trudyivran31text
.pdf
Идея и миссия буддийского университета (по материалам интервью с преподавателями KIBI
KIBI, должнапредставлятьсобойкомбинациютрадиционных тибетских подходов к обучению и современной светской образовательной академической системы.
Теперь обратимся к материалам, полученным во время нашего интервьюирования.
ПрофессорЛараБрайтштейнопределиласледующуюцель буддийского университета: «Информировать людей об истории буддизма, о его различных доктринах, о том, как различные культуры были затронуты буддизмом, помочь людям понять, что буддизм очень обширен и внес большой вклад в человеческуюисторию». Как человек, обладающий опытом преподавания в западных светских и восточных буддийских университетах, она обратила внимание на различия в методиках преподавания: «В традиционном тибетском стиле мы изучаем текст, учитель в основном читает вам текст, могут быть пара вопросов, но это похоже на то, что учитель как бы вливает информацию в учеников, как один кувшин в другой. ВуниверситетахСевернойАмерикиобразование– этобольше интерактивный процесс, заставляющий студентов гораздо больше участвовать в производстве знаний, делать презентации и взаимодействовать с преподавателем».
Кхенпо Джампал Цультрим (преподает с 25 лет, в Тибете преподавал в четырех буддийских монастырях; сейчас ему 62 года) так охарактеризовал цель буддийского образования: «Основная цель– либо достичь освобождения, либо полного просветления, а затем принести пользу чувствующим существам… И эта цель одинакова как для монахов, так и для мирян».
КхенпоЦультримГурунг(генеральныйсекретарьадминистрации KIBI) так определил миссию университета: «Целью KIBI является распространение буддизма; это такая общая
389
Тибетология и буддология на стыке науки и религии – 2020
цель, или миссия: мы предоставляем буддийское или духовное образование для того, чтобы человек мог содействовать распространению буддизма в очень широком смысле».
По его мнению, «методика преподавания в KIBI основывается на текстологических исследованиях– изучение, интерпретация, комментированиеизучаемыхтекстов. Вместе
стем к традиционному обучению мы добавили некоторые современныеэлементы. Например, предмет“Историябуддизма” основан не на традиционных текстах, а скорее на книгах современных авторов, таким образом мы объединили и традиционные и современные подходы. Это то, как мы спроектировали учебный план. В образовательном процессе в KIBI учитель– это авторитетная личность, он подобен владельцу знания, иондает/даруетвамзнания, поэтомувыдолжныбыть болееуважительными, болеепослушными, такимобразомвы получаете знание. Современные западные учителя в науке– это наемные работники».
Кхенпо Церинг Самдуп (Khenpo Tsering Samdup, Shri Nalanda Institute in Rumtek Monastery, India), рассуждаяомис-
сиибуддийскогоуниверситета, отметил, что«дляпреподавателейбуддийскогоуниверситетаважно, чтобыстудентыобрели духовное наполнение. Допустим, обычное образовательное учреждение действительно содействует с точки зрения материального мира. Но оно никогда не поможет с точки зрения духовности. Единственное, чтодействительноможетвасподдержать, – это духовность, то, что касается всего, связанного
сумом, эмоциями, чувствами, – этосамаяважнаячастьжизни. Деньги в этой сфере не очень помогают. Духовность– это не религия. Вам действительно не нужно проводить линию, этосветское, аэтонет. ВДхарменетразделения. Гандиимать Тереза осуществляли миротворческую деятельность по до-
390
Идея и миссия буддийского университета (по материалам интервью с преподавателями KIBI
броте сердца, они следовали духовному пути не потому, что были религиозными людьми».
«Любой институт– это место, где можно многому научиться, получить развитие в любой области знаний. В целом существуют только две вещи, которые нужно изучить: одна– духовная часть нашей жизни, другая– сама жизнь или образ жизни. Вот чему мы учимся. В любом институте вы учитесь этим двум вещам. Но с точки зрения буддизма это, конечно, несколькопо-другому. Мынеоставляембезвниманияобщую систему образования, общая система образования действительно вносит большой вклад в духовное понимание, или понимание Дхармы. Но с точки зрения приоритетного направления, то наш приоритет в духовности. Но дело не в том, что мы вообще не придаем значения обычному образованию, но мы смотрим на это с точки зрения просветления, освобождения. Цель обычного образования эгоцентрична, направлена на самодостаточность человека, тогда как цель духовного пути связана с самоотверженностью, щедростью, размышлениямиопрогрессеобщества, анеомоемсобственном росте. Так что эти две цели разные. Цель буддийского образования– просветление, стать бодхисаттвой, стать архатом. Но в общей образовательной системе цель– это стать ученым, инженером, архитектором, что больше нацелено на обретение мирской пользы. В этом их огромная разница».
