Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Musulmanskoe_pravo_i_obychay_v_rossiyskom_Dagestane_2017_Khrestomatia

.pdf
Скачиваний:
17
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
1.33 Mб
Скачать

Глава 8. Полемика между Назиром ад-Дургили и Йусуфом ал-Джунгути 221

Также предупреждали и предостерегали мусульман такие ученые, как Ахмад б. Зайн ад-Дахлан и Йусуф ан-Набхани1, когда отдалились от [праведных мусульман], отклонились от правильного пути и впали в заблуждение Джамал ад-дин ал-Афгани, Мухаммад ‘Абдо и Рашид Рида. Последние трое следовали учению Мухаммад б. ‘Абд ал-Ваххаба и призывали к иджтихаду, оставив следование таклиду. И в настоящее время их последователи есть во всех уголках мира. В скором времени я собираюсь написать сочинение с критикой их взглядов.

/Л. 47/ Такие ученые, как Абу Исхак аш-Ширази, имам Газали и им подобные, несмотря на то, что они достигли уровня

истепени абсолютного муджтахида, все же следовали мазхабу

ине создали новый.

/Л. 49–50/ Тому, кто не в состоянии выводить новые заключения на основании аргументов, необходимо следовать таклиду. И даже те, которые в состоянии на основе доводов выносить новые решения, являются всего лишь муджтахидами в мазхабе или в фатве, но никак не абсолютными муджтахидами.

/Л. 52/ Ибн Хаджар ал-Хайтами писал: «Подумайте, насколько сложно достичь уровня муджтахида в фатве!» То есть степень муджтахида в фатве – это крайняя степень муджтахида, которой можно достичь в наше время, не говоря уже о степени абсолютного муджтахида, которой в наше время достичь невозможно.

/Л. 53/ Есть пять условий, которым должен соответствовать тот, кто претендует на степень муджтахида: 1) Быть разумным. 2) Быть совершеннолетним, так как иначе его разум не бывает совершенным. 3) Быть правоведом (факих). 4) Быть сведущим в доводах (Коране, Сунне и т. д.). 5) Знать хорошо лексику, грамматику, стилистику, так как иначе он не будет в состоянии понять

1 Йусуф б. Исма‘ил б. Мухаммад ан-Набхани (1849–1932) – круп- ный мусульманский ученый, кади, правовед и суфий, один из противников мусульманских реформаторов Мухаммада ‘Абдо и Рашида Риды. См.: GAL, I, 229, II, 708; SB I, 507, 684, II, 77, 763.

222 Часть II. Источники

точное и правильное значение того или иного слова. Помимо этого муджтахид должен хорошо знать отмененные и отменяю­ щие айаты и хадисы, причины ниспослания айатов (асбаб аннузул), достоверные и недостоверные хадисы, цепочку их передатчиков (иснад) и многое другое.

/Л. 54–55/ Некоторые глупые и недалекие люди в наше время, которые распространяют смуту, выносят решения, опираясь только на Коран или хадисы, не принимая во внимание толкования имамами Корана и Сунны. Эти люди – невежественные и глупые, заблудшие и вводящие в заблуждения других, несмотря на то, что сами они считают себя теми, кто распространяет благо. По уровню знаний они крайне далеки от таких ученых как ал-Бувайти, ал-Музанни, Ибн Саридж, ал-Исфара’ини, ал-Газали, ар-Рафи‘и, Ибн ‘Абд ас-Салам, Ибн Салах, ан-Навави, отец и сын ас-Субки, ал-Аснави, аз-Заркиши, ал-Азра‘и, ал-‘Аскалани, алАнсари, ас-Суйути, Ибн Хаджар, ар-Рамали1 и другие великие ученые. И эти молодые люди, с несовершенным умом, слабой религозностью, отсутствием богобоязненности, утверждают, что они достигли степени иджтихада. Нет сомнения в том, что они лжецы.

