Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Oganov_A.S._i_dr._Professor__Angelopulo_O.K

..pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
12.11.2022
Размер:
2 Mб
Скачать

Большое внимание Олег Константинович уделял кадровому обеспечению, подготовке молодых преподавателей. Конечно, особое внимание было студентам, для них его кабинет был всегда открыт. Он обладал удивительной памятью, запоминал почти всех студентов и знал много об их учебе и личных проблемах. Большой жизненный опыт позволял Олегу Константиновичу правильно подойти к каждому студенту и выбрать необходимое верное решение. И студенты отвечали ему взаимностью. Не было случая, когда они не откликались на его просьбу. В восьмидесятые годы каждую осень студенты ездили на сбор овощей в подмосковные колхозы и совхозы, участвовали в многочисленных субботниках и других массовых мероприятиях, и всегда студен- ты-буровики были самым передовым и надежным отрядом, гвардией нашего университета.

Кафедра бурения нефтяных и газовых скважин (2000 г.)

Еще одним важным направлением учебно-административной деятельности профессора О.К. Ангелопуло была работа с филиалами Губкинского университета в г. Оренбурге, Небит-Даге, позднее в Ташкенте и Ашхабаде. Он всегда с каким-то особым пониманием и участием относился к трудностям, которые порой там возникали, нередко сам туда выезжал и старался по возмож-

11

ности помочь. Такой же стиль отличал его и в работе с родственными нефтегазовыми вузами. Было видно, с каким уважением он относится к представителям этих вузов и их проблемам. Нередко он просил и преподавателей кафедры помочь родственным вузам, в составлении учебных планов и программ или обменяться с ними опытом. Все они с благодарностью вспоминают об этих встречах и совместной работе!

12

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

За время работы в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина профессор О.К. Ангелопуло создал научно-исследователь- скую школу по разработке и внедрению новых технологий воздействия на разбуриваемые породы с целью снижения осмотического давления между промывочными и тампонажными жидкостями в хемогенно-терригенных породах, чтобы замедлить процесс разупрочнения последних в сложных горно-геологических условиях бурения скважин в России и за рубежом. Его разработки успешно внедрены в районах Западной и Восточной Сибири, Оренбургской области, а также при строительстве глубоких опорных геологических скважин в породах кристаллического фундамента. Разработанные под его руководством системы буровых промывочных и тампонажных жидкостей позволили пробурить свыше 80 поисковых и разведочных скважин глубиной 5 5,5 км. Внедрение этих систем при бурении через многокилометровую толщу растворимых солей позволило открыть в подсолевых отложениях ряд крупных нефтегазовых месторождений. Он принимал непосредственное участие в проводке опорной сверхглубокой Аларсорской скважины, которая впервые на евроазиатском континенте достигла глубины 6808 м и обеспечила получение уникальной геолого-геофизической информации.

Важным вкладом О.К. Ангелопуло в научные достижения является получение термосолестойких безглинистых промывочных жидкостей из концентрированных полисолевых растворов, структурированных микрокристаллами химически конденсируемых гидроксидов или солей. Ему принадлежит приоритет (17.02.1971) в создании рецептур растворов с конденсированной твердой фазой и разработке научных основ регулирования их технологических свойств. В США близкая по составу рецептура

13

промывочной жидкости с конденсированной твердой фазой на базе морской воды, разработанная Мюллером И.Л. и Барталом Н.К., была зарегистрирована 24.10.1972 г.

Также успешно внедрены в производство его изобретения, касающиеся способов получения и управления свойствами макродисперсных буровых жидкостей с волокнистыми частицами торфа, модифицированного асбеста, отходов целлюлозы для разбуривания трещинопористых и кристаллических пород. Они получили название макрогели. Частицы этих твердых материалов в естественном состоянии инертны к растворам солей. Повышение их поверхностной активности достигается предварительным смачиванием и, если нужно, дополнительным диспергированием в растворе электролита. Затем частицы вводятся в циркулирующий раствор. В результате химических реакций между поверхностью частиц, слоем растворённого вещества и реагентами, содержащимися в дисперсионной среде, синтезируются органоминеральные соединения. Частицы как бы вращиваются в раствор и структурируют его. Происходит своеобразная «полимеризация на затравках».

О.К. Ангелопуло открыл и изучил коллоидно-химические эффекты термофлокуляции глинистых растворов продуктами распада полимерных стабилизаторов, а также макроволокон специфической «адгезионной» структуры в дисперсиях.

