
- •Таламанка Купля-продажа между обязательственным эффектом и переносом собственности
- •Церковников
- •Глава 1. Эволюция Гарантии от Эвикции и Проблема ее основания
- •Раздел 1. Краткий исторический обзор
- •Глава 2. Содержание обязанности Продавца По Гарантии от Эвикции и условия еГо ответственности
- •Раздел 1. Случаи изъятия вещи у покупателя, за которые отвечает продавец
- •Раздел 2. Условия ответственности продавца за эвикцию
- •Глава 3. Размер ответственности Продавца
- •Овчинникова Уменьшение покупной цены по договору купли-продажи по германскому и российскому праву.
- •Ваке Приобретение права собственности покупателем в силу простого соглашения или лишь вследствие передачи вещи.
- •Церковников о деликтной ответственности за двойную продажу
- •Слыщенков Договор купли-продажи и переход права собственности.
- •Глава 2
- •Глава 3
- •Глава 4
- •Глава 5. Что там у Англичан?
- •Комаров Комментарий к вк
- •Кнельц Синаллагма в договорном праве
- •Ойгензихт Проблема риска в гп
- •Глава 1
- •1. Этимологические и юридические определения риска
- •§ 6. Объективный случай и случайность
- •Дождев Книжка про риск
- •Вилкова переход риска случайной гибели, случайного повреждения товара при исполнении договора международной купли-продажи товаров
Глава 4
Обязательственная структура купли-продажи
Первой формой была вещная купля-продажа. Последняя не предполагала какого-либо разделения между договором купли-продажи его исполнением. Обе стадии были включены в единый акт обмена денег на вещь.
Другая важная черта вещной купли-продажи состояла в том, что право собственности на товар переходило к покупателю в момент уплаты цены.
Затем в РП появилось деление на обязательственную куплю-продажу и вещный эффект от этой сделки. РП строго придерживалось системы передачи; в этой системе момент перехода права собственности совпадает с моментом передачи проданной вещи.
Договор начал играть роль основания для приобретения права собственности посредством традиции: договор стал основанием передачи.
Поскольку в РП договор купли-продажи выступает как causa традиции, соглашение сторон, направленное на переход права собственности, включено в состав договора купли-продажи. Сказанное означает, что передача вещи не предполагала никакого волеизъявления, направленного на передачу права от продавца к покупателю. Такое волеизъявление уже содержится в договоре купли-продажи.
Составители прусского земского уложения разделили обязательственный договор купли-продажи и его исполнение с помощью поняти titulus (титул, то есть договор) и modus (способ приобретения, то есть передача). Это учение не предусматривало, что передача сопровождается волеизъявлением на переход провал собственности. Подобно тому, как это имело место в РП, передача здесь поднимается лишь как физическое действие в рамках исполнения договора.
Важность фактической передачи для цели отчуждателя подчеркивалась также тем, что зарегистрированный собственник мог индицировать участок земли, лишь если докажет, что ранее вступил во владение этим участком.
Но далее от системы передачи в отношении недвижимости отказались и перешли к системе регистрации. Эта система обеспечивает более высокий уровень публичности. В отличие от передачи регистрация прямо свидетельствует о переходе права собственности, а не только владения. Обязательная регистрация предотвращает недобросовестную регистрацию права на имя второго покупателя уже состоявшейся традиции первому покупателю.
Таким образом ГГУ полностью воспринял разделение между договором и отчуждением. Переход права собственности на недвижимое имущество основывается на соглашении сторон об изменении в праве и государственной регистрации.
Система соглашения, принятая французским правом, напоминает вещную куплю-продажу: в обоих случаях не предполагается никакого разделения между договорным отношением и переходом права собственности. Но даже ФГК различает договор и отчуждение (для недвижимостей). Переход права собственности на недвижимость имеет значение только для сторон договора. Интересы третьих лиц не затрагиваются до момента регистрации договора.
Передача владения и переход права собственности
В РП для отчуждения требовалось совершение физ передачи. Переход собственности мог происходить независимо от передачи фактического владения при условии, что стороны совершили одну из «фиктивных традиций».
Постепенно от жесткого правила о необходимости передачи в целях отчуждения стали отходить. Во Франции это достигло своего абсолюта: в отношении между сторонами право собственности считается переданным с момента заключения соглашения о продаже, даже если вещь еще не отдана, а цена еще не уплачена.
В РП независимо от того, как выполнил продавец свою обязанность по передаче вещи - посредством фактической или фиктивной передачи, покупатель получал владение, а не держание.
ГГУ принял систему передачи применительно к отчуждению движимого имущества: право собственности переходит только с передачей вещи.
Если несобственные отчуждает вещь посредством передачи, тогда добросовестный приобретатель получает право собственности.
В первом случае, когда вещь находится под контролем непосредственного владельца, владеющего для несобственника, последний может уступить приобретателю требование против фактического владельца и в силу такой уступки добросовестный приобретёшь становится собственником.
Во Франции действует принцип относительности: то есть до передачи вещи переход права собственности действителен только между сторонами.
Передача владения: двойная продажа
В Германии. Требование продавца против первого покупателя о выдаче вещи также может быть уступлены последующему покупателю по второму договору купли-продажи. В случае, если первый покупатель (получивший товар по договору с оговоркой о сохранении права собственности до уплаты цены) уплатит цену, приобретение собственности вторым покупателем становится ничтожным.
После того, как второй покупатель получает требование на выдачу вещи против покупателя, он тем не менее несправедлива немедленно изъять вещь у первого покупателя. В случае двойной продажи покупатель получает те же лимитированные возможности, которые имел продавец. Первый покупатель может продолжать свое владение вещью.