/Л. 56–57/ Пророк, да благословит его Аллах и привет­ ствует, сказал: «Самое лучшее поколение – это мое поколение, затем – следующее за ним, а затем – следующее». Первое поко- ление – самое лучшее, так как это время пророка Мухаммада, его сподвижников, время ниспослания Корана. Второе поколе- ние – это время последователей (табиин), период комментариев Корана (тафсир). Третье – это поколение последователей последователей (табиат-табиин), время появления факихов, передатчиков хадисов. Следовательно, ученые более ранней эпохи вели более праведный образ жизни и были более сведущи, чем те, кто

1 Перечень шафиитских авторов, работы которых были популярны в Дагестане.

Глава 8. Полемика между Назиром ад-Дургили и Йусуфом ал-Джунгути 223

жил позже, в том числе те ученые, которые в наши дни претендуют на степень абсолютного муджтахида.

/Л. 58/ Дополнение о Шахе Ибн Таймийе, да смилуется над ним Аллах. Заблудшие течения, такие как ваххабиты (ал-ваххабийа), а также те, кто распространяет нечестие на земле (ал-муфсидун), развивали свои учения, основываясь на взгляды Ибн Таймийи.

Они (ваххабиты. – Ш. Ш.) испили кубок из его (Ибн Тай- мийи. – Ш. Ш.) рук.

Вместе с тем они противоречат знаниям и праведным деяниям, соответствующим этим знаниям.

У них мало благоразумия, но много необдуманности. Прошли века после возникновения четырех мазхабов,

ив начале седьмого века [от хиджры] появился известный шайх Абу-л-‘Аббас Ахмад б. ‘Абд ал-Халим Ибн Таймийа. Он был очень проницательным, обладал морем знаний, был аскетичным

инабожным. Однако он относился к группе ал-хашвиййа1. Как говорят, это была группа порочных невежд, относившая себя к мазхабу имама Ахмада, который, в свою очередь, не имел к ним отношения. Имам Ахмад был одним из крупных последователей [Сунны]. И причиной того, что хашвиты относили себя к последователям имама Ахмада, являлось то, что имам Ахмад защищал их от нападок му‘тазилитов2. Они же, в силу своего невежества, не понимали целей и устремлений имама Ахмада, да будет доволен им Аллах. Они приводили его доводы и слова, лукавя при этом, так что крупный ученый Ибн ‘Асакир выступал против их взглядов и не разрешал им присутствовать на своих собраниях

1Синоним антропоморфистов. Группа мусульман в раннем исламе, которая выступала против взглядов му‘тазилитов.

2Му‘тазилиты – представители раннего крупного направления в спекулятивном богословии (калам). Они выступали с идеями рационального метода

впознании текстов Корана и Сунны, выдвигали тезис о свободе воли человека в противовес предопределенности воли Аллаха, неизвечности атрибутов Аллаха, отрицали предвечность Корана.

224 Часть II. Источники

(маджлис). Их убеждения были порочны, а разум – неполноце- нен. В дальнейшем Ибн Таймийа помогал этим хашвитам. Ибн Таймиййа говорил, что трехкратное произнесение формулы развода (талак) не аннулирует брак, что противоречило единогласному мнению всех имамов. Он привнес в ислам то, чего не было до него, и стал предводителем тех, кто впал в заблуждение.

/Л. 60–65/ Я не отрицаю широты и глубины знаний Ибн Таймийи. Однако его глубокие познания соседствовали с ошибочными заблуждениями, которые легли в основу ложных выводов его более поздних последователей. Очевидно, что благие деяния Ибн Таймийа, да смилуется над ним Аллах, несмотря на то, что он был крупным ученым, были смешаны с плохими. И как минимум он заблуждался в основах (усул) и ветвях (фуру‘) и ошибался в некоторых других вопросах. Он не следовал [мнению] большинства ученых своей эпохи. ... Такими же были его ученики – Ибн ал-Каййим и Ибн ‘Абд ал-Хади, которые следовали его пути, да смилуется над ними и над нами Аллах! Что касается Мухаммада б. ‘Абд ал-Ваххаба ан-Наджди, главы ваххабитов и основоположника (сахиб) этой новой смуты (фитна), да оставит Аллах их всех без Своей поддержки, то он следовал учению Ибн Таймийи в его ложном мнении, так что распространилось от него большое зло. Мухаммад б. ‘Абд ал-Ваххаб вышел из Неджда вместе со своими предводителями по направлению к Хиджазу во главе большого войска. Они покорили многих людей, захватили две Заповедные Святыни, и совершали другие порицаемые деяния, так что именно

