
- •Таламанка Купля-продажа между обязательственным эффектом и переносом собственности
- •Церковников
- •Глава 1. Эволюция Гарантии от Эвикции и Проблема ее основания
- •Раздел 1. Краткий исторический обзор
- •Глава 2. Содержание обязанности Продавца По Гарантии от Эвикции и условия еГо ответственности
- •Раздел 1. Случаи изъятия вещи у покупателя, за которые отвечает продавец
- •Раздел 2. Условия ответственности продавца за эвикцию
- •Глава 3. Размер ответственности Продавца
- •Овчинникова Уменьшение покупной цены по договору купли-продажи по германскому и российскому праву.
- •Ваке Приобретение права собственности покупателем в силу простого соглашения или лишь вследствие передачи вещи.
- •Церковников о деликтной ответственности за двойную продажу
- •Слыщенков Договор купли-продажи и переход права собственности.
- •Глава 2
- •Глава 3
- •Глава 4
- •Глава 5. Что там у Англичан?
- •Комаров Комментарий к вк
- •Кнельц Синаллагма в договорном праве
- •Ойгензихт Проблема риска в гп
- •Глава 1
- •1. Этимологические и юридические определения риска
- •§ 6. Объективный случай и случайность
- •Дождев Книжка про риск
- •Вилкова переход риска случайной гибели, случайного повреждения товара при исполнении договора международной купли-продажи товаров
§ 6. Объективный случай и случайность
РИСК КАК ОСНОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УБЫТКОВ
Противоправность является одним из элементов правонарушения, в то же время она является и одним из элементов от ветственности.
Большинство юристов придерживается мнения, что неправо мерность и противоправность - понятия тождественные. С этим нужно согласиться.
В правовой литературе указывается, что противоправное по ведение становится правонарушением лишь тогда, когда оно допущено виновно (когда субъект действовал не только проти воправно, а с умыслом или по неосторожности). Допускаемое отдепьными авторами отождествпение этих понятий вряд ли приемлемо 8 • На это неоднократно обращалось внимание в пра вовой литературе 9 • Невменяемые и малолетние могут совершить безусловно противоправное действие, но оно не будет являться правонарушением, поскольку совершено без вины, без осознания поступка и его результата, так как эти лица не могут отдавать отчет своим действиям.
В литературе е~ть и иная точка зрения, связывающая противоправность с деиствием, нарушающим юридическую обязанность- воздерживаться от совершения этого действия. Посколь ку же обязанность не может возлагаться на недееспособных,
их поведение не должно рассматриваться как противоnрав ное 12 • Первая часть этой точки зрения не вызывает никаких возражений, если не считать того, что мы не видим принципи альной разницы между пониманием противоправности как на рушения правовой нормы и как нарушения обязанности, предусмотренной этой нормой. И в том, и в другом случае имеется в виду одно и то же. А вот согласиться с тем, что правовая нор
ма относится только к дееспособным лицам, нельзя. Правовая норма- это общее правило поведения для всех, но недееспособ ное лицо не способно своими действиями создавать для себя права и приобретать обязашюсти. Это, однако, совсем не озна
чает, что, скажем, запрещение определенного поведения распро страняется лишь на лиц, достигших 18 лет.
Противоправность понимается как противоречие деяния норме права.
Неверно само деление противоправного поведения на субъективное и объективное, которого придерживаются многие авторы. Противоправность- это категория всегда объективная, а субъективный момент связывает ее с правонарушением и ответственностью
Обязательным с точки зрения юридической признается именно такое поведение,
.отклонение от которого запрещено нормой права, государством, однако не всегда несоблюдение обязанностй может считаться противоправным. Юридической обязанность делает только санк ция, причем если нет противоправности, нет и санкции
Оценка правомерности и противоправности может быть дана только с учетом интересов советского социалистического госу дарства, которое воздействует на поведение людей путем при менения ответственности с целью перевоспитания и предупреж дения новых нарушений 48 • Это своего рода реакция государства и общества на действия, противные их интересам, воле советско r о народа. Поэтому там, где отклонение от нормы доnускается самой же нормой, либо сознательно избирается субъектом с учетом полезности и необходимости для интересов государства, общества, человека, такое отклонение признается правомерным, оно не оеуждается государством даже если в результате этих действий причинен вред.
Существует термин «объективно-противоправные действия», как об этом указано выше. К таким действиям относят такие, которые противоречат правовой норме, но совершены без вины нарушителя. Прежде всего это касается вредного результата, причиненного без вины владельца источника повышенной опас ности. Бытует иногда мнение, что в этом случае даже отсутствует противоправность: раз правомерно использование самого источника, то правомерен всегда и вред, связанный с ним 67. Нельзя смешивать два вопроса, указывает М. М. Агарков, пра вомерность деятельности и правомерность вреда, причиненного этой деятельностью; последнее неправомерно, иначе можно стать на позиции таких буржуазных юристов, как M e r k e l и H o l d v. Ferneck, которые смешивали объективные и субъективные мо менты, считая, что неправомерные это ии:шь действия, совер шенные виновно 68 • Этого же мнения придерживается и В. А. Тархов 69 • Совершенно очевидно, что деятельность владельца источника повышенной опасности правомерна, но конкретные действия, привешние к врепному результату, а не только сам результат, являются неправомерными.
