Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Исаков В Б Госпереворот Парламентские дневники 1992 1993 Специально для системы -1.rtf
Скачиваний:
14
Добавлен:
14.05.2022
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Нужен враг Чем хуже, тем лучше

Распустить Съезд народных депутатов и Верховный Совет! Созвать вместо них Учредительное собрание! - подобные заявления едва ли не ежедневно раздаются с газетных страниц и экранов телевизоров. По стандартам западных демократий, которым мы в меру сил пытаемся подражать, любое из них вполне "тянет" на подстрекательство к мятежу, насильственному изменению конституционного строя. Со всеми вытекающими... Но прокуратура, имеющая богатый опыт расследования и преследования по аналогичным делам, на сей раз хранит глубокое молчание. Еще бы! Ведь призывы к государственному перевороту исходят из высших правительственных сфер...

Людям вбивают в голову, что неприятие новой Конституции и какое-либо ограничение прав президента повлечет неизбежный крах реформ и немедленный развал государства. Давайте разберемся. В горячке дискуссий как-то выпало из поля зрения то обстоятельство, что в России, слава Богу, есть Конституция. А вот удастся ли принять новую - большой вопрос.

Под грохот праздничного салюта по поводу подписания Федеративного договора и звон фужеров, видимо, было недосуг объяснить народу, что единого Федеративного договора как такового нет - есть три разных договора с субъектами Федерации, закрепивших существенные различия в их правовом статусе. Что при подписании договоров республики, края и области сделали далеко не второстепенные оговорки. Что две республики так и не подписали Договор и не считают себя связанными его положениями. Другими словами, пройдено в лучшем случае полпути. И разрушать в подобных условиях действующую Конституцию - крайне рискованно.

Нет единства мнений и по вопросу о модели власти: президентская или парламентская республика? Предыдущие делегирования президенту "дополнительных полномочий", в том числе законодательных, явно не оправдали надежд: результатом был бесконтрольный рост исполнительных структур, расползание коррупции, потеря управляемости в государстве. Даже самые рьяные апологеты и сторонники президента сегодня выражают беспокойство по поводу сосредоточения власти в одних руках. Но оказывается - опять мало. Б. Ельцин выступает за введение "минимум на два года" президентского правления и намерен твердо стоять на этом.

Налицо второй раунд игры под названием "Чем хуже, тем лучше", которая велась в свое время против союзной власти. Тогда российское руководство действовало с ней в явной противофазе - решения блокировались, саботировались, не выполнялись. Стремительно нарастали развал в экономике, конфронтация в обществе, но все претензии возмущенного народа переадресовывались "преступному центру". Сегодня найдены новые враги: "консервативные депутаты", "старая номенклатура", "красно-коричневые". И логичное объяснение всех неудач: "Опять мешают президенту! Опять не дают работать!"

Как переводится "шахрай"?

Кто такой Сергей Михайлович Шахрай объяснять не надо: в рейтинге имен, наиболее часто упоминающихся в печати, он занимает одно из первых мест. Случилось так, что наши пути пересеклись довольно давно - около десяти лет назад. Я тогда был назначен председателем жюри всесоюзного конкурса, С. Шахрай приехал в Свердловск в качестве руководителя команды МГУ. Молодой, толковый, острый на язык аспирант тогда многим запомнился. Познакомились, переговорили и на годы потеряли друг друга из виду.

Следующая встреча - уже в Москве, при подготовке 1 Съезда народных депутатов. Уже в этих предварительных дискуссиях Шахрай проявил себя как знаток парламентской процедуры, яростно отстаивающий ее демократические принципы. Был замечен, его кандидатуру предложили на высокий пост председателя комитета ВС по законодательству. И по-моему не ошиблись - Шахрай энергично взялся за дело, явно прибавив оборотов капризной и сложной законодательной машине.

Власть меняет человека, но редко - в лучшую сторону. Вот и у Шахрая искусство юридической аргументации стало плавно и незаметно переходить в искусство юридической манипуляции. Стенограммы заседаний Верховного Совета хранят прихотливые извивы его логики, когда позиция менялась на противоположную в зависимости от того, что было выгодно в данный момент. Незаконные, юридически несостоятельные решения по статусу Москвы, по российскому референдуму (там был обнаружен прямой подлог!) - во многом заслуга Шахрая. А на 4 Съезде случился настоящий скандал: обнаружилось, что ряд поправок к Конституции (законопроект готовил и докладывал Шахрай) фальсифицированы. По требованию депутатов был размножен и роздан аутентический текст. Скандал с трудом замяли.

Прорезались и скрытые, зревшие под спудом черты характера - амбициозность, обидчивость, неравнодушие к благам земным и особенно - к тем самым "презренным" привилегиям, в борьбе с которыми депутаты обещали не жалеть живота своего. Не будучи избранным заместителем председателя Верховного Совета, Шахрай тем не менее занял роскошный зампредовский кабинет, одним из первых прибрал к рукам опустевшие министерские апартаменты в Архангельском...

Огромная разрушительная работа была проведена С. Шахраем по проекту Союзного договора. В качестве полномочного представителя России на переговорах, я имел неосторожность пригласить его в Морозовку, где шли предварительные встречи и консультации. Полуторачасового разговора С. Шахрая с представителями автономий хватило для того, чтобы довести ситуацию до точки кипения. Весь оставшийся день мне пришлось успокаивать обидчивых "регионалов", чтобы удержать их от немедленного отъезда.

Выработанный в Морозовке вариант Союзного договора был "задушен в объятиях" тем же Шахраем: поправка за поправкой - и вот уже документ приведен в неузнаваемый вид. На 3 Съезде народных депутатов был размножен и роздан именно его, шахраевский вариант: предполагалось, видимо, что депутаты, притомившись от дискуссий, не станут особенно вникать, кто автор проекта и за какой же вариант они голосуют. И лишь принципиальная позиция председателя редакционной комиссии позволила избежать этой неприглядной манипуляции.

Отдадим должное: принятие Закона о Конституционном Суде РСФСР в немалой степени заслуга С. Шахрая. Его энергия и настойчивость помогли разработать и принять этот сложнейший законопроект в сравнительно короткие сроки. Но вот ведь парадокс: первые грубые нападки на Конституционный Суд в связи с его принципиальной позицией последовали опять же из уст С. Шахрая.

Уйдя в президентские структуры, став членом правительства, С. Шахрай превратился в одного из самых ярых критиков парламента, сторонником его роспуска. Но вот Верховный Совет вознамерился, наконец, выполнить закон о разделении законодательной и исполнительной власти. Шахрай - поворот на 180. Оценив ситуацию, он сдает министерский портфель, предпочитая сохранить депутатский мандат. Сам президент прислал письмо, заступился за любимца.

Считал и считаю С. Шахрая человеком незаурядным: ему свойственны редкая работоспособность, чувство стиля законодательного акта, умение ярко и убедительно излагать свои аргументы. В отличие от многих других, он окружает себя толковыми людьми. И вместе с тем - приспособленчество, беспринципность, пренебрежение к людям. Политик новой формации?