Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

История государственного управления в России в документах с древнейш

..pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
971.95 Кб
Скачать

вал свои села бояром своим, и князем, и детем боярским, и грамоты есми им свoи жаловалные подавал на те села прочно им и их детем, или кому буду в куплю дал свои грамоты, и в те села сын мой Василей и мои дети у них не вступаются.

Акоторого моего сына не станет, а не останется у него ни сына, ни внука, ино его удел весь в Московской земле и в Тферской земле, что есми ему ни дал, то все сыну моему Василью, а братья его у него в тот удел не вступаются. А останутся у него дочери, и сын мой Василей те его дочери наделив, подает замуж. А что даст своей княгине волостей, и сел, и казны, и в то во все сын мой Василей у нее не вступается ни во что до ее жывота.

<…>А приказываю свою душу и детей своих менших, Юрья, Дмитреа, Семена, Андрея, сыну своему Василью. А вы, дети мои меншие, Юрьи с братьею, держите сына моего Василья, а своего брата старейшаго, в мое место, своего отца, и слушайте его во всем.

Аты, сын мой Василей, держи свою братью меншую, Юрья, Дмитреа, Семена, Андрея, в братстве, и во чти, без обиды.

Акоторой мой сын не учнет сына моего Василья слушати во всем, или учнет под ним подъискивати великих княжеств или под его детми, или учнет от него отступати, или учнет ссылатися с кем ни буди тайно или явно на его лихо, или учнут кого на него подъимати, или с кем учнут на него одиначитися, ино не буди на нем милости Божией, и Пречистые Богоматери, и святых чюдoтворец молитвы, и родитель наших, и нашего благословения и в сии век и в будущий.

Акто будеть моих казначеев, или кто будет моих дьяков прибытки мои от меня ведали, или тиуни, или поселские, или кто женился у тех, те все не надобе сыну моему Василью и моим детем, Юрью с братьею.

Акто порушит сию мою грамоту, судит ему Бог, и не буди на нем моего благословениа.

Ау сее моей душевные грамоты сидел отец мой духовной, ондронниковской архимандрит Митрофан. А туто были бояре мои:

11

князь Василей Данилович, да князь Данило Васильевич, да Яков Захарьичь, да казначей мой Дмитрей Володимерович.

АсиюмoюдушевнуюграмотуписалдьякмойДанилкоМамырев.

Цит. по: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей

XIV–XVI вв. М.;Л., 1950. С. 353–364.

Вопросы:

1.Сравните эти документы и объясните, как изменился порядок передачи княжеской власти. Ответ аргументируйте.

2.На основе документов определите, какова цель духовных грамот в формировании системы передачи власти князя.

Задание 3. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

ИВАН IV. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КНЯЗЮ А.М. КУРБСКОМУ

1564 г.

<...> Разве это «супротив разума» – сообразоваться с обстоятельствами и временем? Вспомни величайшего из царей. Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного убил! <...> Немало и иных найдешь царей, которые спасли свои царства от всяческой смуты и отразили злодеяния и умыслы злобесных людей. Ибо всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым же – милосердие и кротость, злым же – жестокость и муки, если же нет этого, то он не царь. Царь не страшен для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло – бойся, ибо царь не напрасно меч носит – для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но еще сильнее разжег? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, ты там еще сыпал сорных трав.

12

<…> Неужели это свет – когда поп и лукавые рабы правят, царь же – только по имени и по чести царь, а властью ни сколько не лучше раба? И неужели это тьма – когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания. Зачем же самодержцем называется, если сам не управляет? Апостол Павел писал галатам: «Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба; он подчинен управителям и наставникам до срока, отцом назначенного». Мы же, слава Богу, дошли до возраста, отцом назначенного, и нам не подобает слушаться управителей и наставников. <...> Вспомни, когда Бог избавил евреев от рабства, разве он поставил над ними священника или многих управителей? Нет, он поставил над ними единого царя – Моисея. <...> не видишь разве, что власть священника и управителя с царской властью несовместима? Это из ветхозаветной истории. То же было и в Римском царстве. И во времена новой благодати. В Греческом царстве случилось так, как хотели бы вы по вашему злобесному умыслу. Август-кесарь ведь обладал всей вселенной. <...> Но затем его потомки разделили власть: Константин в Царьграде, Констанций в Риме, Конста же в Далмации. С этого времени Греческая держава стала дробиться и оскудевать. <...>

