Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Братко А Г Финансовый мониторинг в системе противодействия легализации преступны-2.rtf
Скачиваний:
19
Добавлен:
14.05.2022
Размер:
2.99 Mб
Скачать

4.2. Обобщенная финансовая схема получения коррупционного дохода должностным лицом организации, уполномоченным распоряжаться какими-либо ее активами

Суть схемы заключается в следующем*(404): должностное лицо организации, используя свои полномочия, обеспечивает незаконное отчуждение каких-либо ее активов в пользу ее контрагента, c которым установлены официальные отношения. За это представитель последнего передает упомянутому должностному лицу или аффилированным с ним лицам незаконное вознаграждение, которое образует коррупционный доход.

И должностное лицо, и представитель контрагента действуют в соответствии с ранее достигнутыми между ними неформальными договоренностями.

Ключевые элементы коррупционной схемы*(405): организация, выступающая главным источником формирования коррупционного дохода (далее - Источник КД), и возможные получатели коррупционного дохода, в том числе:

- коррупционер - должностное лицо организации, которое уполномочено распоряжаться какими-либо подвластными ему ее активами и злоупотребляющее своими полномочиями в корыстных целях;

- организации, которые находятся под контролем этого коррупционера;

- родственники коррупционера, либо иные физические лица, имеющие близкие с ним связи, возможные подконтрольные им организации;

- коррупционный доход;

- хозяйствующий субъект, вступивший в официальные отношения с Источником КД (далее - Контрагент источника КД);

- Взяткодатель - должностное лицо или собственник Контрагента источника КД или их представитель, которые имеют неформальную договоренность с коррупционером об определенных его преступных действиях (бездействии) и получении им незаконного вознаграждения за эти действия; организации, которые подконтрольны взяткодателю;

- официальные отношения, установленные между Источником КД и его контрагентом, которые порождают условия формирования коррупционного дохода.

Что касается практических рекомендаций по выявлению и анализу схем получения коррупционного дохода, то кроме рассмотрения обобщенной финансовой схемы получения коррупционного дохода, следует выявить характерные коррупционные признаки официальных отношений хозяйствующих субъектов в различных сферах деятельности.

4.3. Типологии отмывания должностными лицами коррупционных доходов

В литературе отмечается тот факт, что, несмотря на жесткие требования законодательства (как мирового, так и российского), расследования журналистов, органов борьбы с коррупцией, это явление не искоренено ни в нашей стране, ни в мире в целом. При этом характерно, что банки как агенты налогового, валютного и иного контроля в рамках ПОД/ФТ не всегда выполняют свои функции. Судя по различным публикациям в прессе и возбужденным уголовным делам, существуют разные подходы, но результат одинаковый. Денежные средства от коррупционных преступлений и действий обнаруживаются на самом высоком уровне во всех странах. По индексу Corruption Perceptions Index 2016 Россия из 176 стран занимает 29-е место (https://goo.gl/kjnj qB)*(406).

Характерно, что коррупционные преступления зачастую взаимосвязаны с предшествующим им отмыванием денег преступниками, поскольку для того, чтобы чиновник получил крупную взятку от мафиозных структур, эти деньги, чаще всего должны были быть где-то обналичены взяткодателями. Поэтому коррупция помимо прочего стимулирует мафиозные организации на совершения различных преступлений.

В одной из публикаций на эту тему написано, что при появлении чиновника с большими деньгами или его детей, супругов и других близких родственников из России в первоклассном банке Западной Европы, США, Скандинавии или Соединенного Королевства в соответствии с мировым законодательством они должны представить документы, подтверждающие происхождение денежных средств, и заполнить ряд анкет. Банки, как оказалось, вполне устраивают документы из России, позволяющие подтвердить легальность происхождения денег. И поэтому неслучайно МВФ, FATF, специалисты Группы "Эгмонт" и Вольфсбергской группы (объединяет следующие крупнейшие международные финансовые институты: ABN AMRO, Banco Santander Central Hispano, Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, Barclays, Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, HSBC, J.P. Morgan Chase, Societe Generale, UBS) не раз в своих рекомендациях для мировых и российских банков и правоохранительных органов ставили задачей проверять все сделки и способ заработка крупных состояний и транзакций. Потому что, как оказалось, многие сделки были притворными, схемы документального представления - фиктивными, что подпадало под понимание сомнительных и криминальных сделок. И проходили эти сделки не только через офшоры, но и через первоклассные банки мира (Deutsche Bank, Dresdner Bank, HSBC, Standard Chartered Bank, JPMorgan Chase, Bank of America и другие банки, уличенные в отмывании капитала через утечки в прессу)*(407). "Российские банки из топ-30, имеющие в уставе доли государства, тоже были замечены в таких сделках. Что же говорить о небольших и региональных банках, которые, как правило, принадлежат самим руководителям регионов или чиновникам высшего звена российской власти?"*(408) - пишет автор одной из публикаций на эту тему. Коррупция, по сути, подрывает банковскую систему и систему принятия решений в государственном аппарате.

Важное значение для выявления коррупции играют типологии. Они указывают на признаки коррупционных действий, зная которые можно выявить всю коррупционную схему. В литературе говорится о том, что на практике компании, и прежде всего - банку, бывает довольно сложно определить в большом потоке ежедневно совершаемых операций те из них, которые могут быть связаны с коррупционными расчетами, легализацией преступных доходов, иными преступлениями. Поэтому как раз анализ типологий позволяет выявлять такие операции на основе формальных признаков и определять дальнейшие необходимые действия, такие как анализ взаимосвязанных операций или запрос дополнительной информации у контрагента*(409).

Законодательство России и подзаконные акты предусматривают систему контроля за доходами и крупными расходами должностных лиц, которые замещают должности федеральной государственной службы. Речь идет о тех должностях, замещение которых связано с коррупционными рисками.

Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557 предусматривает Перечень, в котором обозначены должности в федеральных органах исполнительной власти, а также иные должности, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:

- осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

- предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

- осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

- подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);

- управление государственным имуществом;

- осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

- хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Они обязаны декларировать сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Туда входит следующая информация:

1. Сведения о доходах.

2. Сведения о расходах.

3. Сведения об имуществе, находящемся в собственности (недвижимое имущество и транспортные средства).

4. Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях.

5. Сведения о ценных бумагах (акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах, а также иные ценные бумаги).

6. Сведения об обязательствах имущественного характера (сведения об объектах недвижимого имущества, находящиеся в пользовании и срочных обязательствах финансового характера).

Кроме того, закон предусматривает обязанность для отдельных категорий должностных лиц декларировать свои и своих близких родственников доходы (расходы), имущество, а также и обязательства имущественного характера. При этом иногда должностные лица используют своих ближайших родственников, доходы которых не попадают под декларирование. Деньги поступают на счета таких родственников либо на счета контролируемых ими компаний. Те же используют их на покупку дорогих машин, недвижимости или движимого имущества. Иногда на такие деньги создается бизнес на дальнего родственника, и тот становится его номинальным владельцем*(410).

Вместо родственников могут использоваться иные доверенные лица, которые выступают в роли номинальных владельцев таких активов. В таких случаях бывает куда сложнее доказать, что активы принадлежат не номинальному, а реальному владельцу. Иногда такой коррупционный доход выводится за рубеж на счета оффшорной компании, которая принадлежит коррупционеру. Затем на эти выведенные денежные средства приобретаются ценные бумаги и другие активы, зарубежная недвижимость.

Поскольку выведенные активы не задекларированы, у финансового мониторинга появляется возможность сравнить их с незадекларированными доходами и тем самым выявить нарушение закона*(411).