Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Путилов Коммертсиализатсия текхнологиы и промышленные инноватсии 2014

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
12.11.2022
Размер:
12.43 Mб
Скачать

па: импорт технологий, локализация и закрепление самообеспеченности.

Во время реализации первого этапа необходимые технологии приобретались у компаний, обладающих опытом в реализации проектов сооружения объектов атомной энергетики. Компания Bechtel предоставляла инженерные услуги для АЭС Kori 3-4 и YGN 1-2. Французские компании, такие как EdF, Framatome и Alstom, предоставляли услуги для АЭС UCN 1-2, а канадские компании AECL и CANATOM предоставляли услуги для проекта АЭС Wolsong 2, 3 и 4. Компания KOPEC принимала участие в проектно-конструктор- ских работах в качестве субподрядчика иностранных компаний, которые выполняли функцию архитекторов-инженеров.

Во время реализации второго этапа средством локализации приобретенных технологий и достижения самообеспеченности для KOPEC был проект сооружения АЭС Wolsong 2, 3 и 4. Компания KOPEC подписала контракт на передачу технологий с фирмой Sargent & Lundy (S&L) и Южной Корее была передана техническая информация, включая документацию и программное обеспечение. При проведении проектно-конструкторских работ по АЭС YGN 3-4 компания Sargent & Lundy отвечала за первоначальный проект, а KOPEC – за окончательный вариант проекта. Для расширения технических возможностей KOPEC проводила консультации при передаче технологий. Во время этого периода было передано порядка 13 миллионов страниц технической документации и 300 компьютерных программ, также прошли обучение 650 человек, 550 из которых – теоретическое (аудиторное), а 100 – обучение на рабочем месте.

Во время реализации третьего этапа дорожной карты KOPEC попыталась упрочить самообеспеченность путем использования и улучшения переданных технологий. Сооружение корейских стандартных атомных электростанций, таких как АЭС UCN 3-4, YGN 5-6 и UCN 5-6, осуществлялось с постепенным усовершенствованием проекта. Реактор CANDU-PHWR в Южной Корее рассматривается в качестве дополнительного типа реактора. На основе опыта по проектированию ректоров типа PWR была начата агрессивная стратегия по достижению самообеспеченности по тяжеловодной технологии PHWR. Для успешного осуществления передачи технологий была принята схема совместной разработки проек-

− 251 –

тов, а также обучение на рабочем месте и передача проектной документации и программного обеспечения через контракт на передачу технологий между KAERI и канадской компанией AECL (с проектом АЭС типа CANDU).

Таблица 9

Дорожная карта реализации соглашений по передаче технологий

Компания

Сфера передачи технологий

Период

Приме-

 

 

 

чания

 

Производство

 

 

 

– корпус реактора, внутриреакторные

 

 

 

конструкции, механизм привода стерж-

май 1981

 

Westing-

ней системы управления и защиты

 

ядерного реактора

-

СЛ

house

– парогенератор, компенсатор давления

май 1991

 

 

ядерного ректора, насос для охладителя

 

 

 

реактора

 

 

 

– клапаны, баки, топливные рейки

 

 

 

Производство

 

 

Frama-

– корпус реактора, парогенератор,

фев. 1983

СП

tome

компенсатор давления ядерного ректора

-

– Гидроемкость, бак для ввода раство-

фев. 1993

 

 

 

 

ра борной кислоты

 

 

 

Проектирование элементов АЭС,

 

 

 

Производство и управление проектами

 

 

 

– корпус реактора, внутриреакторные

 

 

CENP

конструкции механизм привода регули-

май 1978

 

рующих стержней ядерного реактора

-

СЛ

 

– парогенератор, компенсатор давления

май 2007

 

 

ядерного ректора

 

 

 

– топливозаправочное оборудование и

 

 

 

т.д.

 

 

СЛ – соглашение о лицензии, СП – соглашение о производстве

Помимо включенных в дорожную карту и приведенных в табл. 9 документов, необходимо отметить следующие соглашения:

– Соглашение о передаче лицензии и технологий для проектирования ЯППУ и активной зоны ядерного реактора (июнь 1987 –

− 252 –

май 1997): Westinghouse предоставила возможности локализации в двух категориях – техническая информация и справочная информация. Любая технология, ограничения на передачу которой накладывала третья сторона, не включались в соглашение о локализации. По этому соглашению были переданы документация, патенты, программное обеспечение, были предоставлены возможности проведения консультаций, обучения и участия в научных исследованиях и разработках.