Посмотри на все это и подумай, какое управление бывает при многоначалии и многовластии, ибо там цари были послушны епархам и вельможам, и как погибли эти страны! Это ли посоветуешь, чтобы к такой же гибели прийти? И в том ли благочестие, чтобы не управлять царством, и злодеев не держать в узде, и отдаться на разграбление современникам. <...> И разве достойно царя, если его бьют по щеке, подставлять другую! Это совершеннейшая заповедь. Как же царь может управлять царством, если допустит над собой бесчестие? А священникам подобает смирение. Пойми же разницу между царской и священнической властью! Даже у отрекшихся от мира встретишь многие тяжелые наказания, хотя и не смертную казнь. Насколько же суровее должна наказыватьзлодеев царскаявласть!

Так же неприемлемо и ваше желание править теми городами и областями, где вы находитесь. Ты сам своими бесчестными очами видел, какое разорение было на Руси, когда в каждом городе были свои начальники и правители, и потому можешь понять, что это та-

13

кое. Пророк говорил об этом: «Горе мужу, которым управляет жена, горе городу, которым управляют многие!» Разве ты не видишь, что власть многих подобна женскому неразумию? Если не будет единовластия, то даже если и будут люди крепки и храбры, и разумны, но все равно уподобятся неразумным женщинам, если не подчинятся единой власти? Ибо так же как женщина не способна остановиться на одном желании – то решит одно, то другое, так и при правлении многих – один захочет одного, другой другого. <...>

А сильных во Израиле мы не убивали, и не знаю я, кто это сильнейший во Израиле: потому что Русская земля держится Божьим милосердием, и милостью Пречистой Богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и, наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами, не ипатами и стратигами. Не предавали мы своих воевод различным смертям, а Божьей помощью мы имеем у себя воевод и помимо вас, изменников. А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить. <...> О вине наших подданных и нашем гневе на них. До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных. А не судились с ними ни перед кем.

Станем рассуждать, кто из нас горд: я ли, требующий повиновения от рабов, данных мне от Бога, или вы, отвергающие мое владычество, установленное Богом, и от своего бремени рабского отказывающиеся, требующие, словно господа, чтобы я исполнил вашу волю, поучаете и обличаете, присваивая себе учительский сан? <...> Если мы увидим на торжище, что раб оскорбляет господина, юноша – старца или сын – отца, нападает на него и увечит, мы сочтем нечестием, если не придем на помощь старшим, даже если они первые нанесли обиду; как же не стыдимся с пренебрежением смотреть, как ярость и желание обижают разум и отнимают у него данное Богом господство, и сами в себе производят нечестие, беспорядок и бесчиние. Возмущение и неустройство?

Цит. по: Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979.

С. 122–162.

14

Вопросы:

1.На основе документа охарактеризуйте концепцию государственного управления Ивана IV.

2.Какую главную цель управления ставит перед собой автор?

3.Какие аргументы можно привести в пользу тезиса о формировании абсолютной власти монарха?

4.Какие формы1 и методы2 правления использует Иван IV?

Задание 4. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Д. ФЛЕТЧЕР. О ГОСУДАРСТВЕ РУССКОМ

1591 г.

<...> Самое высшее учреждение для публичных совещаний по делам государственным называется Собором, то есть общественным собранием. Чины и звания лиц, бывающих в таких собраниях, по порядку их, следующие: 1) сам царь, 2) некоторые из знати, числом до двадцати, которые все принадлежат к его Думе, 3) столько же известных духовных лиц. Что касается до горожан или других представителей народных, то их не допускают в это собрание, так как простой народ считается там не лучше рабов, которые должны повиноваться, а не издавать законы, и не имеют права ничего знать о делах общественных до тех пор, пока все не будет решено и окончено.

Земское собрание (называемое Собором) составляется следующим образом. Царь приказывает созвать тех дворян, заседающих (как было сказано) в его Думе, коих он сам заблагорассудит, вместе с патриархом, который приглашает свое духовенство, то есть обоих архиепископов и тех из епископов, архимандритов и мо-

1Форма – внешнее выражение какого-либо содержания.

2Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

15

нахов, которые пользуются наибольшей известностью и уважением. Когда все соберутся на царском дворе, то назначается день заседания, для чего обыкновенно избирают пятницу, по причине святости этого дня.

Когда определенный день наступит, то духовные лица собираются прежде в назначенное время и место, называемое столы. Как скоро приходит царь в сопровождении своих сановников, то все встают и встречают его в сенях, следуя за патриархом, который благословляет царя двумя первыми пальцами, возлагая их ему на чело и на обе стороны лица, потом целует его в правое плечо. После того идут в палату, назначенную для таких собраний, где садятся в следующем порядке: царь занимает место на троне по одну сторону комнаты. Неподалеку от него, за небольшим четвероугольным столом (за которым могут поместиться человек двенадцать или около того), садится патриарх с митрополитами, епископами и некоторыми из знатнейших лиц Царской думы, с двумя дьяками или секретарями (называемыми думными дьяками), которые записывают все, что происходит. Прочие садятся на скамьях около стены комнаты, так что каждый занимает место, соответствующее его званию. Потом один из секретарей (в качестве оратора) объявляет причину собрания и излагает главные предметы или дела, о которых следует рассуждать. Но предлагать билли, по мнению отдельных лиц, относительно какого-нибудь общеполезного дела (как это делается в Англии), русский собор вовсе не дозволяет подданным.

Когда дело предложено секретарем на рассмотрение, то прежде всего желают знать голос или мнение патриарха и духовенства, на что каждый из них отвечает по порядку своего звания; но эти мнения их бывают всегда однообразны и произносятся без всякого рассуждения, как бы затверженный урок. На все дела у них один ответ, которого обычное содержание то, что царь и Дума его премудры, опытны в делах политических и общественных и гораздо способнее их судить о том, что полезно для государства, ибо они занимаются только служением Богу и предметами, относящимися до веры, и потому просят их самих сделать нужное постановление, а они, вместо советов, будут вспомоществовать им молитвами по своей обязанности и должности, и проч.

16

Так или почти так отвечает каждый в свою очередь, потом встает кто-нибудь из архимандритов или братии, который посмелее других (впрочем, уже заранее назначенный для формы), и просит царя, чтобы он изволил приказать объявить им собственное мнение Его Величества и какое будет угодно ему сделать постановление по делу, предложенному дьяком.

На это означенный секретарь от имени царя отвечает, что Его Величество, вместе с членами Думы своей, по надлежащем и здравом обсуждении, нашел, что предложенное дело весьма хорошо и полезно для государства, но что, несмотря на то, Его Величество требует от них, как от людей благочестивых и знающих, что следует признавать справедливым, их богоугодного мнения и даже суждения, для того чтобы утвердить или исправить дело, предложенное на рассмотрение, и потому вновь приглашает их откровенно объявить свое мнение, и буде они одобрят сделанное предложение, то изъявили бы свое согласие, дабы можно было приступить к окончательному определению.

Вслед за тем, объявив свое согласие (что делается весьма скоро), духовенство удаляется, благословляя царя, который провожает патриарха до другой комнаты и потом возвращается на свое место, где остается, пока все будет окончено.

Дела, решаемые Собором, дьяки или секретари излагают в форме прокламаций, которые рассылают в каждую область и главный город государства, где обнародуют их князья и дьяки или секретари тех мест. По окончании заседания царь приглашает духовенство на парадный обед, и затем все расходятся по домам.

Цит. по: Господарик Ю.П. История России: 10–11 классы: хресто-

матия. М., 2009. С. 146–148.

Вопросы:

1.Опираясь на текст документа, напишите, кто входил в состав Земского собора.

2.На основе документа опишите стратегию принятия решений Земским собором.

17

3. Приведите три аргумента «за» или «против» тезиса о существовании в России сословно-представительной монархии (используйте текст документа и свои знания по истории государственного управления в России).