оних говорил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,

очем я писал выше. Затем в 1226 году1 Султан2 поручил правителю Египта Мухаммаду ‘Али-паше мобилизовать войско для уничтожения ваххабитов, в чем тот и преуспел. ... Что касается нечестивцев Джамал ад-дина ал-Афгани, Мухаммада ‘Абдо и его

1Соответствует 1811 г.

2Османский султан Махмуд II (1785–1839, годы правления 1808–1839).

Глава 8. Полемика между Назиром ад-Дургили и Йусуфом ал-Джунгути 225

ученика Рашида Риды, редактора журнала «Ал-Манар», равно как и их последователей, то они также являются ваххабитами.

/Л. 66/ Очевидно для всех, у кого есть разум, что шайтаны вдохнули в их сердца обольщение. Они – идолы, Даджжалы1, которые не следуют по пути верующих, выступают против крупных ученых и святых, играют айатами Корана и хадисами пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. ... Они неполноценны (накис) в своей религии, часто и много лгут, а их хозяева являются членами общества масонов (ал-масун) – обще- ства, которое было создано с целью выбрать из разных религий и обычаев те, что будут, по их мнению, благом для людей. Достаточно того, что Мухаммад ‘Абдо был назначен английским государством муфтием над мусульманами без их на то согласия. Эти [египетские реформаторы] привнесли большое зло и нанесли­ огромный вред мусульманам. Они в своих деяниях похожи на протестантов Европы, которые также реформировали (аслаху) христианскую религию, считая это благом для людей. И они подобны проклятому лжецу Мусайлиме2, который выступал против посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, да будет доволен ими Аллах.

/Л. 67/ Эти [египетские реформаторы] созвали собрание, которое назвали «религиозная конференция» (ал-му’тамар

1Даджжал – персонаж исламских эсхатологических сказаний, согласно которым он связан с Иблисом, будет выдавать себя за настоящего мессию

итем самым искушать людей. Согласно преданию, за ним последуют неверные

илицемеры, его правление продлится 40 лет и в конце он будет побежден и убит спустившимся с небес пророком ‘Исой и ал-Махди. См.: Пиотровский М. Б. Ад-Даджжал // Ислам: Энциклопедический словарь. С. 55–56.

2Мусайлима – один из лжепророков, который подражал пророку Мухаммаду при жизни и после его смерти отвернул часть жителей Аравийского полуострова от ислама. В 634 г. в сражении при Аркабе Мусайлима был убит войсками, отправленными халифом Абу Бакром под предводительством Халида б. ал-Валида. См.: Пиотровский М. Б. Мусайлима // Там же. С. 174.

226 Часть II. Источники

ад-диний), с целью реформирования (ислах) религии, однако она не состоялась. Затем в 1329 году1 они созвали [конференцию] во второй раз, с целью призвать людей к своей обновленной (джадид) религии подобно тому, как это делали протестанты. И очевидно сходство между ними и протестантами. Они издавали и распространяли книги с целью привести в замешательство умы и сердца людей, призывая их отказаться следования мазхабам.

/Л. 68–69/ Дорогие братья! Вам нужно следовать ясному, правильному пути, так не следуйте за тем, кто распространяет нечестие на земле. ... Вам нужно следовать за великими имамами, шайхами ислама, известными своими чудотворством (карамат). ...

Написал это сочинение нуждающийся во Всевышнем Аллахе Йусуф б. ал-Хасанайн ал-Джунгути в четверг, 3 джумада-л-ула 1347 года2. Хвала Аллаху, который направил нас по праведному пути! Мир и благословения нашему господину, пророку и заступнику Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем тем, кто следует за ними вплоть до Дня Воздаяния, аминь!

1Соответствует 1911 г.

2Соответствует 18 октября 1928 г.

Глава 9.

Жанр соглашений-иттифак XVII–XIX вв.