Соглашение о передаче лицензии и технологий для проектирования элементов ЯППУ и их производства (июнь 1987 – май 1997): Doosan получила от Westinghouse технологии, необходимые для проектирования элементов ЯППУ, их производства и в целом для управления проектом. Соглашение распространялось на все проекты PWR, которые были разработаны или будут разработаны в течение периода действия соглашения. Соглашение было пролонгировано до 2007 г.

Лицензионное соглашение по технологии PWR (июнь 1997 – май 2007): заменило заключенные ранее соглашения на передачу технологий по проектированию ЯППУ, конструкции топлива и активной зоны ядерного реактора, и на передачу технологий по проектированию и производству элементов ЯППУ. Westinghouse предоставил KEPCO/KHNP и другим сторонам соглашения

(KEPCO E&C, KAERI, DOOSAN, KEPCO NF) права и лицензии на технологии в их сферах деятельности.

Также были заключены соглашения между компанией Sargent & Lundy и KEPCO E&C по проектированию и инжинирингу АЭС и между GE и Doosan на проектирование и производство элементов генератора.

После достижения самообеспеченности Корея начала экспортировать технологии. В декабре 2009 г. Южная Корея и ОАЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве, которое, помимо прочего, предусматривало сотрудничество в сфере атомной энергетики и возможность сооружения АЭС в ОАЭ. Хотя Южная Корея и ОАЭ не дали четкого определения «стратегическому партнерству», очевидно, что его ключевым аспектом является развитие экономического сотрудничества с акцентом на сотрудничество в сфере атомной энергетики и нефтегазовой сфере, а также военное сотрудничество.

253 –

Также 27 декабря 2009 г. консорциум под руководством KEPCO выиграл тендер на сооружение АЭС в ОАЭ. Сумма контракта на строительство, ввод в эксплуатацию и загрузку топлива на 4 блока АЭС составляет порядка 20,4 млрд долларов.

В марте 2010 г. KEPCO заключила с Hyundai and Samsung кон-

тракты на строительство первых блоков на сумму 5,59 млрд долларов и контракт с Doosan Heavy Industries на 3,9 млрд долларов на постройку четырех реакторов. Общая стоимость АЭС включая инфраструктуру и финансирование составит около 32 млрд долларов.

Южная Корея обязалась во время сооружения АЭС проводить обучение эмиратского технического персонала. С июля по август 2010 г. 48 студентов из ОАЭ прошли месячное обучение по эксплуатации атомного оборудования. В сентябре 2011 г. KEPCO и Институт прикладных технологий ОАЭ (и ряд других эмиратских учебных заведений) приняли решение создать трехгодичных курс для обучения персонала, который будет принимать непосредственное участие в эксплуатации эмиратских АЭС. 17 сентября 2014 г. 46 студентов из ОАЭ завершили курс обучения в США, Великобритании и Южной Корее.

К 2015 г. KEPCO также предоставит ОАЭ два симулятора АЭС, предназначенные для тренировки операторов АЭС, на сумму в 23 млн. долларов. Поставки данного оборудования является частью контракта на сооружение АЭС.

Проект, предлагаемый для АЭС Барака, – это южнокорейский проект APR-1400 с референтностью на строящихся в Южной Корее АЭС Shin Kori 3-4. В свою очередь, этот проект основан на амери-

канском проекте «System 80+» от Combustion Engineering.

Таблица 10

График сооружения в ОАЭ четырехблочной АЭС «Барака»

 

 

 

Тип

 

Мощность

 

 

Начало

 

Пуск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реактора

 

 

 

строительства

 

 

«Барака – 1»

 

 

APR-1400

 

1400

 

 

июль 2012

2017

 

«Барака – 2»

 

 

APR-1400

 

1400

 

 

май 2013

2018

 

«Барака -3»

 

 

APR-1400

 

1400

 

2014

 

2019

 

«Барака – 4»

 

 

APR-1400

 

1400

 

2015

 

2020

 

Всего:

 

 

 

 

5600 МВт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

− 254 –

 

 

 

 

 

 

Предназначенный для Объединенных Арабских Эмиратов вариант APR-1400 модифицирован с учётом местных требований и особенностей площадки. Например, ОАЭ требуют, чтобы блоки выдерживали падение крупного пассажирского авиалайнера, поэтому стены контеймента (защитной оболочки) и вспомогательных зданий утолщены по сравнению с корейским вариантом. Также были увеличены конденсационные установки и расширены холодные и горячие каналы для забора и сброса морской воды и прочее.

