Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Jemen-zemlya_ushedshikh_v_legendy_imenitykh_tsarstv

.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
2.19 Mб
Скачать

380

И. П. СЕНЧЕНКО. ЙЕМЕН

 

 

наделенному способностями управлять государством. Мужу справедливому, великодушному и благочестивому, щедрому и милостивому, смелому и отважному, способному блюсти власть в королевстве силой слова и меча своего (27).

В целях «удержания тишины и порядка» в Йемене имам Йахйа использовал инструмент заложников. В 1929 г., информировали советские дипломаты, в заложниках у себя имам удерживал до четырех тысяч человек из знатных семейно-родовых кланов, стоявших во главе крупных племен и межплеменных союзов (28).

О страничках истории Йемена времен Мутаваккилийского королевства читатель узнает, познакомившись со следующей частью этой книги.

XI

XX

Имам Йахйа ибн Мухаммад Хамид ад-Дин мечтал о возрождении Великого Йемена, с землями от Тихамы на востоке до Дофара на западе, и от Адена на юге до Хиджаза на севере. Его действия на этом направлении наталкивались на сопротивление со стороны Идрисидов на западе (в Тихаме), Са’удитов на севере и британцев на юге.

Он не признал англо-оттоманскую конвенцию о разграничении сфер влияния в Йемене (переговоры между Лондоном и Стамбулом проходили в 1902-1904 гг.), ибо заключена она была, как заявлял имам, между двумя иностранными державами, оккупировавшими Йемен и разделившими его на две части: Север и Юг. Действия Британской империи в южной части Йемена, а также в Красном море, где англичане прибрали к рукам острова Перим и Камаран, имам характеризовал как захватнические.

Союзниками англичан в схватке с турками за Йемен выступали Идрисиды, эмиры Асира. В 1915 г. британцы подписали с Идрисидами договор, по которому гарантировали им защиту при условии их совместных с ними действий против Турции. Стали снабжать правителя Асира оружием и деньгами (1).

Англичане полагали, что лучшим средством давления на имама в целях заставить его признать линию разграничения на юге, установленную англо-турецкой конвенцией, будет захват Ходейды,

382

И. П. СЕНЧЕНКО. ЙЕМЕН

 

 

ибо это отрежет владения имама от выхода к морю, отрицательно скажется на торговле и доходах, и сделает его более уступчивым. В декабре 1918 г. британские войска оккупировали Ходейду, и разместили там военный гарнизон. Имам выразил протест. Изложил его в личном послании королю Георгу V. Характеризуя действия англичан как незаконные, отмечал, что Ходейдой и землями вокруг нее суверены Йемена владели издревле, со времен седого прошлого. Известил о своем мнении по поводу вторжения англичан в Ходейду правительства Франции, Италии и США.

В начале 1919 г., в ответ на акции англичан по расширению своего влияния в княжествах Южного Йемена, имам Йахйа Хамид ад-Дин предпринял военный поход на Юг. Цель его состояла в том, чтобы возвратить и ввести в состав созданного им королевства земли девяти княжеств Южного Йемена, подпавших под британский протекторат. Англичане ответили броском на Тихаму. Реализовать задуманное имаму Йахйе не удалось.

Мнение англичан насчет того, «как быть дальше с имамом» разделилось. Британские колониальные власти в Египте, рассматривавшие данный вопрос на специальном заседании в Каире, в марте 1919 г., высказывались за «обладание Ходейдой на постоянной основе», за введение этого портового города в состав Аденского протектората. Находили уместной и своевременной деятельность «по наведению мостов» с недовольными имамом силами внутри королевства для его отстранения от власти. Аденская администрация, напротив, выступала за продолжение диалога с имамом, за возвращение ему Ходейды, но при одновременном с этим обретении порта Ас-Салиф с его богатым соляным промыслом. Возобладала точка зрения английской администрации в Индии – с акцентом на заинтересованности Британской империи в слабом и разобщенном Йемене, равно как и в такой же Аравии в целом. Подчеркивалось, что наличие на полуострове вообще и в Йемене в частности как можно большего числа мелких княжеств, поставленных под британский протекторат и не способных к совместным, скоординированным действиям против Британской империи, и есть главная задача политики Англии на Аравийском полуострове. Было решено, что, «откорректировав» разграничительную линию владений Аден-

ЧАСТЬ XI. ЙЕМЕН В XX СТОЛЕТИИ

383

 

 

ского протектората, от аннексии других территорий в Йемене пока воздержаться. Сосредоточить усилия на том, чтобы превратить имама Йемена и эмира Асира в сателлитов Британской империи,

впроводников ее политики в Юго-Западной Аравии и в бассейне Красного моря.