Ученик Олега Константиновича профессор В.П. Зозуля вспоминает вспоминает один случай при внедрении разработок О.К. Ангелопуло в Западном Казахстане. Лабораторные исследования на кафедре, подтвердили, что выбирая рациональную рецептуру буровых промывочных жидкостей и учитывая их взаимодействие с соленосными отложениями, к составу бурового раствора необходимо предъявлять определенные требования. В связи с этим было допущено, что соли разреза могут быть

14

представлены только четырьмя активными минералами галитом, сильвином, бишофитом, карналлитом. Причём, эти исследования должны были выявить закономерности растворимости и неустойчивого поведения не только чистых солей, но и хемоген- но-терригенных пород, содержащих эти соли. Кристаллы калий- но-магниевых пород имеют микровключения суфлярных газов азота, водорода, метана и др. Кроме того, в этих породах бурения содержатся межсолевые первичные или остаточные рассолы, а также контактные воды. Что касается сульфатно-магниевых пород (кизерит, эпсомит и др.), то растворимость их в концентрированных полисолевых хлоридных растворах незначительна. Опыт бурения в Западном Казахстане показал, что для вскрытия зон с чередованием солей и терригенных пород, применение промывочных жидкостей, обработанных только галитом, нецелесообразно. Размыв солей, образование каверн и обогащение раствора породой создают дополнительные трудности при регулировании его свойств, что осложняет бурение, так как обсадную колонну приходилось ожидать от 2-х месяцев и иногда до года.

Особенно это характерно, когда в разрезе есть небольшие по мощности пропластки калийно-магниевых солей. В уп-равлении «Казнефтегазразведка» только за один год в 51 скважине было 65 аварий, связанных с применением минерализованных только галитом и обработанных УЩР, КМЦ, крахмалом, КССБ и другими реагентами глинистых растворов. На их ликвидацию затрачено 71,6 станко-месяцев или 10,3% календарного времени. Когда же применили полисолевой буровой раствор, насыщенный галитом, сильвином и содержащий не менее 50% бишофита и после простоев долото стало доходить без осложнений до забоя скважины.

Это сейчас многие технологи вводят в рецептуры растворов для придания им ингибирующих свойств и утяжеления соли калия (сильвин, поташ и др.), а впервые изучил влияние катиона с

15

отрицательной степенью гидратации на свойства хемогеннотерригенных пород и применил на практике Олег Константинович Ангелопуло.

Олег Константинович Ангелопуло на буровой (1982 г.)

После первых положительных результатов внедрения рецептур, содержащих калийно-магниевые соли, работы были продолжены и направлены на вскрытие подсолевых отложений, когда в раствор попадает большое количество слабо увлажнённых глин, которые диспергируясь, вызывают его загущение. Поэтому было важно придать высокоминерализованной промывочной жидкости дополнительные ингибирующие свойства. Образование в минерализованной среде органических комплексов типа аддуктов возможно, но для этого в растворе должны быть соединения и термодинамические условия. Многие исследователи отдали предпочтение металлоорганическим комплексам алюминия с углеводо-

16

родами (Густавсон, Wiswall, Fehery, Zoubengayer и др.). О.К. Ан-

гелопуло изучил свойства продуктов взаимодействия хлорида алюминия с грозненской нефтью, которые образуют алюминиевые соли нафтенатовых кислот (мыла), снижая водоотдачу раствора. Учитывая, что хлорид алюминия материал дефицитный, были разработаны рецептуры растворов с использованием отходов титаномагниевого комбината (г. Запорожье, Украина). Результаты исследований легли в основу ТУ 48-10/0-78 на отходы хлоридов для приготовления ингибирующей добавки НИИТитана (г. Запорожье, УССР) совместно с МИНХ и ГП им. И.М. Губкина и КазНИГРИ. Ингибирующую добавку испытывали при бурении скважины П-52 Кордуан в западной части Гурьевской области при забое 2572 м и 2П Коктобе Южно-Эмбенской НРЭ на глубине 3108 м. Испытания на скважине подтвердили результаты лабораторных исследований.

Творческое содружество двух учёных О.К. Ангелопуло и кристаллохимика В.С. Данюшевского позволило создать солестойкие рецептуры цементного раствора и цементного камня с отходами титанового производства. Изучение структурообразование и коррозии в таких дисперсных системах позволило создать и внедрить оригинальные составы смесей с использованием дезинтегральных технологий. Для промышленного внедрения научных разработок в г. Актюбинске началась эксплуатация дезинтеграторного цеха тампонажных смесей (с использованием местных химических отходов) производительностью до 50000 т в год.