Корейские атомщики не только построят АЭС «Барака» (рис. 49), но и будут отвечать за её эксплуатацию. В состав созданного в Корее консорциума входят KHNP (строительство, контрактация и эксплуатация), KEPCO (проектная часть), Hyundai/Samsung (строительство), Korea Plant Service and Engineering (ремонт и об-

служивание) и Korea Nuclear Fuel (фабрикация ядерного топлива). На услуги в сфере головы топливного цикла (природный уран, конверсия и обогащение) эмиратская электроэнергетическая компания ENEC подписала серию контрактов с такими компаниями, как Тех-

снабэкспорт, AREVA, Rio Tinto, Uranium One, Converdyn и URENCO. Westinghouse и Toshiba получат заказы по части системы управления и защиты, Doosan Heavy Industries поставит на станцию турбинное оборудование. KEPCO ожидает получить прибыль от оплаты сооружения АЭС, контракта на 60 лет на замену оборудования, эта компания будет участвовать и в эксплуатации АЭС.

Рис. 49. Общий вид АЭС «Барака» (ОАЭ) после завершения строительства

− 255 –

18% акций эксплуатирующей компании Nawah Energy, которую планируется создать в 2017 г., будет принадлежать KEPCO. Также обсуждаются дополнительные контракты на эксплуатацию и обслуживание АЭС на сумму порядка 20 млрд долларов.

В качестве части корейского тендерного предложения правительство Южной Кореи приложило письмо о намерениях по финансированию проекта. Пакет по финансированию включает инвестиции, прямые кредиты, гарантии по долговым обязательствам компаний, а также льготные кредиты корейским поставщикам. Условия кредита, предоставляемого на 23 года, весьма мягкие: процентная ставка от 1,75% до 2,6% и полные государственные гарантии по рискам проекта.

У Южной Кореи относительно низкие издержки исполнения проекта, что является явным конкурентным преимуществом. Корейские реакторы APR-1400 – самые недорогие ядерные реакторы в мире (overnight cost примерно на 60% меньше, чем у французского EPR и китайского AP-1000). Согласно оценкам экспертов, даже учитывая стоимость привлечения капитала в 10% и адаптацию проекта реактора под эмиратские условия, стоимость APR-1400

оказалась всего на 3040% больше цены сооружения аналогичного реактора в самой Южной Корее. Таким образом, неудивительно, что стоимость сооружения АЭС корейским вендором оказалась значительно ниже других предложений. (Хотя ценовые параметры окончательных предложений и не разглашаются.) Подобная цена сооружения АЭС критикуется даже в самой Корее, где оппозиционная партия заявляет, что данное соглашение экономически нецелесообразно. По мнению корейских экспертов не следует ожидать, что Южная Корея в будущем будет предлагать заказчикам настолько выгодные цены, как в ОАЭ. Однако заказчики будут ожидать аналогичных условий контрактов, что может поставить Южную Корею в сложное положение, учитывая ограниченность ее финансовых ресурсов. Кроме того, Южная Корея разрабатывает для европейского рынка, особенно – Финляндии, реактор APR-

1400-EUR .

Южная Корея сотрудничает с Иорданией в сфере сооружения первого в Иордании исследовательского реактора и обучения персонала. В марте 2010 г. Иордания заключила соглашение на 130 млн долл. на поставку исследовательского реактора. Korean

− 256 –

Atomic Energy Research Institute (KAERI) и компания Daewoo будут заниматься строительством реактора в иорданском университете

Jordan University of Science and Technology (JUST). Ожидается, что ректор будет введен в эксплуатацию в 2015 г. Корея согласилась финансировать большую часть проекта, предоставив льготный кредит на 70 млн долл.

Самообеспеченность в сфере атомных технологий в Республике Корея была достигнута благодаря хорошо продуманной политике и ее должному осуществлению на практике.

Рис. 50. Динамика развития атомных энерготехнологий в Южной Корее

На основе корейского опыта эффективной динамики реализации дорожной карты по локализации производственных возможностей и передаче технологий (рис. 50) можно заключить, что ключевыми факторами достижения самообеспеченности являются:

разработка долгосрочного национального плана по достижению самообеспеченности в сфере атомных технологий;

подписание контрактов на сооружение АЭС вместе с отдельными соглашениями, предусматривающими конкретные направления передачи технологий;

разработка и внедрение плана по стандартизации АЭС.