Профессор Семпа Дордже, отвечая на вопрос о цели буддийского образования, размышляя, отметил, что «буддизм– это не религия в традиционном ее понимании, так как в нем нет Бога, который все сотворил, и чьему желанию все подчиняется. Буддизм пытается найти истинную природу реальности/явлений. И найдя ее, мы понимаем, что нам нужно применять/делать, и от каких действий нам нужно
391
Тибетология и буддология на стыке науки и религии – 2020
воздержаться. Поэтому мы применяем это на практике. И эта практика никем не выдумана. Эта практика не создана ни богами, ни мной, ни кем бы то ни было, она не создана никем, это просто реальность вещей, явлений».
«Есть разница между образованием, которое получают монахи, и образованием, которое получают в KIBI. Основное различие между ними заключается в том, что монашеское образование в основном ориентировано или сфокусировано на практику. То, как каждый монах проводит день, регламентировано ламой или высшим административным советом и зависит от места, ситуации и самого человека. Например, если это Виная, тогда он должен следовать поведению Винаи, а также есть правила поведения в сообществе, которым необходимо следовать. Главное– это то, что все это ориентировано на практику. Но в университете все не так. Студенты здесь могут говорить о практике, но они там не практикуют. Нет ориентировки на практику. В университете не делают практику соджонг, не делают ретрит в сезон дождей. А в монастырском учреждении делают соджонг, ретрит и другие практики. Однибольшеориентированынаобразование, адругие– на духовную практику».
Следующий респондент– Владислав Ермолин, работавший переводчиком в филиале KIBI в Элисте. Он отметил, что «это была такая уникальная образовательная платформа, где не только Карма Кагью, но и представители других буддийских традиций получали образование. Таким образом, это было таким объединяющим моментом, когда традиция Карма Кагью смогла организовать такую доступную для всех возможность получить образование».
Таким образом, цель буддийского образования остается неизменной по сей день– духовное, нравственное, интеллек-
392
Идея и миссия буддийского университета (по материалам интервью с преподавателями KIBI
туальное совершенствование человека, ведущее к Пробуждению; содействие распространению идей буддизма во всем мире.
Системы и методы буддийской образовательной традиции коррелируют с научно-теоретическими подходами, принятыми в современной западной науке и образовании, имеют эвристическую ценность для создания совместных образовательных программ на основе диалога Запада и Востока, науки и религии, веры и знания.
Буддийские университеты выполняют еще одну важнейшую миссию– являясь центрами получения сокровенного знания, подготовки буддийских священнослужителей, объектами религиозного паломничества, они выступают особыми каналами связи, медиаторами между буддийским миром и другими регионами мира, формируя пространство межгосударственного и межкультурного диалога Востока и Запада.
(Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 19–18–00118 «Россия и буддийский мир в дискурсе философского востоковедения».)
Примечания
1 Barnett R. Realizing the university. London: Institute of Education, University of London, 1997.
393
Труды Института востоковедения РАН. Выпуск 31
DOI: 10.31696/2587-9502-2021-31-394-398
Применение буддийской научнофилософской мысли
в системе современного образования
М. К. Аубакиров
Частная общеобразовательная школа с философским уклоном. Уральск, Казахстан.
Аннотация. Встатьеисследуетсявозможностьприменениябуддийских научныхифилософскихконцепцийиметодовобучения, используемых
вбуддийскихмонастырях, всистемесовременногообразования. Подтвержденаактуальностьиспользованияданныхконцепцийиметодов
всистемесовременногообразования, посколькуониявляютсяэффективныминструментомтрансформациииразвитиячеловеческогосознания. Ключевые слова: Буддийские концепции, монастыри, современное образование, трансформациячеловеческогосознания.
Application of scientific and philosophical
thought in the system of modern education
M. K. Aubakirov
Abstract. The article examines the possibility of applying Buddhist scientific and philosophical concepts and teaching methods used in Buddhist monasteries to the system of modern education. The relevance of the use of these concepts and methods in the system of modern education is affirmed, since they are an effective tool for the transformation and development of human consciousness.
Key Words: Buddhist scientific and philosophical concepts, monasteries, modern education, transformation and development of human consciousness.
Буддийская научно-философская мысль формировалась тысячелетиями. И главной нитью, связывающей эти тыся-
394
Применение буддийской научно-философской мысли в системе современного образования
челетия, было и остается освобождение от страданий путем придания смысла человеческому существованию.
Концепции, формирующие категориально-понятийный аппарат, являлись основанием для широкого и глубокого изучения раскрывающего закономерности сознания (Четыре Благородные Истины, карма, сознание, реинкарнация, пустота). Предметы, изучавшиеся в буддийских университетах– Праджняпарамита, логика и теория познания, Виная, Мадхьямика, – являлись путеводителями для более глубокого
идетальногоусвоениявышеназванныхконцепций. Этоописаниеимеется, например, вработеС. Нестеркина«Образование в буддийских монастырях Тибета»1.
Переходя к вопросу о системе современного образования, следуетобратитьвниманиенаопределение, данноеЕгоСвятей- шествомДалай-ламойXIV: «Образование– этонеобходимый инструментдляпроцветанияисозиданияблагополучиячеловекаисправедливого, мирногообщества. Образованиедолжно развиватьвлюдяхцелостныйвзгляднавещи, прикоторомвы неделитемирнасебяидругих. Мудростьзаключаетсявовсестороннем понимании истинного положения вещей. Главная задача образования– сократить разницу между кажущимися явлениями и истинно реальными»2.