Смиссией по «установлению диалога» с имамом в г. Сана’а’ был направлен полковник Джекоб (Jacob). Судя по всему, наладить личные отношения с имамом ему удалось. Убедил он, похоже, его и в том, что никаких планов и намерений по обретению новых земель в Йемене у Британской империи нет. Миссия полковника дала результаты: были освобождены (согласно списку, представленному им имаму) английские подданные, которых удерживали в королевстве. Через какое-то время покинули Йемен 10 тысяч турецких военнослужащих (до этого имам не настаивал на их выводе из Йемена, имея в виду использовать «турецкую карту» в политико-ди- пломатическом покере с англичанами).

Однако, как только турки оставили земли, что они удерживали

вЙемене, в схватку за них тут же вступили имам Йахйа и эмир Асира. Последний из них начал активно консолидировать свою власть

вТихаме. Взял заложников практически у всех обитавших там племен, и собрал довольно мощный военный кулак. Имам, в свою очередь, занял Забид, и нацелился на Ходейду. Один из военачальников имама Йахий, ‘Али ибн Ахмад ал-Вазир, захватил земли шафиитов (последователей одной из суннитских религиозно-правовых школ, мазбахов) в Худжариййи.

Полковник Джекоб в очередной раз отправился в Сана’а’, чтобы попытаться убедить имама «отозвать племена», но был задержан

вБаджиле, что в 30 милях от Ходейды. Оказался в заложниках у одного из племенных вождей, неподвластного ни имаму, ни эмиру Асира. Пробыл в плену с августа по декабрь 1919 г. Высвободил его, заплатив выкуп, управлявший в то время Ходейдой английский политический офицер. Имам, к слову, сделать этого не смог.

Врельефно обозначившемся новом витке противостояния имама Йахйи с эмиром Асира англичане заняли сторону Идрисисидов. Покидая Ходейду, передали ее в управление эмира Асира, что, конечно же, отразилось на их отношениях с имамом. В 1922 г. он

384

И. П. СЕНЧЕНКО. ЙЕМЕН

 

 

совершил новый поход в Южный Йемен. Его войска захватили и разграбили несколько сел в окрестностях султаната Лахдж. Чтобы воспрепятствовать набегам арабов Севера на земли Аденского протектората, британцы установили военно-сторожевой пост в Навбат Дукайме, где сходились дороги из Дхалы и Таиза. Когда этот пост йеменцы-северяне обстреляли, то англичане предприняли военную операцию, и потеснили их оттуда. Кампанию, начатую имамом, пришлось свернуть.

Втом же 1922 г. правительство Йемена возродило древний исламский закон о сиротах, согласно которому еврейские мальчики и девочки до 12 лет считались «сиротами»; могли быть насильственно обращены в ислам и переданы на воспитание в семьи мусульман. Этот закон усилил поднявшуюся в 1920 г. вторую миграционную волну йеменских евреев.

