Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
11. Антропология.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
19.10.2022
Размер:
48.07 Кб
Скачать

4. Проблема эмоциональных контактов и их значения для формирования ребенка в различных культурах.

Эмоциональная активность абсолютно доминирует в самом раннем периоде развития ребенка , играя существенную роль на всех последующих этапах становления индивида в онтогенезе. В эмоциональной стороне развития детей центральным является образование дружеских уз, привязанности.

Привязанность важнейшее качество человека, дающее ему возможность образовывать длительные связи.

Наиболее четко применительно к детям феномен привязанности выделила представитель неофрейдизма К. Хорни. Она отмечала наличие у ребенка явно выраженной потребности «любить и быть любимым», которая проявляется в активном стремлении к общению с окружающими.

Взаимоотношения детей с родителями (прежде всего, с матерями) долгое время были предметом исследований психиатра и психолога Дж. Боулби. Боулби познакомился с работами К. Лоренца по «импринтингу» (запечатлеванию, выбору в качестве родителя движущегося существа или даже предмета, попавшего в поле зрения родившегося животного) у животных, впервые и работал над созданием «теории привязанности». В 1969 г. вышел его фундаментальный труд «Привязанность», в котором он дал оригинальную трактовку образованию тесных уз любви и привязанности. Важным моментом его теории является использование «импринтинга» у животных в качестве аналогии и средства интерпретации привязанности.

[Ранее привязанность трактовалась как просто зависимость (привыкание) или удовлетворение импульсно рефлекторной потребности в голоде - в детстве, в сексе -во взрослом состоянии.]

Дж. Боулби определяет привязанность как «качество (способность) людей образовывать прочные аффективные взаимоотношения друг с другом».

Данная способность, одновременно являющаяся и потребностью, формируется и наиболее ярко проявляется в раннем детстве. Ребенок активно ищет общения с окружающим миром, стремится всеми средствами заставить взрослых или более старших детей общаться с ним. Как уже отмечалось, на первых месяцах жизни формируется «комплекс оживления» (радостно-аффективная реакция на появление знакомого взрослого).

Эмоциональное общение с ребенком ведет к установлению прочных связей с близкими (родителями, братьями, сестрами, бабушками, дедушками). Ребенок очень хочет общаться с людьми, и в то же время он учится налаживать эмоциональные связи с ними. Этот бесценный опыт пригодится ему в последующем развитии. Отсутствие достаточного внимания к ребенку, недостаток общения с ним ведут к трудностям индивида в коммуникации, ряду психологических проблем во взрослом состоянии (прежде всего, это касается женщин ПОЧЕМУ??).

Боулби подчеркивал насущную необходимость дальнейших разнообразных исследований. Исследования Дж. Боулби, М. Айнсворт и других первооткрывателей анализа аффективных взаимодействий сделали привязанность неотъемлемой частью психологии, этологии человека и психологической антропологии.

В 70-90-х годах XX в. была расширена сфера применения теории привязанности. Одним из важнейших направлений исследования Дж. Боулби было изучение особенностей поведения детей, изолированных от близких (матери) или получавших недостаточное внимание и общения со стороны окружающих в силу сложившихся обстоятельств (госпитализм).

Затрагивал Боулби и проблему отношения детей к незнакомым. Указанные аспекты взаимодействия детей и взрослых стали одним из важнейших предметов анализа «этологии человека».

Так, в первой коллективной работе по этологии детства, вышедшей в 1972 г. под названием «Этологические исследования поведения детей», имеется раздел, посвященный последствиям разделения матери и ребенка. Авторы указанного труда подтвердили многие положения Боулби.

Дальнейшее развитие изучение проблем, связанных с привязанностью, получило в фундаментальном труде «Этология человека. Задачи и границы новой дисциплины» (1979). В нем четыре статьи посвящены проблемам, связанным с ранним детством и привязанностью.

В 1985 г. опубликована книга Л. Мальсона «Дети-дикари. Мифы и реальность», в которой рассматривается множество случаев жизни детей с животными. Еще раз был подтвержден тезис, что ребенок может стать человеком только в окружении себе подобных. В этом состоит кардинальное отличие человека от остального животного мира. Любое животное, попавшее к человеку, при правильном уходе за ним не меняет, а только модифицирует свой образ жизни и может даже впоследствии продолжить жизнь в дикой природе. Более того, одно животное может выкормить другое и это не существенно скажется на особенностях его жизнедеятельности: воспитанная курицей кошка останется кошкой, и никем другим. (В Таиланде успешно был проведен классический эксперимент, в котором тигрица выкармливала поросят, и наоборот.)

