Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Субъективное благополучие личности.docx
Скачиваний:
69
Добавлен:
30.09.2022
Размер:
135.85 Кб
Скачать

Субъективное благополучие личности

Пандемия коронавируса стала неприятной неожиданностью для всей планеты. Большое количество людей находятся на карантине или в вынужденной самоизоляции. Всё это, в сочетании с потоком информации о пандемии, вызывает стресс. В подобные периоды исследования благополучия характеризуются особой актуальностью ввиду снижения социально-экономического благополучия населения, которое в свою очередь приводит к увеличению показателей неудовлетворенности социальным и экономическим положением и является причиной для некоторых людей начать поиски «более счастливого места», что способствует увеличению миграции, уходу от действительности, формированию аддиктивного поведения и т.д. Кризисы изменяют внутреннюю картину благополучия человека, которая относительно устойчива в стабильные периоды. Таким образом, исследования благополучия в кризисные периоды приобретают особое значение.

Начиная с 60-х гг. XX века ученых стала привлекать проблема позитивного психологического функционирования, которое соотносилось с представлением о существовании личности как уникальной целостности, обладающей неповторимым жизненным опытом и внутренним миром.

Первым, кто теоретически обосновал проблему психологического благополучия, стал американский психолог Н. Бредберн в 1969 году. Он описал благополучие в терминах, отражающих состояние счастья или несчастья, субъективного ощущения общей удовлетворённости или не удовлетворённости жизнью. Им также было показано, что благополучие – это баланс, достигаемый постоянным взаимодействием двух видов аффекта – позитивного и негативного, который проявляется в виде общего ощущения удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью [8]. Таким образом, понятие благополучия смешивается с понятием удовлетворенности. Это ключевое понятие для группы подходов к пониманию благополучия, получивших название гедонистических (от эпикурейского понятия hedonia).

Продолжая исследования в рамках гедонистического подхода, Эдом Динер вводит понятие «субъективного благополучия» (Subjective Well Being – SWB), которое состоит из трех компонентов: приятные эмоции, неприятные эмоции и удовлетворение. Таким образом, автор вводит новый компонент – удовлетворение – как когнитивную составляющую, т.е. интеллектуальную оценку удовлетворенности различными сферами своей жизни. В свою очередь, два оставшихся компонента образуют эмоциональную составляющую. Все три компонента в итоге образуют субъективное благополучие [3]. В данном случае, автор отмечает разницу в эмоциональной и когнитивной оценке своей жизни человеком, объясняя это тем, что принятие или непринятие событий жизни, оценка их с отрицательной и положительной точки зрения всегда имеет под собой соответственно окрашенную эмоцию.

Таким образом, Э. Динер определяет «субъективное благополучие» как переживание положительных эмоций, низкий уровень неприятных эмоций и высокий уровень удовлетворённости жизнью [15].

С позиции данного подхода рассматривает благополучие и Р.М. Шамионов, определяя его как собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности [23].

Шамионов Р.М. отмечает, что субъективное благополучие человека складывается из следующих компонентов: модусов материального пополнения, личностного и социального самоопределения, личностного благополучия, физического и психологического здоровья, профессионального самоопределения и роста.

Хотя положительные эмоции и оптимизм оказывают благотворное влияние на жизнь индивида как в целом, так и на отдельные её сферы, экстремально высокие уровни счастья могут иметь отрицательное влияние. Люди, которые полностью удовлетворены текущей ситуацией, с меньшей вероятностью захотят достигать новых результатов, например, заработать больше денег или получить более высокий уровень образования.

Этот вывод приводит ко второму подходу в понимании благополучия, согласно которому, оно представляет собой нечто большее, чем просто переживание счастья, и опирается на несовпадение счастья и благополучия, т.е. мнение людей о том, что они счастливы, ещё не означает, что они психологически благополучны. Согласно этому подходу, благополучие представляет собой не результат и не конечное состояние, а процесс реализации индивидом своего потенциала. Этот подход к исследованию явления «благополучия» носит название эвдемонистического (от eudaimonic - термина, используемого Аристотелем для описания наиболее высокого из человеческих чувств).

В рамках эвдемонистического подхода получила развитие теория самодетерминации, предложенная Ричардом Райаном и Эдвардом Деси в 2000 году, согласно которой благополучие индивида зависит от удовлетворения трёх базовых психологических потребностей: в автономии, компетентности и взаимосвязи с другими людьми [13].

Другую точку зрения на благополучие высказывает М. Селигман. По его мнению, основными компонентами благополучия являются положительные эмоции, смысл, вовлеченность, достижения (успех, победы, свершения) и хорошие отношения с людьми [10]. Последний компонент напрямую связан со всеми предыдущими компонентами, потому что прочно сцеплен со смыслом жизни человека, взаимодействует с достижениями, сопутствует положительным эмоциями и вовлеченности.