В1922 г. рельефно обозначилась заинтересованность Франции

иИталии в распространении их влияния в Йемене. До открытия нефти на полуострове Йемен являлся одной из немногих самодостаточных стран Аравии. В то время как соседи имама Йемена, Ибн Са’уд в Неджде, король Хусейн в Хиджазе, саййид Идриси в Асире

исултан Маската, нуждались в британских субсидиях, имам вполне мог обойтись без них. Он не хотел уступать ни доли своей свободы. Говорил, что готов был даже есть солому, рассказывает Робин Бидвелл, нежили принять чью-либо помощь и, как следствие, – подпасть под чье-либо влияние извне. Считал, что предоставление концессионных прав иностранному государству чревато возможностью вооруженного вторжения этого государства в Йемен в критический для страны момент. Когда у него спросили, почему он отказал иностранной компании, предлагавшей ему заплатить 2 млн. долл. США за предоставление ей концессии на нефтепоисковые работы, имам ответил вопросом на вопрос. Поинтересовался у задавшего этот вопрос иностранного дипломата, знает ли он, во сколько бы потом обошлись ему, правителю Йемена, усилия по выпроваживанию концессионеров из его земель?!

В1922 г. в г. Сана’а’ прибыла специальная французская миссия. Суть предложения, сделанного имаму французами, состояла в том, чтобы заняться совместной торговлей кофе, забрав при этом в

ЧАСТЬ XI. ЙЕМЕН В XX СТОЛЕТИИ

385

 

 

свои руки его вывоз из Йемена. Взамен этого французы обязались поставлять имаму оружие и снаряжение. Ответа йеменской стороны на предложение французов не последовало; и миссия ни с чем возвратилась в Париж (2).

Ведя переговоры с администрацией Аденского протектората, имам, как доносили англичанам их агенты, вошел в сношения

справителями эмирата Байхан, султаната Йафа’ и района ЭльКутайба (Радфана), находившихся в сфере влияния британцев. И им стало ясно, что имам затеял двойную игру. Вскоре их выводы подтвердились. В ноябре 1923 г. имам заявил, что все договоры, заключенные англичанами относительно Южного Йемена, будь то

стурками, либо с правителями южнойеменских княжеств, не имеют никакой силы. Что касается турок, то их со всем основанием можно именовать оккупантами Йемена. Правители же княжеств Южного Йемена, вошедшие в договорные отношения с англичанами, являются субъектами Йеменского королевства. Хотя имам и не выдвинул при этом никаких требований в отношении Аденского протектората, но недвусмысленно дал понять, что будет настаивать на назначении им в протекторат судей. Заявил о своем праве направлять в султанаты-члены протектората своих чиновников, которые бы присматривали за доходами каждого из них и выступали арбитрами в урегулировании межплеменных споров.

Ситуация в стране оставалась напряженной. Имам Йахйа решительно подавлял вспыхивавшие мятежи племен, ратовавших за полную самостоятельность своих уделов, и целенаправленно расширял и укреплял свою власть в Йемене. В 1924 г. погасил выступление племен в восточной провинции Джавф. Также быстро усмирил взбунтовавшиеся племена в Джабаль Барате.

В1924 г. войска имама под командованием ‘Абдаллы ал-Ва- зира перешли разграничительную линию спорных с британцами территорий на юге и заняли султанаты Эль-Байда и Аудхали. Англичане отреагировали раздачей оружия лояльным им племенам и строительством взлетно-посадочной полосы у Шукры – в целях ее использования в действиях против вошедших в пределы протектората северян.

386

И. П. СЕНЧЕНКО. ЙЕМЕН

 

 

В 1925 г. имам жестко схлестнулся с племенем бану зараник в Тихаме. Восстав и одержав несколько побед над войсками имама, вождь этого племени обратился с петицией в Лигу Наций (1925), чтобы она признала даиру зараников (места обитания племени) независимым государством со столицей в Забиде (получил отказ). Потребовался целый год, чтобы усмирить зараников и навести в их даире «тишину и порядок».

Вооруженные стычки северян с англичанами, имевшие место в течение всего 1924 г., продолжились и в 1925 г. Самое тяжелое и кровопролитное столкновение произошло в феврале 1925 г. Сообщалось, что в ходе боев воины племени бану йафа’, выступившие на стороне англичан, потеряли 800 человек убитыми, а северяне – 400 человек.

Вмарте 1925 г. за помощью к англичанам обратился правитель султаната Верхний ‘Авлаки, обвинив северян в том, что дерутся они нечестно, не по «правилам войны», перешедшим к ним в наследство от предков, а как «голодные собаки», не жалея женщин и детей. Распоряжение насчет эвакуации женщин и детей в Аден, опасаясь за их жизнь, отдал правитель султаната Аудхали. Даже султан Лахджа вывез свою семью в Аден.

