Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1516

.pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
43.5 Mб
Скачать

Когда героический период ренессансного искусства, финал которого окраш ен могучей индивидуальностью Микеланджело, остается позади, наступает время обобщения, которое приняло единственно возм ож ную тогда форму хронологической упорядо­ ченности. Д ж ордж о Вазари *, подготовивший первое издание «Ж изнеописаний замечательнейших живописцев, скульпторов и архитекторов» в 1550 году и расширенное второе — в 1568 году, соверш ил настоящий подвиг. Вазари, не имея образца, одолел неисчислимые трудности сбора и проверки сведений о множестве итальянских мастеров. Не все удалось автору жизнеописаний

вравной мере. Вполне естественно, что он не мог избежать ошибок

инеточностей в датах и атрибуции произведений, но огромный труд художника, нацеленный на создание научной истории искусст­ ва, увенчался несомненным успехом.

Было бы неверно ограничиваться одной Италией. Идеи Ренессанса, принимая разные внешние формы, охватывают Европу чрезвычайно быстро, сложным образом совмещаясь с идеями Ре­

формации. В Германии, где климат дискуссий был особенно горяч, худож ник не м ог оставаться в стороне от вопросов, волновавших всякого мыслящ его человека **. С 1525 года Альбрехт Дюрер начал публикацию своих теоретических трудов.

Вазари

(1511 — 1574), прославивш ийся

«Ж изнеописаниями»,—

преж де

всего

х у д о ж н и к

и а р хитектор, автор

блестящ его реш ения комплекса дворца

Уффици

вм есте

с

ко р и д о р о м ,

вы водящ им

по мосту Понте Веккьо в Сады Боболи,

автор

д е ко р а палаццо

Веккьо,

м ногочисленны х

портретов и

ф ресок. Он же

о д ни м

из первы х

начал составлять

обш ирное

собрание рисунков худож ников

в эпо ху,

когда

р и сун ку

ещ е

не

придавалось

обычно

самостоятельного

значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О дна

деталь м о ж е т лучш е

высветить пр ир оду этого удивительного времени,

чем

п о д р о б н ы й

рассказ о собы тиях: под воздействием

проповедей ректора

ш колы

св. Зебальда в

Н ю рнб ерге

трое из

ассистентов

Д ю рера заявили себя

атеистам и

и ком м униста м и, вслед

за

чем

были изгнаны из

родного

го ­

рода .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словно пытаясь противопоставить неустроенности времени нечто прочное и не находя опоры в религии, Д ю р ер издает иллю стрированное «Введение в искусство измерения с пом ощ ью циркуля и линейки». Великий худож ник опирался в работе на солид­ ную средневековую традицию , но создал соверш енно новый тип трактата, обращ енного не к одним худож никам , но, как писал он в кратком предисловии,— к ю велирам , скульпторам, каменщ икам, столярам и «всем тем, ком у бывают необходимы измерения». Разумеется, содерж ание трактата, вклю чаю щ его своего рода спра­ вочник по стереом етрии и теории перспективы, значительно шире названия *. «Никто,— писал Д ю р ер ,— не принуж дает к тому, чтобы пользоваться моей доктриной, но я убеж ден в том, что кто бы ни воспользовался ею, он см ож ет продолж ить изыскания и обнаруж ить значительно больше, чем я см ог здесь изложить».

В 1527 году Д ю р ер публикует иллю стрированное «Учение об укреплении городов, замков и прочих мест», особенно интерес­ ное тем, что это едва ли не первый практический курс ф ортиф ика­ ции, в котором в полноте были учтены нововведения, требовавш ие­ ся ввиду интенсивного развития артиллерии **. Наконец, последние месяцы жизни Д ю р ер отдал лихорадочным усилиям завершить «Трактат о пропорциях человека», задуманный в четырех книгах. Худож ник успел завершить две книги и оставил своему д ругу Вилибальду П иркхайм еру м нож ество заметок наряду с несколькими тезисами предисловия, где особо подчеркивалось, что в книге не

содержится что-либо «украденное

из других

источников».

Д остаточно

указать, что

в состав «Введения»

Д ю р е р вклю чил

свое

и з о б р а ж е ­

ние «П ам ятника в честь

п о бед ы над

крестьянам и», столь

оч е ви дн о

сочувствен ­

ное в адре с

п о б е ж д е н н ы х,

что

хо л о д н о е , ака де м иче ское

нанесение на ч е р те ж

аб солю тны х

р а зм е р о в

его

деталей

н и ко го

не

м о гл о ввести

в за б л уж д е н и е

относительно

нам ерений автора.

