Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебное пособие 800172

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
782.64 Кб
Скачать

Ключевые слова вышеизложенного: геноцид, рабовладельчество, расизм, ядерные бомбардировки, военное вторжение, организация государственных переворотов. Неправда ли, захватывающий исторический портрет весьма молодой нации, якобы «несущей Миру демократию»?

Однако, как бы ни трактовались приведённые факты, ясно одно – мы наблюдаем супердержаву, претендующую на мировое господство, но не имеющую на это морального права. В этой связи уместно вспомнить известную истину о том, что всякая начатая война, тем более глобально – сетевая, проиграна априори, если в морально – нравственном плане её уже проиграл учитель и священник обречённой стороны конфликта. Этот информационно – психологический вывод очень подходит для США, развязывавших сетевую войну за мировое господство, без духовной силы нации (деньги, тем более дутые, в глобальном масштабе решают не всё). Отсутствие соизмеримой альтернативы (четверть века назад - СССР) позволило американцам уверовать в собственную исключительность и безнаказанность. Но провидение не прощает таких ошибок. Янки следует помнить, что гордыня – великий грех, а монопольное управление сверхбольшими системами – теоретическая утопия (Наполеон и Гитлер это подтвердят).

Слава Богу, что сама «картина маслом» ещё не состоялась, но уже по этюду очевидно просматривается кровавое зарево исламского протеста глобализации, реализуемой «золотым миллиардом». При этом, слышатся мотивы мирового господства исламской культуры, некогда практически управлявшей большей частью цивилизованного Мира.

Для поиска и вербовки адептов подобной идеологии широко используются сетевые технологии, включая демонстрации в Интернете казней «неверных» и т.п.

Летом 2014 г., когда весь мир напряженно следил за событиями на Украине, в центр глобального внимания ворвалась организация "Исламское государство". Осенью эту структуру, отличающуюся беспрецедентной и демонстративной

91

жестокостью, уже называли среди главных угроз мировой стабильности. Феномен "Исламского государства" – квинтэссенция сложнейших и крайне противоречивых проблем глобального развития в эпоху, когда разрушаются не только привычные принципы мироустройства, но и некоторые базовые категории международных отношений [79].

Численность – 10–20 тыс., попутчики – 15–20 тыс., мобилизационный потенциал – 15 тысяч. Точные данные о численности "Исламского государства" (оно же "Исламское государство Ирака и Леванта" или "Исламское государство Ирака и Шама", ИГИЛ или ИГИШ, арабская аббревиатура – ДАИШ) отсутствуют. Экспертные оценки сильно разнятся. Встречаются цифры от 10 до 80 тыс. человек [61].

За ИГИЛ воюют и те, кто предпочитает быть на стороне сильного и побеждающего. Тем более что это дает возможность неплохо заработать по меркам стран, разоренных многолетней гражданской войной. Количество попутчиков достигает 15 тыс., хотя цифра 20 тыс. тоже весьма вероятна. В случае дальнейших успехов организация располагает мобилизационным потенциалом еще примерно в 15 тыс. местных добровольцев

[59].

Продолжается приток сторонников и из-за рубежа. ИГИЛ начинает черпать поддержку не только у самых радикальных исламистов мусульманских стран и Европы, но и, например, в среде арабских футбольных ультрас. Если фанаты на Западе и в России зачастую испытывают симпатии к нацизму, то в исламском мире болельщики-радикалы разделяют аналоги этой идеологии, сформировавшиеся в ином культурноцивилизационном ландшафте [98].

Организацию условно можно разделить на две большие группы – ИГИЛ Ирака и ИГИЛ Леванта. В Сирии численность международных добровольцев выше, чем в Ираке, где преобладают местные. В основном добровольцы представлены арабскими странами, Турцией, но встречаются также приезжие из СНГ, в том числе с Северного и Южного Кавказа, из Средней Азии, Европы, индо-пакистанского региона и Юго-Восточной

92

Азии [59].

Число кавказцев в ИГ составляет от нескольких сотен до тысячи человек, в основном чеченцев (среди них много кистинцев из грузинского Панкиси), но есть дагестанцы и азербайджанцы. Кавказцы приезжают на Ближний Восток также из Европы [25,63].

Сегодня, когда две части ИГИЛ имеют все возможности поддерживать полноценный контакт, грань между ними все больше стирается. Хотя определенные оттенки в подходах остаются. Так, в Ираке организация допускает союзные отношения с неисламскими, как она сама определяет, силами, а в Сирии за это же выносится такфир ("провинившиеся" объявляются немусульманами, неверными) противникам, например, членам организации "Джабхат аль-Нусра" [61].