Втом же 1925 г. имам Йахйа отобрал у Идрисидов Эль-Худай- ду (Ходейду), которая перешла к ним в управление от англичан, и продолжил наступление на Асир. Правильно оценивая свои силы

ивозможности, Идрисиды недвусмысленно дали понять, что готовы были бы заключить с ним соглашение о мире, но взамен предоставления им права управлять Асиром от его имени. Имам Йахйа с таким условием не согласился. Он считал Идрисидов, выходцев из Марокко, также как англичан и турок, пришельцами-захватчиками земель Йемена, изгнать которых из страны надлежало непременно.

Следует отметить, что со смертью в марте 1923 г. эмира Асира саййида Мухаммада ‘Али ал-Идриси, тихамского «гроссмейстера политических шахмат» и «мастера племенной политики», как о нем отзывались англичане, вес и влияние семейства Идрисидов в Тихаме заметно ослабли. Дело в том, что место саййида Мухаммада занял 16-летний юноша, Хасан, который не имел достаточного опыта ни для удержания единства в самом семействе, ни для сохранения авторитета Идрисидов в племенах Тихамы.

ЧАСТЬ XI. ЙЕМЕН В XX СТОЛЕТИИ

387

 

 

Имея в виду остановить наступление имама Йахйи и стабилизировать обстановку на юге Йемена, англичане направили в Аден эскадрилью бомбардировщиков и спровоцировали восстание шафиитских племен в Тихаме (1926 г.) во главе с племенем бану зараник. Шейх этого племени, Ахмад ал-Футайни, хотел создать шафиитское государство со столицей в Ходейде («центр власти» племени бану зараник располагался тогда в Бейт-эль-Факихе).

Имам Йахйа нуждался в союзнике, который мог бы поставлять ему оружие и амуницию. Армии имама всего этого крайне недоставало. Его выбор пал вначале на американцев. Сана’а’ с визитом доброй воли посетил консул США в Адене, но никакой конкретики со стороны Вашингтона после этого не последовало.

Вот тогда-то имам и развернулся в сторону Рима, чье присутствие в Эритрее делало Италию соседом Йемена и открывало канал для беспрепятственного получения от итальянцев оружия через Эритрею. Действовали итальянцы в районе Красного моря после открытия Суэцкого канала напористо и целеустремленно. Пытались прибрать к рукам Сокотру, интриговали в Хадрамауте. Во время войны с турками в 1911–1912 гг. поставляли оружие Идрисидам, а после войны добивались у имама концессий на добычу соли в Ас-Салифе и на поиски нефти на острове Фарасан. К 1925 г. итальянцы практически, можно сказать, монополизировали торговлю в Ходейде (итальянские купцы занимались коммерцией в Йемене, в Сана’а’ и Ходейде, с 1883 г.), приступили к сооружению госпиталя и взлетно-посадочной полосы. Продали йеменцам первый в их стране самолет. Установили радиосвязь, что позволило имаму общаться со своими чиновниками в провинциях и оперативно получать от них интересовавшие его сведения. В контактах с представителями имама недвусмысленно давали понять, что готовы были бы поставлять имаму оружие в обмен на преференции в торговле. Муссолини, как отмечает в своей работе «Революция 1962 г. в Йемене» Е. К. Голубовская, планировал включить Йемен и весь район юга Красного моря «в состав Великой Италии».

Гаспарини, губернатор Эритреи, тогдашней итальянской колонии в Красном море, прибывший на переговоры с имамом Йахйей, смог заключить с ним договор о «дружбе и торговле» (2 сентября

388

И. П. СЕНЧЕНКО. ЙЕМЕН

 

 

1926 г., сроком на 10 лет), согласно которому Италия признавала «полную и абсолютную независимость Йемена и его суверенитет». Договор предусматривал: строительство патронного завода в Сана’а’; использование в Йемене итальянских специалистов; подготовку пилотов для гражданской и военной авиации Йемена и кое-что еще. Взамен этого Италия приобретала некоторые привилегии на йеменском рынке, в том числе и то, чего так добивались французы, – монопольное право на торговлю йеменским кофе. Итальянцы пытались также заполучить концессию на эксплуатацию порта Моха (3).

