Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Исаков В Б Госпереворот Парламентские дневники 1992 1993 Специально для системы -1.rtf
Скачиваний:
24
Добавлен:
14.05.2022
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Президентская монархия

Подлинный шедевр, жемчужина, по сравнению с которой меркнет все остальное - раздел о президенте Российской Федерации.

Статья 80: "Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина... принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определяет основные положения внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов." Перечень прав и полномочий президента звучит волшебной музыкой и занимает не одну страницу. Для того чтобы это не слишком бросалось в глаза, его разделили на множество статей.

Согласно проекту, президент замыкает на себя практически все кадровые полномочия: представляет предложения о назначении председателя правительства, председателя Центрального банка, судей Конституционного, Верховного, Арбитражного и всех иных федеральных судов, Генерального прокурора, формирует администрацию, назначает своих полномочных представителей (уже дважды ликвидированных Съездом) на места, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, а также дипломатических представителей (послов) в иностранных государствах и при международных организациях.

Можно сказать короче: президент может все - и в этом не будет ни преувеличения, ни полемического перебора.

Особый вопрос - взаимоотношения президента и правительства. Согласно проекту Конституции, президент провозглашается главой государства, но формально освобождается от функций главы исполнительной власти. Однако вот что интересно: реальный объем его полномочий по руководству правительством при этом не уменьшается, а увеличивается. Президент, как отмечалось, представляет на утверждение в парламент кандидатуру председателя правительства, без всякого согласования и лишних формальностей назначает его заместителей и федеральных министров и освобождает их от должности. Чтобы прекратить раз и навсегда разговоры о проматывании государственных средств, неоправданном разбухании госаппарата, вопросы структуры и штатов правительственных органов также переданы в компетенцию президента. Теперь его проштрафившиеся "соратники" и сошедшие с орбиты политические звезды смогут приземляться на запасные аэродромы с полным комфортом. И за государственный счет.

В случае же, если правительство проявит строптивость или пойдет "не туда", президент имеет полное право отправить его в отставку. А заодно и Государственную думу, если та посмеет за него заступиться (статья 116).

Результат подобной конструкции можно не прогнозировать - он уже налицо. Это кадровая чехарда в правительстве, полная его закрытость, расцвет коррупции на всех уровнях власти, спесь и высокомерие чиновников. Правительство - важнейший атрибут государственной власти - низведено до роли заштатной канцелярии, исполняющей капризы и прихоти президента и его коррумпированного окружения.

Помимо контроля над исполнительной властью, проект Конституции наделяет президента широчайшими законодательными полномочиями. Статья 90 предусматривает: "Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения в соответствии с полномочиями, возложенными на него Конституцией" - то есть практически по любым вопросам. Правда, эта же статья глухо оговаривает, что указы президента "не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам". А что если все же противоречат, как это сплошь и рядом происходит сегодня? А ничего. Президентская присяга (статья 82) не предусматривает для президента обязанности соблюдать законы. И ответственности за нарушение - тоже. Впрочем, новой войны законов и указов вряд ли следует опасаться, поскольку парламент по новой Конституции полностью подмят президентом и сможет существовать лишь при условии, если будет безропотно обслуживать монаршую (то бишь президентскую) волю. В общем, все как в добрые, еще дореволюционные времена.

Резкая критика в связи с вторжением президента в прерогативы судебной власти была учтена весьма своеобразно: слово "арбитр" с витрины сняли. Все же остальное осталось на месте.

В случае спора между органами государственной власти, президент вправе выступить посредником в этом споре (статья 85). А как же суд, который в любой стране - орган разрешения споров? Если согласие не достигнуто, президент может передать дело на рассмотрение суда. Но не обязан. Может держать его под сукном в собственной канцелярии сколь угодно долго.

С таким же с хитрым шахраистым прищуром регулируется вопрос об отмене актов органов исполнительной власти. Вместо прямой отмены записали "президент приостанавливает", но срок приостановления не указали и обязанности передать дело в суд - тоже. Вопрос на засыпку: "приостановить навсегда" и "отменить" - это одно и то же или не совсем?

По Сеньке - шапка, а по правам - ответственность. Огромные права президента предполагают столь же высокий уровень его ответственности. Ничего подобного в Конституции нет. Единственное "наказание" для президента - его отрешение от должности. Вот как выглядит в новой Конституции эта процедура: вопрос об отрешении вправе инициировать группа депутатов, численностью не менее трети от их общего числа; после этого Государственная дума образует комиссию для изучения фактов (естественно, с участием как противников президента, так и сторонников, иначе не объективно); по результатам работы комиссии Государственная дума большинством в две трети голосов выдвигает против президента обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления и обращается в Верховный суд за заключением о наличии в действиях президента признаков преступления (судьи этого суда, напомню, назначаются по представлению президента); после того как заключение получено, другая палата, Совет Федерации, запрашивает заключение Конституционного суда о соблюдении процедуры выдвижения обвинения (судьи этого суда также назначаются по представлению президента); после этого Совет Федерации большинством в две трети голосов должен принять решение об отрешении президента. На все про все установлен трехмесячный срок. Не уложились - проиграли, решение об отрешении считается отклоненным.

Отнюдь не склонен ратовать за простоту и легкость отрешения от должности президента. Конечно же, президент должен быть защищен от переменчивых настроений в парламенте (равно как и парламент от президента). Но предлагаемая в проекте юридическая конструкция не просто сложна - она издевательски невыполнима. По ней невозможно отрешить никого и никогда. Вручая президенту всю полноту власти, позволяя ему вмешиваться в любую сферу жизни общества, работу правительства, деятельность судов, президентская Конституция предусматривает для него одну лишь форму ответственности - перед Господом Богом.