Учёные кафедры бурения при непосредственном участии О.К. Ангелопуло предложили и разработали технологию космического эксперимента «Тампонаж», часть которого была выполнена космонавтами на транспортном корабле Т-12. Эксперимент позволил установить решающую роль сил гравитации при фор-

17

мировании структуры и различных дефектов цементного камня (в условиях невесомости монолитный камень не образовался).

Несмотря на высокую занятость, Олег Константинович Ангелопуло консультировал технологов из Метростроя по совершенствованию глинистых растворов, «ракетчиков» по предотвращению набухания глинистых пород, «торфяников» по процессу горения торфа. Он постоянно повышал свою квалификацию, в частности, прошёл двухмесячную стажировку в Великобритании, много раз выезжал читать лекции в зарубежные вузы и участвовал во многих международных научных конференциях.

18

ВОСПОМИНАНИЯ КОЛЛЕГ

Доцент В.П. Балицкий. В 1980 г. летом я в первый раз поехал руководить студенческой практикой в г. Оренбург. В то время между объединением Оренбурггазпром и нашим вузом был заключен договор о сотрудничестве, в соответствии с которым, наши студенты проходили ознакомительную и производственную практику на предприятиях этого объединения, в частности, в Оренбургском УБР. Не всегда все проходило гладко. И если с производственной практикой проблем почти не было (в период отпусков кадровых сотрудников студентов временно зачисляли на их рабочие места, инструктировали по технике безопасности и распределяли в буровые бригады), то для ознакомительной надо было отрывать квалифицированных сотрудников УБР от их основных производственных обязанностей на занятия и экскурсии со студентами, выделять автотранспорт для поездок на буровые, производственные базы и другие объекты. От руководства УБР во многом зависело, насколько интересными будут мероприятия студенческой практики. Я очень надеялся, что О.К. Ангелопуло по пути в Казахстан, где он продолжал внедрять свои научные разработки, заедет в Оренбург и поможет с организацией практики. И действительно, на второй день нашего пребывания в Оренбурге Олег Константинович приехал в УБР, где его все знали, и детально согласовал план практики. Больше никаких проблем у меня не возникало.

Через несколько лет Олег Константинович стал деканом факультета, где я уже работал в качестве заместителя. Его отличала удивительная работоспособность и доброжелательность и к студентам, и к сотрудникам деканата. Практически всю работу по составлению различных отчетов и справок он взял на себя, в периоды пиковых нагрузок оставался на работе после окончания рабочего дня и не просил об этом сотрудников. Все делал добро-

19

совестно и в срок. Много работал со студенческими организациями, стараясь им помочь, развивал студенческое самоуправление в общежитии, делал все возможное для создания нормальных условий проживания студентов. Очень не любил отчислять студентов за неуспеваемость. Требовал от своих заместителей контакта с родителями отстающих студентов, чтобы возможное отчисление не было для них неожиданностью. Вскоре Олег Константинович поручил мне читать его курс «Технология бурения нефтяных и газовых скважин». Для меня это было непростым испытанием, однако помощь Олега Константинович была всесторонней. Он предоставил мне все материалы по лекциям и практическим занятиям, консультировал меня, передавал дополнительные материалы и статьи для этого курса.

Профессор В.М. Подгорнов. По окончании нашего института и языковых спецкурсов я был распределён на кафедру бурения нефтяных и газовых скважин и направлен в Алжирскую Народную Республику. После возращения из Алжира в 1966 г. у меня, как ассистента кафедры, была большая аудиторная нагрузка, которая требовала много времени на подготовку к занятиям, свободного времени практически не оставалось. Возможности серьёзно участвовать в научно-исследовательской работе на кафедре не было. В это время О.К. Ангелопуло был на кафедре в должности доцента и активно занимался научно-исследовательской работой, связанной с бурением сверхглубоких скважин в Казахстане. Как-то при обсуждении проблем вскрытия бурением подсолевых отложений Прикаспийской впадины О.К. Ангелопуло поделился идеей использовать хемогенные толщи насыщенных рассолов неорганических солей с конденсированной фазой в качестве структурообразующей основы буровых растворов. Эту идею мы многократно обсуждали, «химичили» в лаборатории до тех пор, пока не нашли приемлемого решения. В результате я

20