Ещё одной из наиболее известных концепций в рамках эвдемонистического подхода считается концепция психологического благополучия Кэрол Рифф. Она разработала собственную теорию, которая в своей основе содержит концепции психологического благополучия, связанные с позитивным психологическим функционированием (теории К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта). Проанализировав данные концепции, К. Рифф выделила шесть компонентов психологического благополучия [17]:

  1. Автономия

  2. Управление окружающей средой

  3. Личностный рост

  4. Позитивные отношения с окружающими

  5. Самопринятие

  6. Цель в жизни

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что под эвдемонистическим благополучием понимается: осознанное, осмысленное существование, переживание ценности собственной жизни, оптимизм по отношению к будущему, самореализация потенциала и самосовершенствование, способность справляться со своей повседневной деятельностью, вовлеченность в деятельность, понимание и принятие самого себя, позитивные взаимоотношения с людьми, спокойствие, энергичность, уверенность в собственных силах [21].

Как можно увидеть, в теоретическом плане эвдемонистический и гедонистический подходы сильно отличаются друг от друга. Однако, в последнее время получает распространение мнение о том, что благополучие индивида содержит как гедонию, так и эвдемонию. При этом гедония в психологических терминах характеризуется как позитивный аффект или удовольствие, а эвдемония, по существу, означает переживание жизни как полноценной, значимой, привлекательной [1].

В формировании психологического благополучия важную роль играют и личностные ресурсы человека. В.А. Бодров определяет понятие «ресурсы» как физические и духовные возможности человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов или стратегий поведения для предотвращения или купирования стресса [2].

К этим ресурсам могут относиться: жизнестойкость, способность совладения со стрессом, локус контроля, ценностные ориентации, тип темперамента и многое другое [4].

С. Мадди, ученик Гордона Олпорта и Генри Мюррея, в качестве одного из главных ресурсов, влияющих на использование копинг-стратегий, предлагает конструкт «жизнестойкость» (hardiness). Он трактует жизнестойкость как паттерн структуры навыков и установок, позволяющий превратить изменения в окружающей действительности в возможности человека [19].

Обозначить термин «hardiness» в русском варианте как «жизнестойкость» предложил Д. А. Леонтьев. Этот вариант перевода придал термину значимую эмоциональную окраску. Сам термин «жизнестойкость» является достаточно привлекательным, поскольку состоит из эмоционально насыщенного слова «жизнь» и психологического свойства, выраженного термином «стойкость».

Жизнестойкость включает в себя три компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска. Вовлеченность представляет собой «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности.

Контроль - убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска - убежденность человека в том, что всё с ним случившиеся, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, был ли этот опыт позитивным или негативным. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать и в отсутствие надежных гарантий успеха [6].

С. Мадди различает регрессивное и трансформационное совладание со стрессом. Трансформационное совладание, в отличие от регрессивного, подразумевает открытость новому, готовность действовать и активность в стрессовой ситуации. Он описывает пять основных механизмов, благодаря которым проявляется буферное влияние жизнестойкости на развитие заболеваний и снижение эффективности деятельности [11]:

  • оценка жизненных изменений как менее стрессовых;

  • создание мотивации к трансформационному совладанию;

  • усиление иммунной реакции;

  • усиление ответственности по отношению к практикам здоровья;

  • поиск активной социальной поддержки, способствующей трансформационному совладанию.

В соответствии с этим С. Мадди разрабатывает модель жизнестойкости, в которой жизнестойкость является ядром системы.

Таким образом, жизнестойкость, являясь системой установок, проявляясь, воздействует на ресурсы совладания через повышение самоэффективности. Люди, обладающие высокими показателями жизнестойкости, испытывают ощущение компетентности чаще, имеют высокую когнитивную оценку, хорошо развитые стратегии совладания и испытывают меньше стрессов в повседневной жизни [22].

Опросник «Шкала психологического благополучия» к. Рифф

В процессе анализа работ К.Г. Юнга, Э. Эриксона, А. Маслоу, К. Роджерса и изучения выделяемых ими аспектов позитивного функционирования личности Кэрол Рифф сформулировала 196 утверждений для шести шкал и провела пилотажное исследование на выборке в 320 человек. Анализ данных позволил ей отобрать утверждения, наиболее тесно связанные между собой и наиболее точно выявляющие каждый из шести компонентов. В результате количество утверждений сократилось до 120, при этом внутренняя согласованность шкал осталась высокой (α-Кронбаха=0.83 –0.91). Таким образом, была создана методика “Шкала психологического благополучия” (Scales of Psychological Well-Being) [7].