Это, по сути, емкое определение, затрагивающее все стороны жизни человека– физиологические и ментальные, направляет к мысли о необходимости развития философского мышлениявсистемеобразования– сегодняшнегоибудущего.
Говоря обобразовании, необходимосказатьо двухнаправлениях: изучение внутреннего мира– воззрение, сознание, чувства, эмоции; и изучение внешнего мира– естественные
игуманитарные науки. В системе современного образования совершенно отсутствует взгляд на развитие философского
395
Тибетология и буддология на стыке науки и религии – 2020
мышления как необходимую меру развития индивидуальной человеческой мысли.
Буддийскаянаучно-философскаямысль, содержащаявсебе отказ от неблагих действий, непричинение вреда живым существам, сострадание, постижение истинной природыреальности, являет собой понимание природы страдания и пути ухода от страданий.
Подготовка к подведению понимания философской мысли сопряжена с развитием таких качеств, как слушание, размышление и освоение. Эти необходимые качества очень важны на пути исследования как опора для развития научнофилософской мысли, вводящей в осознавание изучаемых объектов.
Разъяснения того, что является результатом слушания, размышления, освоения, какова польза развития этих качеств
икакой вред от отказа развития этих качеств. В дальнейшем на основе этой триады – развитие воспринимающих способностей. Методы, используемые в буддийской системе образования, также необходимо вводить в систему современного образования с изучением понятий нравственности, добродетели и знания. Введение изучения предмета «логика
итеория познания» не противоречит развитию логического мышления вне зависимости от статуса учебного заведения.
Упомянутые воспринимающие способности– вера, усердие, памятование, сосредоточение, понимание – описаны в тексте «Украшение из постижений» следующим образом: «Вера– это первый “инструмент”, благодаря которому вообще возможно продвижение по пути. Памятуя о том, что подводимый по “Украшению из постижений” уже до вступления на путь постиг пустоту и обладает “пониманием, в котором имеется постижение пустоты”, мы связываем
396
Применение буддийской научно-философской мысли в системе современного образования
веру с таким пониманием. Тем самым мы получаем ответ на вопрос о том, можно ли породить и развивать веру, считая, что ничего не существует. Если считать, что ничего не существует, породить и развивать веру невозможно. Поэтому так необходимы способность и умение устанавливать вещи существующими.
Усердие здесь объясняется как усердие в осуществлении совершенств, начиная с совершенства даяния и т. д.
Что собой представляет памятование? Это памятование пути Махаяны вместе с результатами. Незабывание, то есть памятование всего пути махаяны вместе с результатами, есть инструментдвиженияпопути, инструментпрохожденияпути.
Сосредоточение здесь требуется на тех объектах пути, которые относятся к пути Махаяны вместе с результатами. Это– однонаправленное сосредоточение.
Пониманиеприсутствуетввидепониманияистиннонесуществующими всех дхарм, начиная со зримого и далее»3.
Все, связанное с воспринимающими способностями, их развитием, также необходимо актуализировать в системе общегосовременногообразования. Вера– доверие, возникающее при взаимодействии учителя и ученика в продолжительном его периоде, – проявляется как способность ученика к слушанию, размышлению и освоению, что формирует и усиливает мыслительныепроцессыиспособствуетлучшемупониманию, вводящему в сферу глубоких философских концепций.
Подобное определение можно отнести и к усердию. Памятование, сосредоточение, понимание также требуются и в системе современного образования и требуют иного подхода к существующей системе образования и изменению взгляда нажизненныеценности. Этоявляетсяоченьважнымдляполноценного психического развития обучающихся, управления
397
Тибетология и буддология на стыке науки и религии – 2020
эмоциями, осознавания пагубности отрицательных эмоций в виде гнева, страсти, заблуждения.
Применение методов развития сознания, разработанных в буддийской философской системе образования, проявляющейвеликуюзаботуоживомсуществе, являетсобойвысшую науку о преобразовании человеческого сознания.
Литература
1.Далай-лама ХIV Тензин Гьяцо. Об уверенности и целостной картине мира. URL: https://youtu.be/Dh84QsH-y9I (дата обращения: 01.11.2020).
2.Крапивина Р. Н. Украшение из постижений (IV глава). Изучение пути Махаяны в Гоман-дацане тибетского монастыря Дрэпун. СПб.: Нестор-История, 2020.
3.Нестеркин С. Образование в буддийских монастырях Тибета
//Общество и государство в Китае: материалы XXXIX научной конференции, Институт востоковедения РАН. Вып. 1. М., 2009.
Примечания
1Нестеркин, 2009. С. 327–339.
2Далай-лама ХIV Тензин Гьяцо. Об уверенности и целостной картине мира…
3Крапивина, 2020. С. 589.
398
