Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Dissertaciya_Fayzullin_R.V.-1

.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
2.45 Mб
Скачать

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Сибирский федеральный университет»

На правах рукописи

Файзуллин Руслан Вагизович

КАТЕГОРИЯ ДОЛЖНИКА ПО ПРАВУ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Специальность: 12.00.03 – Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата

юридических наук

Научный руководитель – кандидат юридических наук, доцент Шишмарева Т.П.

Красноярск – 2022

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ДОКТРИНЫ О ДОЛЖНИКЕ ПО ПРАВУ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

РОССИИ И ГЕРМАНИИ

21

§1. Теоретические и исторические основы исследования понятия должника

по праву несостоятельности (банкротства) России и Германии

21

§2. Современные подходы к исследованию понятия должника по праву

несостоятельности (банкротства) России и Германии

49

2.1. Современные представления о должнике в праве

несостоятельности

(банкротства) России

49

2.2. Современные представления о должнике в праве несостоятельности

(Insolvenzrecht) Германии

87

§3. Особенности теоретических исследований категории должника с использованием понятий конкурсоспособности и несостоятельноспособности (Insolvenzfähigkeit) по праву несостоятельности (банкротства) России и

Германии

109

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИЗНАНИЯ ДОЛЖНИКАМИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СУБЪЕКТОВ ПО ПРАВУ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) РОССИИ И

ГЕРМАНИИ

145

§1. Теоретические и практические проблемы признания юридических лиц должниками по праву несостоятельности (банкротства) России и

Германии

145

§2. Теоретические и практические проблемы признания отдельных категорий физических лиц должниками и лицами, выступающими на стороне должника, по праву несостоятельности (банкротства) России и

Германии

180

2.1. Признание недееспособных, не полностью дееспособных и умерших физических лиц должниками по праву несостоятельности (банкротства)

России и Германии

180

2.2. Признание

участников общей собственности должниками и лицами,

выступающими

на стороне должника, по

праву несостоятельности

(банкротства) России и Германии

210

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

266

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

279

2

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы диссертационного исследования проявляется в

следующих аспектах.

Социально-экономический аспект. Действие рыночных законов, в том числе не связанных с общеэкономическими или отраслевыми кризисами, неизбежно приводит к появлению среди участников имущественного оборота субъектов, не способных в полном объеме исполнить обязанности перед кредиторами, претендующими на удовлетворение своих требований за счет имущества, принадлежащего указанным субъектам.

Вситуации нахождения лица в трудном экономическом положении механизм несостоятельности (банкротства), направленный в итоге на прекращение долговых правоотношений между должником и его кредиторами, то есть на урегулирование именно материальных взаимосвязей между названными субъектами, предоставляет в рамках особой процедуры функциональные юридические рамки для восстановления способности субъекта к осуществлению расчетов со своими кредиторами либо для наиболее полного удовлетворения требований кредиторов, сопровождающегося исключением лица из сферы правовых отношений или временным ограничением возможности вступления лица в новые юридические отношения. Наряду с изложенным, правовые средства, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве), выполняют социально-реабилитирующую функцию в отношении субъектов, оказавшихся по разным причинам в сложной ситуации, не позволяющей им продолжить надлежащее погашение своих обязательств, дозволяя освободиться от непосильного долгового бремени.

Врезультате обеспечивается справедливая завершенность имущественных правоотношений, снижается социальная напряженность и обеспечивается общая экономическая стабильность и устойчивость отношений в государстве. Применительно к последнему аспекту в современной юридической литературе имеет место тенденция к расширению

3

сферы применения режима несостоятельности (банкротства): все больше сторонников обретает идея допустимости процедуры несостоятельности самого государства.

В рамках правовых отношений несостоятельности (банкротства) категория должника имеет определяющее значение для решения вопросов о допустимости возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве), о лицах, участвующих в правоотношениях несостоятельности на стороне должника, и предоставляемых им для этого юридических возможностях, об имуществе, включаемом в состав конкурсной массы и реализуемом в интересах кредиторов, о юридических действиях, которые могут быть предметом оспаривания, о кредиторах, управомоченных на реализацию своих экономических и юридических интересов в процедурах несостоятельности, о применении в деле о банкротстве процедур, направленных на преодоление неплатежеспособности лица, и (или) на реализацию его имущества и распределение вырученных средств, о правомерности освобождения от непогашенных долгов и др.

Таким образом, именно через категорию должника закрепленные в законодательстве модели введения и проведения процедур, применяемых в деле о несостоятельности, наполняются конкретным содержанием, обретают определенную структуру и задачи реализации.

Доктринальный аспект. Категория должника как лица, участвующего в деле о несостоятельности, является одной из наиболее значимых в науке права несостоятельности (банкротстве)1. Изучение этого правового явления имеет концептуальное значение для построения непротиворечивой системы законодательного регулирования отношений несостоятельности (банкротства).