В 1995 году К. Рифф и К. Кейз опубликовали экспресс-вариант с 18 утверждениями, который разработан для масштабных исследований и телефонных интервью. Поскольку утверждения для экспресс-варианта выбирались исходя из необходимости наиболее полного концептуального охвата компонентов психологического благополучия, данный вариант обладал невысокой внутренней согласованностью (α-Кронбаха =0.37–0.59).

В последующие годы были созданы варианты, содержащие 84 и 54 утверждения. Наиболее распространённой является версия из 84 утверждений, в которой на каждую из 6 шкал приходится по 14 утверждений.

В 2002 году в дипломной работе А.М. Абдразяковой был осуществлен перевод методики на русский язык. На основе этого перевода Т.Д. Шевеленкова и Т.П. Фесенко в 2005 году адаптировали методику на русский язык. Адаптация была проведена на выборке 272 человек - жителей Москвы и Мурманска. В выборку входили студенты и работники промышленных предприятий. Все испытуемые имели образование не ниже среднего специального. В выборку входило 110 мужчин и 162 женщины, в возрасте от 18 до 59 лет, средний возраст - 29 лет. 

Методика прошла стандартные процедуры проверки надежности и валидности. В частности, был использован метод прямой самооценки психологического благополучия по условной шкале от 0 до 10 (абсолютно неблагополучен – полностью благополучен), и полученные оценки сопоставлялись со стандартизированными индексами психологического благополучия по результатам методики. Однако психометрические свойства методики не были высокими (α-Кронбаха =0.20–0.23 для двух из 14 шкал) [20].

В 2007 году Л.А. Пергаменщик и Н.Н. Лепешинский предложили свой вариант адаптации методики К. Рифф, стандартизация которого проходила на выборке из 575 военнослужащих мужского пола (343 курсанта военного учебного заведения и 232 военнослужащих срочной службы в возрасте от 17 до 26 лет; средний возраст испытуемых 20 лет). В их исследовании психометрические показатели были достаточно хорошие (α-Кронбаха = 0.63–0.80 для шкал из 14 пунктов) [16].

В 2011 году Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной была проведена адаптация варианта с 54 утверждениями. Методика была стандартизирована на выборке, состоящей из 510 девушек и женщин от 15 до 70 лет, проживающих в г. Санкт-Петербурге и г. Сосновый Бор Ленинградской области. Проверка психометрических свойств методики показала, что полученные результаты требуют незначительной доработки (α-Кронбаха = 0.63 – 0.75).

Во всех трёх вышерассмотренных методиках бланк методики представляет список утверждений. Испытуемому необходимо выразить степень своего согласия или несогласия с тем или иным утверждением, поставив отметку на шкале, содержащей шесть возможных градаций - от «Абсолютно согласен» до «Абсолютно не согласен». Респонденту необходимо выбрать наиболее подходящую градацию и зачеркнуть ее кружочком или подчеркнуть.

Стандартная инструкция имеет такое содержание: «Предлагаемые вам утверждения касаются того, как вы относитесь к себе и своей жизни. Мы предлагаем вам согласиться или не согласиться с каждым из пред­ложенных утверждений. Обведите цифру, которая лучше всего отражает степень вашего согласия или несогласия с каждым утверждением. Помните, что правильных или неправильных ответов не существует».

Утверждения опросника имеют как прямой (позитивный), так и обратный (негативный) смысл относительно характеристик психоло­гического благополучия. Например, пункт 5 — «Мне приятно думать о том, что я совершил в прошлом и надеюсь совершить в будущем» — прямо связан с такой характеристикой благополучия, как «Цели в жизни». Согласие с этим утверждением будет свидетельствовать в пользу того, что испытуемый обладает жизненными целями и жизнь его осмысленна. Напротив же, согласие с пунктом 29 — «Мои повсед­невные дела кажутся мне банальными и незначительными» — будет указывать на недостаточное чувство осмысленности жизни, т.е. в дан­ном случае утверждение имеет обратную связь с характеристикой «Цели в жизни». Подобная конфигурация опросника была создана для того, чтобы нивелировать негативные эффекты, возникающие при недостаточной искренности испытуемых при заполнении теста.

Обработка результатов сводится к подсчету набранных баллов и переводу баллов в нисходящую шкалу в тех случаях, когда пункт имеет обратную связь с базовой характеристикой благополучия. Набран­ные баллы суммируются в шкалы. Кроме этого, авторы считают возможным рассчитать индекс общего психологического благополучия, который определяется путем суммирования баллов, полученных по всем шести шкалам теста.