Таким образом, для нормального психологического и органического (биологического) развития ребенка необходимо человеческое окружение, с которым он активно взаимодействует.

По мнению Э. Фрески и С. Кюльсар, «потребность в сообщности кажется первичной и не требует никакого научения».

Дж. Боулби отмечал предпрограммированность образования аффективных связей в результате появления другого человека.

К. Тревартен предпочитала говорить об инстинкте к кооперации и сотрудничеству, проявляющемся в первые недели жизни.

Из феномена маугли следует возможность образования теснейших эмоциональных связей между дикими животными и человеком. Именно благодаря этому обстоятельству на ранних стадиях человеческой истории было возможно приручение диких животных.

Американский психологический антрополог Ф.Л.К. Хсю определяющую роль в концепции этнической идентичности уделял общению с «кругом близких» и удовлетворению эмоциональных потребностей человека. Решающую роль в становлении человека для Хсю играет удовлетворение потребности в близких людях [в различных формах удовлетворения этой потребности он видит основное различие между Западом и Азией].

Еще одним важным аспектом изучения привязанности явилось придание особого статуса проблеме эмоционального взаимодействия с природным окружением. Именно привязанность можно считать основой чувства солидарности, которое объединяет общность людей. Более того, есть однозначные фактические доказательства, что именно в религиозных ритуалах традиционного общества чувство единства получает более концентрированную форму. Привязанность в детстве, социальные привязанности в более позднее время подготавливают и облегчают вхождение в транс в ритуальных церемониях. Тем самым данное качество повышает эффективность действия ритуалов как на психологический статус участников, так и на их органические процессы.

Существенный вклад в интерпретацию привязанности и сопутствующей ей коммуникации внесло открытие нейрохимического коррелята комфортности и чувства сплоченности -эндорфинов (эндогенных опиатов). Образование эмоциональных связей (привязанности) способствует функцинированию эндорфинной системы, которая, в свою очередь, осуществляет разнообразную регуляцию систем организма индивида. Эндорфинные опиаты непосредственно участвуют в создании ощущения комфортности и радости общения.

Длительное изучение коллективных (массовых) ритуалов позволило ученым сделать вывод о том, «что опыт социальной идентификации (такой, как переживание сообщности) имеет мобилизующее воздействие на эндогенную активность и, наоборот, вызываемая ритуалами эндогенная опиатная активность поддерживает социальную идентификацию. Естественно, что основа всех этих процессов лежит в формировании аффективных эмоциональных связей в детстве.

Изучение разнообразных аспектов привязанности привело к еще одному интересному следствию. Имеется в виду переориентация объектов привязанности в процессе онтогенеза индивида. Безусловно, главным и основным на всю жизнь остается круг значимых других (родных, близких и т. д.). Нередко в этот круг включаются и домашние животные. Уже в детстве в процессе индивидуального развития, которое первоначально осуществлялось под воздействием сенсомоторного (эмоционального) взаимодействия, «роль внутренних представлений становится выдающейся, и символические знаки или ментальные образы могут занять место "реальных" людей». Соответственно те же самые процессы, которые происходили в реальном общении, могут происходить в ментальном плане.

субъективные переживания или действия с образами в ментальном плане в определенной степени могут влиять на биологические структуры организма так же, как и события, взаимодействия, происходящие во внешней реальности.

Приведу простой пример подобных явлений - сновидения. Во сне мы полностью верим в реальность происходящего, соответствующим образом и реагируем. В психологическом плане в детстве образуется привязанность к героям сказок, книг, кинофильмов. Дети искренне переживают за судьбу героев, желают им помочь.

  • Привязанность, таким образом, является также фундаментом для восприятия детьми искусства и основой развития чувств сопереживания другим людям.

  • Привязанность играет существенную роль в воспроизводстве культурного типа жизнедеятельности (особенно в аспекте развития действия с образами) и при вхождении в культуру в детстве.

Соседние файлы в предмете Антропология