На первом этапе необходимо разработать долгосрочный план по достижению самообеспеченности. Крайне важно создать рамочный план, описывающий все относящиеся к проекту отрасли промышленности в атомной сфере, включая энергокомпании. Рамочный план должен включать описание типа контракта, объема работ, сферы передачи технологий и перечень приоритетов, учитываю-

− 257 –

щий возможности трудовых ресурсов, производительность труда и доступную материально-техническую базу указанных отраслей атомной сферы.

Второй фактор должен быть отражением ориентации технической политики на достижение самообеспеченности с начальной стадии разработки контракта. Это означает, что Приглашение к участию в тендере должно содержать требование к вендорам о предоставлении детализированной программы передачи технологий. Более надежный метод получения лицензии на необходимые технологии – заключение отдельного контракта на передачу технологий. В этом случае генеральным подрядчиком может быть отечественный вендор. Однако метод передачи технологий нужно определять после надлежащей проверки и оценки условий подобных соглашений, в частности – вопросов ответственности, гарантий и страхования. Поскольку сфера атомных технологий весьма широка, крайне сложно достичь самообеспеченности по всем их направлениям за короткий период времени. Следовательно, важно установить порядок приоритетов по достижению самообеспеченности в различных областях атомных технологий, однако это необходимо сделать после того, как энергокомпания-заказчик разработает план по достижению самообеспеченности и после тщательного изучения всех относящихся к данной сфере обстоятельств.

К передаче технологий по проектированию ЯППУ обычно относят проектные требования, первоначальный и детализированный проект, анализ безопасности, требования к сооружению или установке, принципы и требования к проведению пусковых и «предэксплуатационных» испытаний, проектирование элементов АЭС и требования и регламенты. В передачу технологий по архитектурноинженерным работам входят техническое задание на проектирование, первоначальный проект (включая функциональную диаграмму

ифункционально-технологическую схему), детальные чертежи, включая схему трубопроводов, и стресс-тесты. К управлению проектами относятся планирование и разработка графиков, внутренние

ивнешнее управление коммуникациями, контроль затрат, лицензирование, управление закупками, обеспечение и контроль качества и управление строительством.

Развивающим атомные технологии странам рекомендуется проводить совместные работы по проектированию и сооружению АЭС

258 –

после или параллельно с обучением и передачей технической информации и программного обеспечения по контрактам на передачу технологий (табл. 11, 12). По мере того, как благодаря передаче технологий, совместному проведению работ, самообучению (воспроизведение проекта и создание макетов проекта) и научным исследованиям и разработкам будут расти технические возможности отечественной промышленности, необходимо внедрять и улучшать приобретенные технологии. В странах, где несколько АЭС сооружаются последовательно в рамках долгосрочного национального плана развития электроэнергетической сферы, достижению технологической самообеспеченности будет способствовать стандартизация АЭС.

Рис. 51. Общая схема локализации производственных возможностей по оборудованию при создании АЭС

− 259 –

Стадия подготовки технической документации: фирмы Hanjung и CENP заключили соглашение о передаче технологий, включавшее передачу технической документации и программного обеспечения, обучение на рабочем месте, активное участие в работах, техническую поддержку и консультирование. Области передачи технологий: проектирование элементов АЭС, производство, управление проектом.

Таблица 11

Объемы технической документации и программного обеспечения (единицы измерения – набор)

Сфера

Техническая

Программное

документация

обеспечение

 

Проектирование элементов АЭС

8

66

Производство

3

-

Управление проектом

2

2

Всего

13

68

Таблица 12

Динамика обучения персонала на различных этапах реализации проекта создания АЭС (единица измерения – обученных человек в месяц)

Сфера

Обучение на

Активное уча-

Консульти-

 

Всего

 

рабочем месте

стие в работах

рование

 

 

Проектирование

132

726

57

 

915

элементов АЭС

 

 

 

 

 

 

Производство

32

-

253

 

285

Управление про-

41

-

106

 

147

 

ектом

 

 

 

 

 

 

Всего

205

726

416

 

1 347

В целом к ключевым факторам успешной локализации относятся:

-разработка стабильной долгосрочной программы локализации;

-обеспечение эффективного обучения и участия в проведении работ;

260 –

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]