Задание 5. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В ПРИКАЗАХ (из сочинений А. Олеария, А. Майерберга, С. Коллинса)3

<...> Во всех приказах царя и патриарха находится очень много писцов, пишущих красивым почерком и довольно хорошо обученных, по их способу, счетному искусству. Вместо марок для счета употребляют они косточки от слив, которые каждый имеет при себе в небольшом кошельке.

Брать подарки, правда, воспрещено всем под угрозою наказания кнутом, но втайне это все-таки происходит; особенно писцы охотно берут посулы, благодаря которым часто можно узнавать и о самых секретных делах, находящихся в их руках. Иногда они даже сами идут к тем, кого данное обстоятельство касается, и предлагают им за некоторое количество денег открыть дела. При этом часто они допускают грубый обман, сообщая вымышленное вместо истинного, частью из боязни опасности для себя в случае, если дело выйдет наружу, частью же вследствие незнания дела.

<...> Акты, процессы, протоколы и другие канцелярские вещи они записывают не в книги, а на длинных бумажных свитках. Для этой цели они разрезают поперек целые листы бумаги, приклеивают потом полосы друг к другу и свертывают в свитки. Иной из свитков – длиною в 20, 30, даже 60 и более локтей. В канцеляриях можно видеть весьма много их, грудами сложенных друг над другом

(А. Олеарий).

3 Олеарий А. Описание путешествия в Московию (1633–1639), Майерберг А. Путешествие в Московию (1661–1662), Коллинс С. Нынешнее состояние России (1659–1666).

18

<...> По произвольному распоряжению царя, между этими советниками разделены все заботы о каких бы то ни было делах царства, относящихся как к общественному, так и частному положению подданных. Потому что, так как в Москве учреждено 33 главных правительственных места, называемых приказами, то к ним, как первостепенным учреждениям, по предписанному распоряжению, принадлежат все дела, касающиеся правосудия, казны или войны. В каждом из них, а иногда и во многих, председательствует один из этих советников: он заведывает с полною властию делами, подлежащими его судопроизводству, и дает окончательные приговоры с большею или меньшею прибавкою к своему родовому имуществу, так что сам бывает оценщиком степени своей благосклонности. Так царь, сохраняя за собой всю полноту царской власти, делает вид, что некоторую часть ее передает своей Думе, отсылая просьбы народа на рассмотрение ее членов. В каждом приказе должность секретарей исправляют особенные дьяки: каждого из них великий князь всегда обыкновенно наряжает в товарищи своим послам к иноземным государям (А. Майерберг).

<...> Правление у русских совершенно монархическое; у них есть присутственные места, которые называются приказами, и решения судов обыкновенно бывают произвольны, потому что мало писаных законов. Недостаток законов заменяется обыкновениями, но всего сильнее действуют деньги. Русские истребляют множество бумаги: они излагают дела свои так же пространно, как наши писаря, пишут на длинных свертках, и хотя столы стоят перед ними, но они не могут писать иначе, как на коленях, следуя древнему обыкновению, которое можно видеть в изображениях св. Иеремии. Секретари их называются подьячими, а чин дьяка соответствует чину нашего лорда-депутата.

<...> Все дела совершаются посредством просьб. Просьбы эти развертываются, как вафли, и проситель держит их перед боярином, который (если в хорошем расположении духа) протягивает за ними руку и прочитывает их или отдает своему дьяку, а дьяка проситель должен одарить, чтобы оннапоминал боярину опросьбе(С. Коллинс).

Цит. по: Господарик Ю.П. История России: 10–11 классы: хресто-

матия. М., 2009. С. 152–153.

19

Вопросы:

1.Опираясь на текст документа, перечислите должности, имеющиеся в приказах.

2.Какие особенности делопроизводства в приказах подметили авторы документа?

3.На основе документа реконструируйте технологию принятия решений в приказах.

Задание 6. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

ГЛАВА II. О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ,

ИКАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬ

1.Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит,

ипо тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию.

2.Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнити смертию.

<…> 14. А которые всяких чинов люди учнут за собою сказывать

государево дело или слово, а после того они же учнут говорить, что за ними государева дела или слова нет, а сказывали они за собою государево дело или слово, избывая от кого побои, или пьяным обычаем, и их за то бить кнутом, и бив кнутом, отдать тому, чей он человек.

<…>

20