 

 

 

 

 

 

О тм е ти м ,

что

в труд ах

А л ьб е р ти,

Ф ила рете,

С кам оцци

и д р у ги х

авторов

трактатов

кватроченто

идеи

о тносител ьно

ф ор тиф икации

ещ е

по л н о стью

и гн о р и р у ю т

уж е зам етны й

п р о гр е сс артилле рийских о р уд и й .

 

 

П иркхаймер завершил составление трактата и издал его после смерти Д ю рера. Х удож ник пытался ответить на ряд принципиальнб неразреш имых вопросов: какова геом етрическая «ф орм у­ ла» соверш енного пропорционирования, каков путь, позволяю щ ий худож нику творить столь ж е безош ибочно, как это делает природа, каков закон, способный охватить все м ногообразие строения и облика человеческой фигуры? На эти вопросы, как показала практи­ ка четырех столетий, нет ответа, но главное — трактат содерж ит м нож ество ценных наблюдений, подводя итог сорокалетней работе великого мастера. Именно это обстоятельство предопределило успех книги, чрезвычайно скоро изданной на семи языках. М икел ­

андж ело относился к трактату Д ю рера с естественным для д р уго го великого худож ника скептицизм ом , но знал его хорош о. Трактат продолж ал считаться актуальным и в X V II веке, коль скоро к нему почтительно адресовались и Рубенс, и Рембрандт, и Пуссен. Он со­ хранил актуальность и для X V III века, коль скоро с ним остро поле­ мизировал Хогарт.

С торж еством галилеевой механики и опытов Ньютона героический период деятельности ученого-исследователя, пытав­ шегося сохранить ориентацию интеллектуального поиска на великий синтез знания, завершается. Наука все в больш ей степени опирается на собственные силы, на собственную традицию получения экспе­ риментальных данных, а затем их матем атического обобщ ения. Неизбежно, что и худож ник отказывается от роли исследователя природы как безм ерно слож ного сочетания отдельных предметов. О днако он не совсем отказывается от роли исследователя, но только меняет объект: не сама природа, но лишь ее восприятие и переж и ­ вание человеком становится и целью и материалом размыш лений.

Ян Вермер столь ж е сложен, но и“наче: его небольш ие карти­ ны кажутся ж анровы м и сценками только на первый взгляд, в дейст­ вительности являясь далекими от однозначности писхологическими этюдами, самый психологизм которых словно снят, отчуж ден в тончайших взаимодействиях света и цвета с ф орм ой обыденных предметов *. Все те же предметы обстановки все в тех ж е ком на­ тах — вот (за исклю чением двух городских ландш афтов) лаборато­ рия Вермера, в стенах которой худож ник достигает почти магиче­ ской интенсивности настроения, оставляю щ ей в некотором недоум е ­ нии все новые поколения зрителей.

Слово лаборатория применительно к Яну Верм еру вдвойне оправдано в силу особенностей его творческого метода, природа которого была выявлена не столь уж давно. Искусствоведы были склонны упрекать Вермера в неумении правильно выстроить перс­ пективные отнош ения м еж ду ф игурам и в интерьере: ф игуры и предметы переднего плана ** «неправильно» укрупнены по отнош е ­ нию к ф игурам и предметам среднего плана. В 1891 году Д жозеф Пеннел, гравер и мастер литограф ии, близкий приятель худож ника Д жеймса Уистлера, первым обратил внимание на то, что некоторые ком позиции Вермера (в частности, «О ф ицер и смеющ аяся девуш ­ ка») выстроены так, как если бы они воспроизводили ф отограф ию . Пеннел опубликовал в «Ж урнале ф отограф ического клуба» статью, где высказал предполож ение, что Вермер пользовался в работе каким -то оптическим устройством .

В н е ко то р ы х из н а тю р м о р то в

Ж ана-Б атиста -С им еона Ш а р д е н а (1699

1779)

м о ж н о о б н а р уж и ть

б л и з к у ю к

В ерм ер у соср ед о то че н н о сть

на

взаим одействии

реф лексов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С тр о ж е сказать, «све р хбл изко го

плана», так как

х у д о ж н и к

часто

«срезал»

ф ор м ы п е р е д н е го

плана, вклю чая

в ко м п о з и ц и ю

лиш ь

в е р х н ю ю

их

часть,

в че м -то предвещ ая

«вы ка дровку»

к р у п н о го

плана, столь

сво й стве н н ую

Э д га р у

Д ега и плакатистам

конца X IX

начала XX

в.

 

 

 

 

 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]