Перевод с арабского языка и комментарии

В. О. Бобровникова

В данном разделе рассматривается историко-правовое содержание распространенного в Дагестане жанра арабоязычных соглашений (иттифак). Сохранилось несколько сотен таких документов XV–XIX вв., составленных в горских общинах (джамаат) этого небольшого региона на окраинах мусульманского мира. Большинство из них относится к XVIII – первой половине XIX в., но часто это копии более древних оригиналов. Наибольший интерес эти акты представляют для изучения эпохи войн, социальных потрясений и политико-правовых реформ в местном мусульманском обществе, начавшейся в XVI–XVII вв. и завершившейся подчинением Россией Северо-Восточного Кавказа и созданием военно-народного управления (1860–1917).

Источниками этой главы послужили арабские рукописи из Нагорного Дагестана, сохранившиеся в государственных, мечетных и частных собраниях. Крупнейшая известная коллекция соглашений хранится в Фонде восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного

228 Часть II. Источники

центра РАН (ФВР ИИАЭ ДНЦ РАН) в Махачкале1. Она была основательно изучена нами совместно с немецким исламоведом Михаэлем Кемпером во время экспедиции в Махачкалу в сентябре­ 2001 г. При написании раздела были использованы по преимуществу материалы из частных и мечетных собраний, скопированные автором этой главы в 1990-е гг. в аварских и андийских селениях Северо-Западного Дагестана, главным образом в Цумадинском районе, где сохранилось несколько крупных рукописных коллекций2. Кроме того, были проанализированы и относящиеся к жанру иттифак арабские надписи историко-правового содержания из Центрального и Южного Дагестана.

Единичные дагестанские договоры издавались в русских переводах (реже – вместе с арабскими оригиналами) в 1950–1980-е гг. Большую работу по их собиранию и публикации проделали­ дагестанские историки М.-С. Дж. Саидов и Х.-М. О. Хашаев, а также юрист А. С. Омаров3. В 1999 г. один из крупнейших специалистов по арабоязычной дагестанской литературе XVIII–XIX вв.

1 Оригиналы и копии иттифак XVIII–XIX вв. находятся в фонде 16 ФВР ИИАЭ. Здесь хранятся письма на арабском и других восточных языках в арабской графике. В рукописном фонде (РФ) собраны также несколько сотен соглашений, переписанных в 20–70-е гг. ХХ в. сотрудниками института М. Инквачилавой, А. Каяевым, Б. Малачихановым, М. Нурмагомедовым, К. Баркуевым, А. Гайдаросмановым и др. (НА ИИАЭ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 286, 289, 426, 444 и др.).

2В работе использованы документы из мечетных и частных рукописных коллекций багвалинских селений Кванада, Тлондода, Хуштада и чамалинского селения Агвали.

3Гидатлинские адаты / пер. М.-С. Саидова; публ. Х.-М. Хашаева. Махачкала, 1957. С. 32–41; Памятники обычного права Дагестана XVII–XIX вв. Архивные материалы / сост., предисл. и примеч. Х.-М. Хашаева; [пер. М.-С. Саидова]. М., 1965. С. 71–92; Из истории права народов Дагестана. Материалы и документы / сост. А. С. Омаров; [пер. К. М. Баркуева, А. Р. Шихсаидова]. Махачкала, 1968. С. 221–232; Каталог арабских рукописей Института истории, языка и литературы им. Г. Цадасы Дагестанского филиала АН СССР / сост. М.-С. Саидов; [пер. М.-С. Саидова, К. Ахмедова, К. Баркуева, А. Гайдар-Османова, М. Нурмаго­ медова]. Вып. I. М., 1977. С. 24–25, 43–45.

Глава 9. Жанр соглашений-иттифак XVII–XIX вв.

229

Т. М. Айтберов опубликовал в Махачкале арабские тексты

иоткомментированный русский перевод нескольких десятков соглашений1. Однако ни в его «Хрестоматии», ни в более ранних публикациях не был дан анализ собственно жанра иттифак и его характерных особенностей, встречавшихся на Северо-Восточном Кавказе на рубеже Средневековья и Нового времени. Наши предшественники ограничивались описанием рукописей и извлечением из них фактического материала по истории Дагестана.

