
Islamskaya_mysl_2_2017
.pdf
Р. ХАССАН. ФЕМИНИЗМ В ИСЛАМЕ |
601 |
|
|
мужчинам, и вы увидите, что общество окажется заполонено пото- ком блуда» 53
В наше время вряд ли нужно доказывать, что женщина, которая не об- ладает властью над собственным телом и принуждается под общественным
ирелигиозным давлением играть роль репродуктивной машины, не может считаться полноценным и самостоятельным человеком. Более того, как по- казано в ряде исследований 54, видна четкая связь между статусом женщин
иих способностью контролировать рождаемость или определять число де- тей, сколько они бы хотели иметь, и периодичность рождений.
Хотя проблема контроля над рождаемостью крайне актуальна и важ- на для многих мусульманок, всё же проблема сегрегации и вуалирования (veiling), как мне представляется, задевает еще бо́льшую часть женщин
вмусульманской культуре. Продолжающиеся в ряде мусульманских об- ществ (Египет, Иран, Пакистан, Малайзия, Судан) и мусульманских мень- шинств (Западная Европа и Северная Америка) бурные дискуссии о том, обязаны ли женщины окутывать себя полностью или частично, показы- вают, что проблема вуалирования тесно связана с величайшей дилеммой,
скоторой столкнулись мусульмане, а именно: с их амбивалентным отно- шением к модерну.
Анализ всех коранических высказываний, которые приводятся в под- держку института пурды (сегрегации и вуалирования) выходит за пределы данной статьи, однако несколько замечаний все-таки необходимо сделать. Коран не ограничивает женщин «частным пространством». В действитель- ности, в айате 4: 15 заключение в доме предписывается в качестве нака- зания для непристойных женщин! Коранический принцип умеренности 55, который касается как мужчин, так и женщин, в самом деле отвергает по- казное поведение и вызывающую одежду. Его имплицитное послание, ад- ресованное в большей степени женщинам, роль которых с незапамятных времен сводилась андроцентрическими культурами к сексуальным объек- там, состоит в следующем: если вы не хотите, чтобы вас рассматривали как сексуальный объект, не одевайтесь и не ведите себя как сексуальный объ- ект. Намерение коранической директивы, касающейся одеяния и поведения женщин, заключается не в том, чтобы ограничить их (пространственно или психологически), а в том, чтобы позволить им действовать в «публичном»
53Maududi A. A. Birth Control. Islamic Publications, 1976. P. 176.
54Напр., см.: Status of Women and Family Planning. New York: United Nations, 1975.
P. 4.
55 См. Коран, 24: 30–31.

602 |
VI. ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ |
|
|
пространстве, не опасаясь приставаний со стороны мужчин 56. Более мас- штабная цель Корана состоит в том, чтобы сделать женщин полноценными личностями, которые находятся в безопасности и уважают себя и которые не считают, что их выживание зависит от способности привлекать, развле- кать или льстить мужчинам, не заинтересованным в них как личностях, но заинтересованным в них как в сексуальных объектах.
Оценивая влияние на женщин практики вуалирования, необходимо про- яснить две вещи. Во-первых, «вуалирование» может пониматься различным образом — от ношения платка до полного покрытия тела с головы до ног. Во-вторых, с недавних пор хиджаб начал выполнять функцию не только символа угнетения женщин, но и символа их политической, экономической и культурной эмансипации, а также способа заявить о своей многогранной идентичности. «Революцияхиджабов», котораяпроизошлав1980-егг. вИра- не и Египте, является хорошей иллюстрацией к этому тезису.
Ношение платка мусульманкой, если это является ее свободным выбо- ром, не ограничивает ее самостоятельность в качестве личности. Однако полное покрытие тела, в случае если оно навязывается внешними силами, безусловно, является серьезной преградой для полноценного и здорового развития мусульманки. Если Коран дал мусульманкам право работать, за- рабатывать деньги 57, вести повседневные дела без страха подвергнуться сексуальному насилию, то мусульманские общества в целом окутали му- сульманских женщин в одеяния как в средства подавления и оставили их в своих домах как в камерах заключения.