1 Применительно к правовой системе Германии термин «право несостоятельности» (Insolvenzrecht) является общепризнанным и обозначает совокупность всех правовых предписаний, действующих в официальном, урегулированном государством производстве, проводимом для прекращения имущественных отношений и отношений по привлечению к ответственности в случае экономического краха должника.

Вопрос о месте правил, регулирующих отношения несостоятельности (банкротства) в системе права и в системе законодательства России, относится к числу дискуссионных. Не вдаваясь в дискуссии по данному вопросу, отметим, что, по нашему мнению, термин «право несостоятельности» равным образом допустим для обозначения соответствующего элемента в системе права и (или) в системе законодательства.

4

К примеру, если должник – это определенное лицо, вступившее ранее в имущественные долговые обязательства и либо приведшее свои дела в упадок, а потому не способное теперь произвести расчеты со своими кредиторами, либо оставившее своим правопреемникам имущество, недостаточное для удовлетворения требований всех кредиторов указанного лица, то именно с фигурой данного субъекта, даже несмотря на то что к моменту возбуждения дела он возможно уже утратил правосубъектность, должны быть связаны последствия возбуждения дела о банкротстве, в том числе определяться состав конкурсной массы и круг оспоримых сделок. При этом возникает необходимость в определении правового статуса лиц, обладающих субъективными правами на реализуемое в деле о банкротстве имущество, но неплатежеспособными или несостоятельными не являющихся и (или) не признанных таковыми. Если же должник в производстве по делу о несостоятельности – это не первоначальный должник в материальных долговых правоотношениях, а тот, кто признается носителем имущественной массы, которая с точки зрения материального права служит источником удовлетворения требований определенной группы кредиторов, то должниками в правоотношениях несостоятельности должны быть признаны, к примеру, наследники умершего должника, его супруг, также должны быть допущены конструкции замены должника и множественности лиц на стороне должника.

За последние несколько лет вопросы, связанные с изучением понятия должника в производстве по делу о несостоятельности по законодательству России, привлекли к себе повышенное внимание со стороны доктрины. В частности, оживленные обсуждения вызвали вопрос о правовой природе способности лица быть признанным банкротом, проблемы процедуры несостоятельности (банкротства), возникающие в случае смерти должника - гражданина либо признания банкротом одного из супругов или их обоих.

Вместе с тем целостные теоретические представления о должнике в российской доктрине до настоящего момента не сложились.

5

Неразработанность категории должника не позволяет разрешить проблемы, существующие в законодательстве и правоприменительной практике.

Правоприменительный аспект. Проведенный в рамках настоящего диссертационного исследования анализ судебной практики демонстрирует существенный рост общего числа споров по делам о банкротстве. По ряду вопросов арбитражные суды занимают противоположные позиции, к примеру, о возможности возбуждения дела о банкротстве в отношении не полностью дееспособного лица.

Недостаточность законодательной регламентации отношений с участием должника и лиц, участвующих в деле о банкротстве на стороне должника, не способствует формированию единообразных правовых позиций в судебной практике по конкретным делам о банкротстве, что препятствует реализации принципа правовой определенности и обеспечению стабильности имущественного оборота.

Повышение эффективности правоприменительной деятельности при разрешении споров с участием неплатежеспособного или несостоятельного должника находится в непосредственной связи с уровнем теоретической разработанности проблемных вопросов категории должника. Результаты исследования, проведенного в настоящей работе, могут быть учтены в рамках судебного толкования, осуществляемого арбитражными судами в делах о несостоятельности (банкротстве).

Правотворческий аспект. На настоящий момент на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации находится проект Федерального закона № 1263425-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принятие данного законопроекта ознаменует начало существенного реформирования российского законодательства о несостоятельности (банкротстве). Вместе с тем многие вопросы, тесно связанные с категорией должника, отражения в указанном проекте не нашли: к примеру, в контексте характера задолженности должника по-прежнему

6

предполагается использовать неудачное понятие «требование об оплате труда», отсутствует специальная регламентация прав и обязанностей супруга гражданина - должника, без внимания оставлен вопрос соотношения правил об удовлетворении требований кредиторов умершего должника, закрепленных в гражданском законодательстве и законодательстве о несостоятельности (банкротстве).

В свете обсуждаемой реформы российского законодательства изучение содержания иностранного регулирования в области несостоятельности также приобретает важное значение.

Кроме того, в российской юридической литературе с целью дальнейшего развития и совершенствования российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) предложено обратиться к опыту и достижениям в сфере правовой регламентации отношений несостоятельности зарубежных стран. Основываясь, в частности, на исторически сложившейся тесной связи между правом России и Германии и наличии в правопорядках этих государств общих признаков, обусловленных принадлежностью их правовых систем к системам романо-германского типа, в науке конкурсного права Российской Федерации сделан вывод о потенциальной успешности имплементации немецких юридических конструкций в правопорядке России и применения в российском праве выработанных доктриной и судебной практикой Германии механизмов разрешения спорных вопросов участия должника в правоотношениях несостоятельности.