В ИГИЛ поддерживается строжайшая дисциплина. Вертикаль власти пронизывает всю военно-политическую структуру управления. Недопустимы самодеятельность, совещательность, несанкционированный героизм снизу. Жесткость компенсируется финансовыми премиями и фактическим поощрением со стороны руководства немотивированной жестокости, насилия над мирным населением и пленными, грабежами и участием низового состава в разделе военных трофеев [59].

Ставка на тотальное насилие, в которое вовлечены все полноценные боевики через систему круговой поруки, террор и запугивание мирного населения. Это сплачивает ряды и способствует эффективному управлению. Боевик связан с лидером (халифом ИГИЛ) не только идейно, но и финансово, и корпоративно. Фактически они все несут свою долю ответственности за содеянное и поэтому заинтересованы друг в друге [61].

Фанатизм, возведенный в абсолют, служит внутренним обоснованием любых действий во имя ИГИЛ и халифата. Принципы: "никаких полутонов, условностей, недоговоренностей, сложных объяснений и долгосрочных

93

обещаний", "кто не с нами, тот против нас" (на языке ИГИЛ: "кто не с нами, тот неверный, а значит, его жизнь и имущество открыты для посягательства" – т.е. человека можно убить и ограбить), "никаких политических маневров – шариат и халифат здесь и сейчас" – необходимы не только во имя продвижения власти, но и ради поддержания боеспособности собственных рядов. Оправдание грубой военно-политической целесообразности соображениями высшего порядка (религией в данном случае) снимает с низового состава любую моральную ответственность [59].

Цинизм и беспринципность в отношении противника, принципы "победа все спишет" и "цель оправдывает средства и жертвы" балансируются фактической легализацией для рядового состава любых действий. Так, в отчете ООН и в многочисленных сообщениях СМИ приводятся данные о функционировании самых настоящих рынков невольниц на подконтрольных ИГИЛ территориях [25].

Популизм. ИГИЛ говорит и дает своим сторонникам то, что они хотят слышать и получать.(п.1.2) Религиозная демагогия подкрепляется вполне конкретными земными "благами" [25].

При всей экзотике именно эти принципы позволяли одерживать победу в таких конфликтах, как сейчас мы имеем в Сирии и Ираке. Пример жесткости, жестокости и железной последовательности большевиков в российской гражданской "войне всех против всех" хрестоматиен.

ИГИЛ объединяет в себе элементы сетевой террористической организации, крупного незаконного вооруженного формирования, организованной преступной группировки, мафиозной сети, радикально-революционного движения и, конечно, тоталитарной сети. Это пока плохо изученный феномен [59].

Коалиционный потенциал. В Сирии ИГИЛ противопоставило себя всем остальным группам, прежде всего оппозиционным. Ведется война на уничтожение. С правительственными силами до определенного предела поддерживается нейтралитет. В Ираке у ИГИЛ ряд союзников:

94

баасисты во главе с Иззатом Ибрагимом ал-Дури (крупный военный и государственный деятель саддамовского Ирака), армия последователей суфийского тариката "Накшбанди", ополчение суннитских племен, все недовольные шиитским правительством в Багдаде. Коалиция представляет собой достаточно непрочное образование. Уже есть информация о недовольстве союзников жестокостью ИГИЛ, о переходе части суннитских племен в оппозицию к нему (ранее именно они при поддержке США активно противодействовали укреплению ИГИЛ и других джихадистов). Тем не менее это – серьезная сила, которая заставила весь мир вспомнить об Ираке. За время своего существования ИГИЛ в основном вела боевые действия не против правительственных сил, а против "Нусры" и других сирийских оппозиционных групп. Более того, действия членов этой организации нередко давали режиму Асада повод представлять перед всем миром его противников безумными террористами, вырезающими христиан, и проч. В итоге помощь сирийской оппозиции сегодня действительно заметно сократилась [28].

Если версия о руке Тегерана и Дамаска в становлении и укреплении ИГИЛ верна, то сегодня те, кого они считали почти своими марионетками, вышли из-под контроля. ИГИЛ ударил по Багдаду, который, так же как и режим Асада, находится под плотной опекой Ирана. Тегеран в сложившейся ситуации активно помогает Багдаду. Естественно, это углубляет шиитскосуннитское противостояние в регионе, увеличивая угрозу перерастания его в большую войну. Есть подозрения и относительно помощи ИГИЛ со стороны Вашингтона. В Сирии

– в рамках общей поддержки сирийской оппозиции, воюющей с Асадом (как минимум имеются данные о продаже вооружения, предназначенного светским силам, коррумпированными командирами "Свободной армии").