Ничто не иллюстрирует лучше одержимость мусульманских мужчин женской сексуальностью и стремление контролировать ее, чем постоянные усилия, предпринимаемые многими из них, гарантировать, чтобы ни один волос на голове ни одной женщины, связанной с ними, не был виден муж- чине, который не связан с этими женщинами! Не удовлетворившись «вне- шним одеянием» 58, которое было предписано мусульманкам в особом куль- турном контексте, консервативные мусульмане прибегли к помощи слабого хадиса 59, чтобы заставить женщин покрыть себя с головы до ног, оставив не- покрытыми только лицо и руки. Ультраконсервативные мусульмане пошли
56См. Коран, 33: 59.
57См. Коран, 4: 32.
58Коран, 33: 59.
59В этом хадисе Аиша передает, что пророк Мухаммад сказал Асме, ее сестре, когда она появилась перед ним в короткой одежде: «О Асма! Когда девушка достига- ет половой зрелости, неправильно, чтобы какая-то часть ее тела была на виду, кроме этой», и он указал на лицо и руки (Rights of Women in Islamic Shariah. P. 4).

Р. ХАССАН. ФЕМИНИЗМ В ИСЛАМЕ |
603 |
|
|
еще дальше, потребовав, чтобы женщина также скрывала свое лицо 60. Вне всяких сомнений, в Коране отсутствуют высказывания, которые оправды- вали бы строгие ограничения, касающиеся сегрегации и вуалирования, — в том виде, в каком эти ограничения были наложены на мусульманок во имя ислама. Если бы Коран имел намерение полностью укутать женщин, то по какой причине он вдруг стал бы требовать от мусульманских мужчин, что- бы они опускали свои глаза при взгляде в сторону женщин? 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внутри исламской традиции обнаруживаются как положительные, так и от- рицательные подходы к женщинам и проблемам женщин. Однако Коран, который является первичным источником ислама, последовательно учит равноправию мужчин и женщин и фундаментальному праву женщины реа- лизовывать человеческий потенциал, дарованный ей наравне с мужчинами. Если посмотреть на Коран непатриархальным взглядом, то можно сделать вывод о том, что в нем нет свидетельств дискриминации женщин. Напро- тив, он демонстрирует особую заботу о женщинах, как и о многих других угнетаемых людях.
В заключение необходимо отметить, что указаний, касающихся уста- новления справедливости в семейных отношениях, в Коране больше, чем указаний по какой-либо другой теме. Это говорит в пользу предположе- ния, в неявном виде отраженного в самом кораническом законе, согласно которому условием защиты человеческих прав всех людей (детей, женщин и мужчин) является способность справедливо относиться к своей семье; эта же способность выступает условием справедливого управления обще- ством и миром в целом. Иначе говоря, Коран рассматривает дом и семью как микрокосм уммы и мирового сообщества. Он подчеркивает важность того, чтобы они были «оплотом мира», и необходимость достижения это- го через справедливое отношение.
60В данном контексте см.: Maududi A. A. Purdah and the Status of Woman in Islam. Lahore: Islamic Publications, 1975.
61Коран, 24: 30.
604 |
VI. ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ |
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ʻAbdullah Yusuf ʻAli. The Holy Qurʼan. Brentwood, Maryland: Amana Corporation, 1989.
Aitken A., Stoekel J. Muslim-Hindu Differentials in Family Planning Knowledge and Attitudes in Rural East Pakistan // Journal of Comparative Family Studies, spring 1971.
Gibb H. Studies on the Civilization of Islam, edited by Stanford J. Shaw and William R. Polk. Boston, Beacon Press, 1962.
Guillaume A. The Traditions of Islam. Beirut: Khayats, 1966.
Hassan R. On Human Rights and the Qur’anic Perspective // Journal of Ecumenical Studies. Vol. 19, No. 3, 1982. Pp. 51–65.
Hodgson M. The Venture of Islam: Conscience and History in a World Civilization. Chicago: University of Chicago Press, 1974.
Iqbal M. The Reconstruction of Religious Thought in Islam. Lahore: Shaikh Muhammad Ashraf, 1962.
Imran M. Ideal Women in Islam. Lahore, 1979.
Izutsu T. The Structure of the Ethical Terms in the Koran, Keio Institute of Philosophical Studies, Mita, Siba, Minatoku, Tokyo, 1959.
Lane E. W. Arabic-English Lexicon. London: Williams and Norgate, 1863. Maududi A. A. Birth Control. Islamic Publications, 1976.
Maududi A. A. Purdah and the Status of Woman in Islam. Lahore: Islamic Publications, 1975.