По ФГК передача владения имеет важнейшее значение в контексте двойной продажи. Второй покупатель не может индицировать вещи у первого покупателя лишь потому, что он является собственником, тогда как первый покупатель - нет. Первый покупатель имеет преимущество в силу своего владения.
Проблема обязательственного эффекта договора купли-продажи
В РП продавец обязан был передать спокойное владение, но тем не менее договор купли-продажи имел целью переход права собственности. Этим объясняется, в частности, то обстоятельство, что в РП договор купли-продажи служил надлежащим основанием для приобретения по давности.
В ГГУ приняли подход, согласно которому нужно перенести право собственности. Это имеет важное последствие. Если после заключения договора выяснится, что вещь не принадлежала отчуждателю, покупатель вправе отказаться от товара и либо потребовать надлежащего исполнения, либо расторгнуть договора и предьявить иск об убытках. Следовательно, в отличие от положения дел в РП.
В Германии в конечном счете возобладало мнение, что договор купли-продажи обязывает стороны, даже если предметом является чужая вещь. Разумеется, вещного элемента купли-продажи не существует, так как собственность не может быть приобретена от несобственника. Но купля-продажа в своём обязательственном аспекте остается.
По ФГК продажа чужого является ничтожной сделкой. Так как договор ничтожен, в случае изъятия истинным собственником вещи у покупателя последний вправе потребовать от неуправомоченного отчуждателя возврата цены полностью, даже если ценность вещи уменьшилась, пока та была во владении покупателя. Возврат цены не зависит от добросовестности покупателя.
Было принято мнение, что такая ничтожность распространяется прежде всего на продажу индивидуально-определенных вещей, а не родовых. Также было принято мнение, что такая ничтожность является относительной, а не абсолютной. Другими словами, обязательственный аспект купли-продажи не затрагивается дефектом вещного элемента.
ПРинцип абстрактности представляется неоправданным, если основная сделка была совершена под влиянием обмана. Ведь в этом случае один и тот же дефект воздействует не только на обязательственный договор, но и на «абстрактный вещный договор».
Помимо этого, ничтожность порождает обе сделки при недееспособности и, возможно, также в случаях заключения договора в нарушения закона или добрых нравов.
В РП договор купли-продажи, заключенный несобственником, был юр обязывающим. По мнению ряда исследователей (циммерман), римские юристы приняли эту точку зрения ввиду того, что продавец не обязан переносить на покупателя право собственности. Автор с этим не согласен.
Переход права собственности и уплата цены
Исходным пунктом является то обстоятельство, что в обычной ситуации исполнение договора купли-продажи должно производится одновременно обеими сторонами. Этот подход выражен в принципе синаллагмы. Этот принцип, однако, не предполагает, что продавец вправе после поставки вещи потребовать ее обратно, если покупатель не уплатил цену.
ВОзражение о неисполненном договоре является самым сильным проявлением принципа синаллагмы. Это возражение позволяет должнику защититься от требования кредитора об исполнении, если кредитор сам не предложил встречного исполнения: продавец может отвергнуть требование покупателя о поставке товара, если покупатель не уплатил цену.
Что делать, если вещь передана, а цена не уплачена? В институциях написано так: покупатель приобретает право собственности на проданную вещь, только если он уплатил цену или предложил обеспечение. Но это противоречит принципу РП, согласно которому, договор купли-продажи и передача достаточны для перехода права собственности к покупателю.
В РП продавец, не получивший цену товара, мог воспользоваться двумя правовыми конструкциями, чтобы сохранить контроль над товаром после передачи товара покупателю. Во-первых, купля-продажа могла быть совершена с отлагательный условием: до момента оплаты товар считался находящимся в аренде у покупателя. Но такой эффект действовал толки в отношении сторон и сам по себе не означал прекращение права собственности.
Расторжение договора происходило по суду и при наличии вины покупателя. Расторжение имело вещно-правовой отменительный эффект, и этот эффкт был ретроспективным. Следовательно, право собственности возвращалось к продавцу в силу закона, а вещные права третьих лиц на товар прекращались.
По французскому праву требование продавца о расторжении договора основывается на положении, согласно которому в двусторонне обязывающих договорах неисполнение своей обязанности любой стороной является отменительным условием. Это условие имеет ретроспективное действие. Но у такого эффекта есть ограничения: 1 - ФГК позволяет покупателю как собственнику продать вещь дальнейшему приобретателю, передав ему владение; 2 - продавец, не получивший оплату за товар, имеет право потребовать обратно движимую вещь пока она находится во владении покупателя.
Согласно ГГУ прекращение двусторонне обязывающего договора в случае неисполнения одной из сторон своих обязательств имеет эффект только в рамках обязательств. Если вещь уже была передана в непосредственное владение покупателя, ее возврат регулируется нарами обязательственного права. Расторжение договора прекращает первоначальные обязательства сторон на будущее время. В случае если покупатель перенос право собственности на вещь до момента прекращения договора, такое прекращение не влияет на собственность последующего приобретателя.
Использовался также другой механизм - оговорка о сохранении права собственности. Оговорка о сохранении права собственности должна быть согласована письменно до по поставки товара.
В Германии простая оговорка о сохранении собственности не способна предотвратить дальнейшее отчуждение покупателем вещи добросовестному приобретателю; то же самое верно и для отчуждения вещи в рамках исполнительного производства и процедуры банкротства.
Поэтому появился ряд сложных оговорок, например, продленная оговорка. Она работает также против последующих приобретателей.