Что же представляли собой такие соглашения? До включения региона в правовое пространство Российской империи они были основным видом нормативных документов мусульманских общин. В них закреплялись законодательные и судебные нормы, сочетавшие в себе элементы местного обычного (расм, ‘адат)

имусульманского права (фикх, шари‘ат) в его шафиитской редакции, господствовавшей на Северо-Восточном Кавказе с эпохи Средневековья. Поэтому не следует считать эти договоры памятниками ‘адата, повторяя ошибку большинства ученых, писавших об иттифак2. Их следует отнести скорее к местному общинному праву. Недаром само название жанра происходит от арабского глагола иттафака – «согласились, договорились», с которого обычно начинаются записи законов, принятых на сельских сходах мусульманских общин.

Можно выделить четыре основных уровня, на которых заключались эти соглашения: клан (общедаг. тухум, авар. кьибил,

1Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в XVIII– XIX вв. / сост. Т. М. Айтберов. Ч. I–II. Махачкала, 1999. См. также другие пуб­ ликации: Айтберов Т. М. Соглашения аварских общин XVIII – начала XIX в. // Письменные памятники Дагестана XVIII–XIX вв.: сб. ст. Махачкала, 1989; Айтберов Т. М. Обзор некоторых рукописных собраний Дагестана // Рукописная

ипечатная книга в Дагестане: сб. ст. Махачкала, 1991. С. 157–158.

2Таково, например, мнение М. А. Агларова, одного из крупнейших специалистов по соционормативной культуре Нагорного Дагестана. См.: Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII – начале XIX в. М., 1988. С. 163–166.

230 Часть II. Источники

анд. гъай, в араб. переводе кабила) или квартал (махалл, джама‘а), общину (карйа, джама‘а), союз общин (авар. бо, анд. игьа, в араб. переводе джайш, нахийа) и, наконец, сверхсоюз общин или ханство (вилайа), над которым стоял наследный военный предводитель (хан, бек, нуцал), называемый в текстах соглашений амир или султан. Используя понятие, введенное в 70-е гг. ХХ в. американской исследовательницей С. Ф. Мур и уже укоренившееся

вистории права, можно определить все эти уровни как полуавтономные социальные поля (semi-autonomous social fields), понимая под этим термином социальные пространства, способные вырабатывать и развивать собственные относительно автономные системы права и норм поведения1.

Первый вид соглашений встречается редко. Из уже опуб­ ликованных договоров к нему относятся решение мачадинцев

опереходе в 1178 г. х. / 1764–1765 г. тухума Дарчилал под покровительство рода Хунзахцев (кабилат хундерилал) и соглашение общины (джама‘а) хунзахского квартала Самилакх (авар. Самилахъ) от 1239 г. х. / 1842 г.2 Типичные образцы второго вида иттифак можно видеть в постановлениях с. Усиша, записанных на последнем листе арабского толкового словаря, переписанного

в1077/1666–1667 г., соглашении с. Ассаб (Ис) от 1154 г. х. / 1741– 1742 г., договоре между членами Акушинского джама‘ата от 1162 г. х. / 1748–1749 г.3 Третий уровень неплохо характеризуют опубликованные Х.-М. О. Хашаевым соглашения союза келебских селений XVII–XVIII вв., договоры селения Ратлуб с Гидатлем и ахвахцев с ратлубцами от 1070 г. х. / 1659–1660 г., вошедшие

всостав знаменитых «Гидатлинских адатов», договор между жите-

1Moore S. F. Law and Social Change in the Semi-Аutonomous Social Field as an Appropriate Subject of Study // Law and Society Review. 1973. №. 7. P. 720. Ср.: Legal Pluralism in the Arab World / ed. by B. Dupret, M. Berger, L. al-Zwaini. The Hague, 1999.

2Хрестоматия по истории... Ч. I. С. 73–74, 98–100.

3Каталог арабских рукописей... С. 43–45; Из истории права народов Дагестана. С. 231–232; Хрестоматия по истории... Ч. I. С. 42, 47–49.