В Ираке – в рамках концепции раздела страны на три слабых и подконтрольных независимых государства (шиитское, суннитское и курдское). Согласно этой версии, одной рукой Вашингтон поддерживает шиитов, другой – суннитов. АльХашими говорит, что сценарий раскола страны находит

95

понимание у супердержавы. Обычно в этой связи вспоминают, что Аль-Багдади в 2009 г. был отпущен американцами из военной тюрьмы, т.к. его признали неопасным [28].

Со ссылкой на источники Эдварда Сноудена также распространяется версия, что изначально ИГИЛ являлся проектом ЦРУ и МОССАДа "Осиное гнездо". Его цель – собрать все наиболее крайние элементы, действующие в Сирии и Ираке, в одной организации с тем, чтобы контролировать и манипулировать ею [37,65].

Встречается конспирологическое объяснение возможных связей ИГИЛ с американцами (в частности, Багдади с ЦРУ). Согласно ему, организация пользуется поддержкой неоконов, которые таким образом добиваются дискредитации Обамы. Публикация ужасающих роликов с резней западных граждан в Интернете призвана перечеркнуть все обещания президента "перезагрузить" испорченные при Буше отношения с исламским миром. Сегодня Обама оказался неспособен выполнить даже свое самое главное предвыборное обещание – прекратить войну в Ираке. Речь идет о возвращении американцев в страну. В подтверждение этой версии в сеть вброшена фотография, на которой человек, похожий на Багдади, в окружении помощников изображен во время переговоров с сенатором Джоном Маккейном. Есть информация об определенной поддержке ИГИЛ со стороны Эр-Рияда и сочувствующих организации отдельных граждан королевства, в том числе членов королевской фамилии. Эр-Рияд мог пытаться делать ставку на ИГИЛ в целях заполучить инструмент воздействия на ситуацию в Сирии, т.к. "Нусра" и светская оппозиция больше ориентируются на Катар, США и Турцию [37].

ИГИЛ и массовое мусульманское сознание. Феномен ИГИЛ хорошо укладывается в архетип коллективного сознания масс Большого Ближнего Востока. Сетевые технологии расширения влияния (п.1.4). Создание, помимо территориального, надгосударственного пространства идей часто встречается в исламской истории (халифат Фатимидов, карматы, хашишины, радикальные хариджиты). Это "негативная легитимность", но тем не менее она усиливает организацию [61].

96

3. МНОГОПОЛЯРНЫЙ ТРЕНД ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

3.1. «Исламское государство» - продукт политики «управляемого хаоса»

Природа не терпит пустоты. Поэтому духовно – нравственная опустошённость в человеке частенько заполняется самыми экстремистскими идеями, особенно, если их лозунги внешне выглядят привлекательными. Эту информационно – психологическую истину (п. 1.3 и 1.4) хорошо усвоили террористические организации, объявившие войну Западу, в которой «исламистские Робин Гуды» прежде всего выступают против аморальности и потребительства «золотого миллиарда». Причём террористы весьма поднаторели в информационно – психологических технологиях вербовки последователей (п. 1.1 и 1.2). Своих адептов они разыскивают и обрабатывают уже не в мечетях, а через – социальные сети. И, надо отдать им должное, делают это они довольно эффективно.

Во многом им развязывает руки реализуемая США политика «управляемого хзаоса». Дело в том, что срок годности западной управленческой модели истекает, поэтому нужен трюк, «замутить» который легче всего через сетевые структуры. «Залежалый псевдодемократический товар» проще сбывать в нестабильной среде, приближающейся по своей энтропии к хаосу. Непредсказуемость удобна её создателю, ибо он ловит самую крупную рыбу в мутной воде, которую сам же и взбаломутил. (п. 1.3 и 1.4). Однако в таком водоёме прекрасно себя чувствуют и экстримистские пираньи. Ярким примером тому может служить появление и развитие террористического интернационала «Исламское государство».

С точки зрения экстремизма политика «управляемого хаоса» США принесла свои плоды и на Украине, где в развёрнутой американцами информационно – психологической операции (п. 1.4) из граждан пытаются сделать дикарей, живущих ненавистью к России. Бендеровская идеология фактически становится там государственной. Изоляция от альтернативных СМИ и монопольная чудовищная

97

дезинформация проправительственных телеканалов на Украине довели народ до массового психоза, который может породить бунт против американских марионеток. Плодя бендеровских экстремистов, готовься к проявлениям их дикости. Планируя массированную скупку опущенных гражданской войной в цене «ниже плинтуса» украинских активов, могущественные сетевики (Рокфеллеры, Ротшильды и д.р.) должны учитывать вышеуказанные риски при своих капиталовложениях. Без ликвидации бендеровщины эти риски будут соизмеримы с рисками инвестиций в Сирию и Ирак, где свирепствует «Исламское государство» (п. 2.4.).