Maududi A. A. The Meaning of the Qurʼan. Islamic Publications, 1976. Mernissi F. Beyond the Veil. Cambridge: Schenkman Publishing Compa-
ny, 1975.
Mernissi F. Virginity and Patriarchy // Women and Islam. Oxford: B. Blackwell, 1991.
Rahman F. Islam. Garden City, New York: Doubleday, 1968.
Sahih Al-Bukhari (trans. M. M. Khan). Lahore: Kazi Publications, 1971. Sahih Muslim (trans. A.H. Siddiqui). Lahore: Shaikh Muhammad Ashraf, 1972. Shehab R. Rights of Women in Islamic Shariah. Lahore: Indus Publishing
House, 1986.
Smith J. I., Haddad Y. Y. Eve: Islamic Image of Women // Al-Hibri A. (ed.). Women and Islam. Pergamon Press, 1982.
Status of Women and Family Planning. New York: United Nations, 1975. Swidler A. (ed.). Human Rights in Religious Traditions. Pilgrim Press, New
York, 1982.
Swidler A. (ed.). Muslims in Dialogue: The Evolution of a Dialogue. Edwin Mellen Press, Lewiston, 1992.

VII
ФИЛОСОФСКИЕ
ИНТЕРВЬЮ




Д. В. МУХЕТДИНОВ. «ИСТОРИЧЕСКАЯПОБЕДААХЛАЛ-ХАДИС—ЭТОПОБЕДАДОИСЛАМСКОГО…» 609
Во-вторых, поклонениеможетозначатьэтическоепоклонение. Этоттип отчастисвязанспредыдущим, посколькуонподразумеваетстремлениекдо- стижению высочайших качеств характера — милосердия, любви, благоду- шия, терпения и др. В достижении этих качеств человек обуздывает свой нафс, свое эго, и просвещает сердце светом Божьим. Данный тип поклоне- ния получил развитие в тасаввуфе и фальсафе.
В-третьих, поклонение может означать непосредственный ритуальный акт и всё то, что в традиционном фикхе относится к сфере ‘ибадата (при всех частных различиях между мазхабами).
Наконец, в-четвертых, поклонениеможетмыслитьсявсвязистеми«зако- намиВсевышнего», которыевыходятзасферу‘ибадатаиотносятсяктому, что несколько условно можно назвать «мирской» сферой (аш-Шатиби назы- вает эту сферу ‘адатом, отличая ее от ‘ибадата). Классический фикх тота- лен, и он претендует на охват всех областей жизни человека — иными сло- вами, он охватывает как «священную», так и «мирскую» сферы. Если мы посмотрим современные работы по фикху, то увидим, что там обсуждают- ся не только ритуальные вопросы, но и вопросы о том, можно ли фотогра- фироваться, употреблятьвпищуморепродукты, использоватьвилку, носить галстук и жевать жвачку.
Так вот, я полагаю, что именно четвертое понимание способа поклоне- ния, прикотором«законыВсевышнего» мыслятсякакпредельноконкретные, детализированныеиохватывающиевсюсферучеловеческойдеятельности, является тем компонентом традиционного понимания ислама, который тормозитразвитиеуммыивконечномсчетепорождаеттакихмонстров, как ДАИШ и Талибан.
Знаете, есть такой замечательный латинский афоризм: «Daemon est Deus inversus», которыйможноперевеститак: «Дьявол— этоперевернутыйБог». Так вот, в четвертом способе понимания поклонения мы фактически сталки- ваемсяс«перевернутым» пониманиемпервогоспособа. Есливысшеесостоя- ниеверующегозаключаетсявтом, чтобы, выражаясьобразно, «видетьБогаво всемивезде» (вспомнимайат: «Кудабывыниобратились, тамЛикБожий»; 2:115), иэтодействительноидеалпоклонения, посколькучеловекполностью преданБогу, точетвертыйспособпониманияпоклоненияпредполагаетсхема- тизациюирегламентациюжизни— втомсмысле, чтокаждыйшагчеловека долженбытьсанкционирован, иначеэтотшагпоопределениюбудетошибоч- ным(или, покрайнеймере, подозрительным). Тотальностьтрадиционного фикха — это пародия на тотальность мистического опыта.
Теперь давайте учтем, что в Коране только около 16% айатов являются «правовыми», а достоверные хадисы описывают жизнь в ХиджазеVII в., то есть по определению не способны напрямую ответить на многочисленные