Опережая ход повествования, скажем, что в 1927 г. Рим посетила йеменская правительственная делегация, первая, к слову, в истории Йемена, побывавшая в Европе. В том же году было подписано секретное соглашение, регулировавшее вопросы поставок оружия и военной техники. Итальянцы отвечали за военный арсенал имама и управляли всеми инженерными проектами, реализовывавшимися в стране. На постоянной основе держали в г. Сана’а’ нескольких дипломатов. Иными словами, присутствие Италии в Йемен сделалось зримым, масштабным и влиятельным (даже личный врач имама был итальянцем).

Италия стала первой европейской страной, признавшей имама Йахйю королем Йемена. Это вызвало настоящий переполох в стане англичан. В Лондоне такой шаг итальянцев расценили как согласие Рима с требованием имама насчет установления суверенитета Йеменского Мутаваккилийского королевства над всей территорией Йемена, включая земли Аденского протектората и Асир.

В условиях активизировавшейся на «йеменском направлении» деятельности французов, итальянцев, а также контактов имама с американцами и русскими, англичане предприняли очередную попытку по урегулированию британско-йеменских отношений. Вновь направили для переговоров в Сана’а’ полковника Джекоба. Заявили о готовности признать суверенитет имама над Йеменом, включая Хадрамаут, и даже земли, занятые им в ходе военных кампаний в южнойеменских княжествах, состоявших тогда под протекторатом Англии. Подтвердили готовность предоставить ему защиту, взять Йемен под протекторат Британской империи и оказывать посред-

ЧАСТЬ XI. ЙЕМЕН В XX СТОЛЕТИИ

389

 

 

ничество в урегулировании конфликтных ситуаций в отношениях Йемена с соседями и другими странами. При этом выдвинули ряд требований. Во-первых, чтобы имам признал суверенитет Англии над Аденским протекторатом. И, во-вторых, не имел никаких дел (без согласия на то Англии) с другими державами. В случае достижения договоренности обещали предоставление ежегодной финансовой субсидии, оружие, помощь в развитии морских портов и в прокладке железной дороги.

Посланника англичан, хорошо известного ему полковника Джекоба, имам встретил тепло, с подобающим гостеприимством. Подарки, переданные ему от администрации Аденского протектората, включая автомобиль марки «Форд», принял. Над предложением англичан обещал подумать. Но вот на обращение полковника насчет получения разрешения на присутствие в городе Сана’а’ постоянного представителя англичан ответил отказом.

Переговоры длились целый год. От каких-либо конкретных обязательств и заявлений имам воздерживался. И только год спустя, в беседе тет-а-тет с полковником Джекобом, сказал, что, возможно, согласится с предложением англичан. И тогда Лондон решил подключить к переговорам с имамом бригадного генерала Гилберта Клейтона (Gilbert Clayton), своего лучшего специалиста «по арабским делам» (служил в Судане и Палестине; затем, в 1928–1929 гг., занимал должность Верховного комиссара в Месопотамии). Прибыл он в г. Сана’а’ в январе 1926 г. Установил личные доверительные отношения с имамом, которому понравился своей прямотой. Но вот достичь прогресса в рамках двусторонних межгосударственных отношений не смог. Во время переговоров, продолжавшихся почти до конца февраля 1926 г., имам еще раз повторил высказанную им ранее точку зрения в отношении договоренностей Англии с Османской империей насчет раздела зон влияния в Йемене. Подчеркнул, все эти договоренности он не признавал и не признает. Вместе с тем заявил, что готов сдавать Аден в концессию британцам столь долго, сколько будут сохраняться дружественные отношения между их странами и оставаться в силе их договоренности о торговле и сотрудничестве. Отметил, что согласен даже на сохранение status quo на территориях султанатов, шейхств и эмиратов в «юж-