Но если оставить вопрос об ответственности и рассматривать одну лишь противоправность, то совершенно очевидно, что действия владельца источника повышенной опасности, результатом которых явилось при чиневне вреда,- противоправны.
Мы полагаем, что не nравы те юристы, которые называют подобные действия «внешне противоправными» или «объективно противоправными». Противоправность в таких действиях отри цаться не может, а ответственность за них-это уже совсем другой вопрос, а не какая-то отличная (особая) противоправность.
Наблюдаются две тенденции в обосновании гражданскоправовой ответственности. Одна из них связывает эту ответствен ность иеiслючительно с натегорпей вины причинителя вреда или субъекта правоотношения и исключает всякую возможность воз ложения ответственности на невиновное лицо. Приверженцы другого взгляда в своих суждениях не столь категоричны н до пускают применение ответственности и без вины, хотя большип ство из них признает исключительность таких случаев.
Не может быть никаких сомнений в том, что в подавляющем большинстве случаев основанием воз ложения ответственности может быть только вина. Вина яв ляется главным субъективным основанием ответственности. По общему правилу ответственность может наступить лишь в том случае, когда причинение вреда вменяется в вину субъекту. Принцип ответственности за вину- это исходное начало для всех видов ответственности 17• Он окончательно утвердился в советском праве, которое отвергло принцип причинения, безраз лично относившегася к психическому отношению субъекта.
Таким образом, в правовой литературе мы. встречаемся фак тически с тремя точками зрения в отношении ответственности. Одни авторы прпзнают лишь вину основанием ответственности, другие- допускают в порядке исключения также случаи ответ ствешюсти без вины, наконец, третьи, которых в настоящее вре мя становится все меньше, не считают вообще вину необходи мым основанием ответственности, т. е. придерживаются принии па голого причинения, позиuии объективной ответственности, о которой мы упоминали выше, в связи с изложением теории про фессионального риска.
Некоторые юристы полагают, что в отдельных случаях вооб ще не нужно субъективное основание ответственности, ведь смешно же считать таким основанием сам факт отсутствия ви ны, но иногда, причем довольно часто, употребляется и такое выражение: «ответственность за случай» 53• Вряд ли можно при знать такое выражение удачным не только с правовой точки зрения, но н с точки зрения логикИ. Если под случаем понимать «субъективный случай», то получается, что основанием ответст венности являются неосознанные противоправные действия и не предвиденный результат Если же под случаем понимать «объективный случай», то получается, что ответственность следует за непредотвратимое обстоятельство, причем такой случай вообще, как категория объективная, не может быть положен в субъектив ное основание гражданскоправовой ответственности
Риск как одно из оснований (условий) rражданскоправовой ответственности и распределения убытков
Основание юридической ответственности есть совершение субъектом правонарушения или, когда это допускается законом, объективно противоправного деяния.
Выше мы указывали уже, что в качестве внешней связи граж данскоправовой ответственности, ее объективной стороны всегда выступает противоправность. Именно противоправность является связующим звеном, которое соединяет действия нарушителя .;_: ответственностью. При отсутствии противоправности не может <">ыть и речи об ответственности субъекта.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что незави симо от того, имеют ли место в конкретном случае виновные или невиновные дейсгвия нарушиrеля, вызвано JIИ причинение вреда либо неисполнение обязательства умыслом, неосторожностью нарушителя или произошло случайно, к нему может быть при менена ответственность только тогда, когда он действовал не nравомерно.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что незави симо от того, имеют ли место в конкретном случае виновные или невиновные дейсгвия нарушиrеля, вызвано JIИ причинение вреда либо неисполнение обязательства умыслом, неосторожностью нарушителя или произошло случайно, к нему может быть при менена ответственность только тогда, когда он действовал не nравомерно.
Но противоправность - это не только обязательное условие для привлечения к ответственности, она позволяет отделить случаи Гражданекоправовой ответственности при отсутствии вины от случаев ответственности, а только возмещения (распределения) убытков.
Государство осуждает прежде всего и главным образом за противоправный поступок, хотя и не безразлично к тому, как относился нарушитель к допущенному им нарушению 17• Ответственность применяется за нарушение правопорядка, независимо от того, что в действиях причинителя отсутствовала вина в лю бой ее форме, а правопорядок нарушается именно тогда, когда, совершается противоправное действие. Поэтому вполне обоснованно закон в ряде случаев не связывает вопрос об ответственности с виной, но во всех случаях связывает его с противоправностью.