3.2. БРИКС и ШОС – новые центры коллективного глобального управления

9 июля 2015 года. Уфимская декларация, подписанная лидерами стран-членов БРИКС на саммите в столице Башкирии, подтвердила единство взглядов на многие ключевые проблемы международной и экономической политики, а также продемонстрировала желание БРИКС усилить свою роль в решении глобальных вопросов.

Лидеры выступили за ускорение реформы ООН и МВФ, осудили односторонние санкции, выразили обеспокоенность политикой денежной накачки развитых экономик мира, а также решительно осудили преступления террористической группировки «Исламское государство» и призвали участников конфликта на Украине соблюдать минские соглашения.

Декларация затрагивает проблемы, которые напрямую волнуют Россию как хозяйку саммита: санкции, введенные против нее западным миром в ответ на присоединение Крыма весной 2014 года, и обострение ситуации на юго-востоке Украины.

«Мы осуждаем односторонние военные интервенции и экономические санкции в нарушение международного права и общепризнанных норм международных отношений. Учитывая это, мы подчеркиваем исключительную важность неделимого характера безопасности и считаем, что ни одно государство не

98

может укреплять собственную безопасность за счет безопасности других государств», — говорится в декларации. В документе не упоминаются страны, против которых санкции введены, в том числе Россия, однако выраженная в декларации мысль повторяет то, что неоднократно высказывали российские лидеры, когда выступали с осуждением введенных против Москвы экономических ограничений.

Что касается Украины, где с середины прошлого года фактически продолжается гражданская война между официальным Киевом и сторонниками независимости двух самопровозглашенных народных республик — Донецкой и Луганской, — то участники саммита согласились с позицией Москвы, что основой для урегулирования являются минские соглашения, предусматривающие отвод тяжелых вооружений, прекращение огня и постепенный поиск политического варианта решения конфликта.

«Мы подчеркиваем, что конфликт не имеет военного решения, и что единственный путь к примирению лежит через инклюзивный политический диалог» , — говорится в документе.

Стороны отдельно оговорили, что продолжат укреплять взаимное сотрудничество в рамках Нового банка развития БРИКС и пула условных валютных резервов БРИКС, суммарный объем капитала которых составляет $200 млрд. Новый банк развития должен утвердить свои первые инвестиционные проекты в начале 2016 года. Лидеры БРИКС также одобрили предложение о тесном сотрудничестве нового банка с существующими финансовыми институтами, в частности, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций.

Страны договорились, что агентства по поддержке экспорта стран БРИКС будут ежегодно встречаться для анализа совместных действий в сфере стимулирования экспорта среди стран БРИКС и других государств. «Мы подтверждаем наличие потенциала для расширения практики взаиморасчетов в национальных валютах между странами БРИКС. Мы просим соответствующие государственные органы стран БРИКС продолжить обсуждение возможности более широкого использования национальных валют во взаимной торговле», —

99

говорится в декларации. Кроме того, лидеры БРИКС договорились совершенствовать конкуренцию, улучшать налоговое администрирование и сотрудничать в сфере борьбы с уходом от налогов.

В одной из первых статей многостраничного документа участники БРИКС призвали к реформированию ООН, которая в последние годы подвергается все более жесткой критике за неспособность быстро и эффективно противостоять глобальным вызовам в области безопасности. Особо отметив тот факт, что ООН в 2015 году отмечает 70-летний юбилей, участники саммита подтвердили приверженность ООН как универсальной многосторонней организации. Однако при этом участники саммита однозначно высказались за реформирование организации в целях обеспечения большей представительности и эффективности.

Сейчас ООН критикуют за то, что развивающиеся страны имеют недостаточное представительство в ключевых органах управления, таких как Совет безопасности, что объясняется исторически сложившейся структурой управления, в которой правом вето обладают пять постоянных членов Совета безопасности, победившие во Второй мировой войне: Россия как правопреемник СССР, США, Великобритания, Франция и Китай. Эта ситуация лишает организацию подлинного представительства всех мировых сил. «Заявляем о необходимости всеобъемлющей реформы Организации объединенных наций, в частности, ее Совета безопасности в целях обеспечения его большей представительности и эффективности с тем, чтобы он мог наилучшим образом реагировать на глобальные вызовы. Китай и Россия вновь заявляют о том, что они придают важное значение статусу и роли Бразилии, Индии и ЮАР в международных делах и поддерживают их стремление играть более весомую роль в ООН», — говорится в тексте декларации. Международный валютный фонд, еще одна организация, созданная как наследие нового послевоенного мирового порядка, также нуждается в реформировании, считают лидеры БРИКС. Претензии к МВФ схожи с претензиями, которые выдвигаются в отношении ООН:

100