Многие из возникших в современном российском праве проблем, связанных с должником в деле о банкротстве, решены в германском правопорядке. По этой причине обращение к достижениям права несостоятельности Германии теоретически может способствовать урегулированию проблемных вопросов, свойственных праву несостоятельности России. Однако до настоящего времени в российских исследованиях не проводился анализ сложившихся в доктрине о несостоятельности России и Германии представлений о должнике в деле о

7

банкротстве, не выявлены исторически сложившиеся признаки данного понятия. Кроме того, несмотря на то что в германском праве действительно успешно применяется иная, отличная от российской, модель правового регулирования вопросов, касающихся должника, участвующего в правоотношениях несостоятельности, в российских научных работах ранее не производилось подробное критическое осмысление обоснованности и продуктивности реализации предложений о заимствовании положений права несостоятельности Германии в праве несостоятельности России.

Степень научной разработанности темы исследования. На сегодняшний день опубликовано несколько диссертационных исследований, авторы которых обращались к понятию должника в деле о банкротстве по законодательству России. А.А. Каримов (Правовое регулирование несостоятельности индивидуального предпринимателя, 1997), Е.В. Чиркунова (Особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) граждан в арбитражных судах, 2001), Е.С. Юлова (Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, 2004) в своих диссертационных исследованиях рассматривали особенности правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства), возникающих в делах о банкротстве отдельных категорий должников: индивидуальных предпринимателей, граждан, кредитных организаций соответственно. При этом собственно категория должника предметом изучения в названных диссертационных работах не являлась. В работе С.С. Галкина (Правовое положение должника - юридического лица в российском законодательстве о банкротстве, 2016) исследовано правовое положение должника - юридического лица в российском законодательстве о банкротстве, а в диссертации Л.М. Алфёровой (Конкурсная правосубъектность должников - физических лиц: особенности реализации отдельными категориями граждан, 2017) предметом исследования являлось понятие и особенности реализации конкурсной правосубъектности отдельными категориями граждан.

8

Авторы указанных диссертационных работ рассматривали в первую очередь не саму категорию должника, а особенности правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) с участием должника, некоторые нюансы правового статуса должника в деле о банкротстве. Кроме того, предметом изучения в приведенных исследованиях являлись лишь отдельные категории должников.

Применительно к диссертационным и монографическим публикациям, посвященным проблемам несостоятельности в праве Германии, следует отметить, что опубликованные российскими учеными работы либо посвящены специальным вопросам германского права несостоятельности, затрагивающим категорию должника лишь косвенным образом (Трушников С.С. Возбуждение производства по делам о несостоятельности в России и Германии, 2006), либо носят общий характер, не позволяющий представить понятие должника, его сущностные признаки и особенности в полном объеме (Шишмарева Т.П. Институт несостоятельности в России и Германии, 2015).

Таким образом, системное диссертационное исследование, раскрывающее существующие в праве России подходы к категории должника, излагающее общие признаки данной категории, а также представляющее проблемы несостоятельности отдельных категорий должников, выполнено впервые. Кроме того, настоящая работа отражает результаты комплексного, систематического изучения понятия должника, проведенного на основе законодательства, теории и судебной практики Германии.

Избранный сравнительно-правовой характер анализа обусловлен прежде всего незавершенностью разработки фундаментальных категорий российского права несостоятельности, к числу которых может быть отнесено и понятие должника в деле о банкротстве.

Развитие учения о должнике в отношениях несостоятельности по законодательству России вплотную подошло к оценке адекватности

9

традиционной модели конструирования понятия должника через призму концепции должника как конкретного субъекта, чьи действия способствовали ухудшению его имущественного положения и возникновению ситуации несостоятельности, и перехода к иной модели законодательного регулирования, опирающейся не на определенного субъекта - должника, а на наличие имущества, пригодного к тому, чтобы быть использованным для удовлетворения требований кредиторов. Последнее обстоятельство обусловлено появлением в российском праве норм о банкротстве наследственной массы, а также во многом потребностями в разрешении практических трудностей, связанных с несостоятельностью одного или обоих супругов.

Целью диссертационной работы является формирование целостного научного представления о категории должника по праву несостоятельности (банкротства) России и Германии, разработка и обоснование концепции лица, участвующего в деле о банкротстве на стороне должника, для ситуаций, когда объектом взыскания со стороны кредиторов выступает имущество, находящееся в общей собственности должника и других лиц.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

выявить теоретические и исторические основы исследования правовой природы категории должника как лица, участвующего в процедуре несостоятельности, в российском и немецком праве;

раскрыть современные подходы к исследованию категории должника по праву несостоятельности (банкротства) России и Германии, выявить конститутивные признаки категории должника в рамках данных подходов;

раскрыть юридическую конструкцию конкурсоспособности в российской доктрине и несостоятельноспособности (Insolvenzfähigkeit) в немецкой науке;

10