Эти высказывания вполне справедливы, ибо объективным условием гражданскоправовой ответственности является пр о т и в о п р а в н о с т ь, о т к л о н е н и е о т н о р м ы п р а в а, осуждаемое советским социалистическим го сударством и обществомнезависимо от нали чия или даже отсутствия вины. Но мы опять считаем необходимым подчеркнуть, что ответственность неза- висимо от вины-это исключение, допускаемое законом лишь в отдельных случаях1~, при наличии ущерба и причинной связи между этим ущербом и действиями причинителя, причем, только действиями, ибо применение ущер ба независимо от действий лица -не влечет ответственности. Означает ли это, однако, что ответственность в подобных сJiу чаях наступает независимо вообще от субъективной стороны от психического отношения субъекта к своим действиям и их результату?
Во II главе работы мы указывали, что виной не исчерпывает ся субъеiпiшная сторона правопарушения, психическое отпоше ние субъекта к своим действиям и их результату. К числу сознательных волевых актов отн,осится и субъективный случай. но,п в casus'e мы сталкиваемся с пороком в сознаник, выра жаю~емся.в неосознании и в невозможности осознания проти .Оправности, в непредвидении и в невозможности предвидения
: , ооследствий. Можно ли в этом случае говорить об ответствен , яости, можно ли считать, что casus является субъективным: ос нованием Гражданекоправовой ответственности? Конечно, нет. Порок сознания, вынужденная пассивность воли, в которых ни как нельзя упрекнуть субъекта, - не позволяют возложить на него ответственность только за факт противоправного поступка
При сочетании объективного условия- противоправности и субъктивно1о условия вины или риска (при отсутствии вины и причинении случайного ущерба), при наличии причинной связи между действием и результатом насту nае1 rражданскоnравовая ответс1веннос·rь.
Таким образом, мы приходим к выводу, что риск является основанием ответственности при случайных, но противоправных обстоятельствах, связанных с действиями причинителя вреда, в отношении которых презюмируется допущение им возможности таких последствий.
Но в то же время риск является и основанием возложения (принятия, распределения) убытков, в том случае, когда нет противоправности nри объективно случайных или объективно невозможных обстоятельствах или когда убыток допущен право
мерными действиями субъекта.
Идея распределения убытков имеет свою предисторию в бур жуазном праве и связывается главным образом с экономическими соображениями несения «справедливых» расходов. На этом строится и принцип так называемого разложения вреда, институт буржуазного страхования ответственности: случайный вред гибелен, если падает на одного, а разложенный на массу не чувствителен
Прежде всего, нужно отметить, что вина как момент субъективный не может иметь ничего общего с распределением ущерба.
Прежде всего, советское гражданское право исходит из не обходимости гарантировать интересы потерпевшего, но в ряде случаев (крайняя необходимость, необходимая оборона, право мерный производственный риск и т. п.) оно не может игнори ровать и интересов причинителя. При отсутствии правонаруше ния законодатель применяет не санкцию, а лишь решает вопрос о распределении ущерба, возникшего без вины субъектов 5 6 • В правовой литературе нет единого мнения по вопросу о понятии ответственности, и, в частности, по-разному авторы подходят к вопросу, следует ли все случаи возникновения обязанности возместить ущерб относить к ответственности, или лишь те обя зательства, которые «являются правовой реакцией на упречное проведение самого ответственного .пица иди иных лиц, за кото рых оно отвечает...» 57• Именно такого- последнего мнения при держивается О. С. Иоффе 58 • В рецензии на его монографию Р. О. Халфина указала, что ответственность- это не только на казание, но и способ справеnливого распрепеления ушерба при отсутствии общественного осуждения
И тогда приходится при бегать к этой сложной, несколько вычурной схеме, согласно которой п е р в о н а ч а ль н ы й р и с к я в л я е т с я с у б ъ е к -
тивным основанием возложения на должника имущественных затрат в виде ответственности, подлежащей применению к действительному ви новнику нарушения обяза1ельства. Если такого ви новrшка не окажется, то налицо будет о к о н ч а т е ль н ы й р и с к, являющийся уже основанием распределения потерь меж ду обоими рискующими субъектами.
Таким образом, прn первонаttальном риске нет речи tiИ о рас- пределении потерь, ни об ответственности, применяемой к дан ному должнику. Здесь имеет место не распределение, а взыска ние определенных сумм, но они, в то же время, представляют собой ми что иное, как меры ответственности (неусiойка, убьв ки и т. г ), подлежащие в поряде регресса или по прямому иску должника применению к действительному виновнику. При ка жущейся сложности, данная схема позволяет не прибегать к . категории «Модель ответственноетн», не допускает отказа от санкций к действительному виновнику, если не виновен хозор
ган-должник; не предлагает распределять потери, пока еще не выяснено, что нет окончательного виновника и, кроме того, не требуе1 изменения установленного и правильного наименования «ответственность», которая на самом деле и является \ таковой, хотя и применяется не к данному субъекту, а к ви· новн·ому участнику цепочки конкретных хозяйственных отношений.