборота.
При выборе сторонами реальной модели договора о распоряжении исключительным правом приобретателю (лицензиату) не предоставляется возможность предъявлять к передающему (лицензиару) требования о передаче (предоставлении) права. Притом, если буквально толковать п. 3 ст. 165 ГК РФ, приобретатель (лицензиат), как и при выборе консенсуальной модели договора, будет иметь возможность обязать правообладателя (лицензиара) к государственной регистрации договора в случае обязательности такой регистрации. Поэтому предоставленная законодателем участникам оборота возможность выбора между реальной и консенсуальной моделью договоров о распоряжении исключительным правом не имеет существенного значения в отношении тех договоров, которые подлежат государственной регистрации: если опять же следовать букве закона, такие договоры порождают правовой эффект именно с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 433, п. 6 ст. 1232, п. 4 ст. 1234 ГК).
могут быть как возмездными, так и безвозмездными. Презюмируется, однако, что, если стороны не установили иного, договор все-таки является возмездным (п. 3 ст. 1234, п. 5 ст. 1235 ГК).
При этом для возмездных договоров условие о размере вознаграждения и порядке его определения является существенным, при отсутствии такого условия договор признается незаключенным (абз. 2 п. 3 ст. 1234 ГК).
Традиционные формы вознаграждения:
единовременный (паушальный) платеж,
роялти (т.е. процент от дохода, полученного от осуществления переданного права).
Кран считает, что можно было бы предложить придание роялти статуса обременения исключительного права: установленная договором об отчуждении исключительного права обязанность уплачивать вознаграждение в виде роялти должна следовать судьбе исключительного права, т.е. переходить вместе с ним при переуступке. Именно такая аналогия между рентными платежами и роялти, как представляется, в наибольшей степени соответствует интересам отчуждателя исключительного права, а также нуждам гражданского оборота в целом.
сочетание того и другого.
Четвертая часть ГК не допускает применения к договору о безвозмездном отчуждении исключительного права норм о договоре дарения, выделяя его, таким образом, в самостоятельный вид договоров.
договоры о распоряжении исключительным правом в большинстве случаев являются двусторонними: обе стороны наделены и правами, и обязанностями по отношению друг к другу. Исключением является только реальный договор о безвозмездном отчуждении исключительного права, в котором на стороне приобретателя не возникает никаких обязанностей по отношению к ауктору (а также реальный безвозмездный лицензионный договор, в котором лицензиат освобожден от обязанности представлять лицензиару отчеты).