Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Адвокатская монополия
Скачиваний:
9
Добавлен:
15.08.2021
Размер:
341.34 Кб
Скачать

Глава 2. Адвокатская монополия в зарубежных странах

2.1 Формирование адвокатской монополии в зарубежных странах

Обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц является неотъемлемой чертой гражданского общества, правового демократического государства. Пути указанного обеспечения разные, однако основной является возможность лица самостоятельно или с помощью профессиональных специалистов защитить себя, отстаивая свои правовые позиции, восстанавливая нарушенные права.

Предоставление юридической помощи является гарантией доступа к правосудию, что составляет основной элемент каждой правового государства.

Как следует из мирового опыта, адвокатская монополия не предполагает ограничение юридических услуг на рынке, а наоборот, предполагает стабилизацию и нормализацию регламентации данных услуг, установление для данного рынка единых правил и требований, что позволит прогнозировать его развитие.

Единые стандарты оказания населению юридических услуг могут быть установлены путем обеспечения равной степени доступа к качественным услугам, а также через оптимизацию работы правоохранительных органов и судов.

Мировой опыт показывает, что все страны, которые берут за основу принцип верховенства закона, придерживаются стратегии создания единого рынка правовых услуг и формирования единых условий и правил в данной сфере деятельности1.

Ярким примером такой страны является Французская республика. Адвокатская монополия функционирует в ней уже продолжительное время и вполне успешно. Можно сказать, что в этой стране адвокатская монополия самая выраженная, нежели в других государствах Европы: здесь практически нельзя представлять интересы в суде лицам, не обладающим адвокатским статусом.

Введение адвокатской монополии имеет положительные результаты, как следует из опыта Франции.

Реформы, которые были проведены за последние 20 лет, стали следствием того, что и судебные адвокаты, и юристы, которые занимались лишь консультированием населения, стали обладать единым статусом адвоката. Данная реформа была обусловлена большим распространением англо-саксонских компаний на юридическом рынке. Целью реформы было сделать французские консалтинговые компании конкурентноспособными с ними.

Вместе с тем, у термина монополия есть и другая сторона, которой подвержены адвокаты, которые не имеют права заниматься никакой другой коммерческой деятельностью. Кроме того, адвокатская монополия подразумевает обязательное повышение квалификации юристов, независимо от их специализации и области работы, что, несомненно, является плюсом.

С позиции профессиональной самостоятельности все адвокаты Франции классифицируются на три группы – адвокаты по найму, партнеры адвокатских бюро, и частнопрактикующие адвокаты. Все эти группы примерно равны по количеству специалистов.

Вместе с тем, только 10 % адвокатов обладают таким статусом, который предполагает, что работодатель выплачивает все необходимые взносы и заключает договор профессионального найма. При этом, 40% адвокатов, входящих в Парижскую палату, выражают предпочтение работе по найму. Таким образом, наглядно прослеживается различие между практикой столицы и провинции. Это объясняется тем, что в провинции все еще распространена семейная модель маленьких адвокатских образований, которые занимаются представительством в судах, а не консалтинг юридического характера. Адвокаты с большим опытом и большей практикой выступают своего рода наставниками своих менее опытных коллег, которые в большинстве своем нацелены на создание частной компании или получение партнерского статуса1.

Сегодня стать обладателем Сертификата на осуществление адвокатской практики, дающего право на вступление в палату адвокатов, допустимо лишь по прошествии 18 месяцев обучения на базе регионального подготовительного центра. В свою очередь записаться в него можно только обладая дипломом юриста и пройдя вступительные испытания. Первые 6 месяцев юрист обучается профессиональным вопросам, а именно раскрываются вопросы, связанные с юридической работой. Такой подход имеет особую роль для государства, система образования которого предполагает раннюю правовую специализацию в высших учебных заведениях. Далее юрист проходит две стажировки, каждая из которых продолжается полгода. Первая должна проходить в любой должности, связанной с юридической деятельностью, вторая - в адвокатском бюро. Далее юрист должен сдать квалификационные экзамены, по итогам сдачи которых он получает квалификационный сертификат. Стоит сказать, что уровень знаний, предоставляемых в ходе такого полуторагодовалого обучения, довольно высок, поскольку 99% всех экзаменующихся успешно получают данный сертификат.

Для поддержания и повышения квалификации адвокатов, адвокатура прикладывает не малые усилия. Каждый из адвокатов обязан повышать свою квалификацию, проходя как минимум 20 - часовую программу обучения каждый год.

Для того, чтобы получить статус поверенного при апелляционном суде, необходимо также сдать специальные экзамены. Адвокаты при Кассационном суде и Государственном совете также сдают специальные экзамены на получение данного статуса.

Но не стоит забывать, что преимущества, предоставляемые адвокатам, имеют и иную сторону. В частности, каждый из адвокатов несет профессиональную индивидуальную ответственность за услуги, которые он оказывает; допускается рассмотрение вопроса о возмещении адвокатом ущерба клиенту, если он был нанесен умышленными действиями адвоката или в результате небрежности последнего.

Немаловажным положительным моментом адвокатской монополии выступает и обязательное соответствие адвоката всем морально-этическим требованиям, предъявляемым к адвокату, например, не может получить статус адвоката лицо, в отношении которого существует приговор суда в рамках уголовного дела. Никогда не осуществляет адвокатскую деятельность тот адвокат, который был уличен в участии в коррупции.

Также очень важным является то, что во Франции гарантируются и обеспечиваются принципы соблюдения конфиденциальности, адвокатской тайны и независимости адвоката. Если адвокат или бюро, в котором он работает, будет иметь конфликт интересов при работе с клиентом, то об оказании помощи последнему не может быть речи. В таком случае адвокат должен отказаться от работы с данным клиентом.

Помимо прочего, в данной сфере деятельности существуют серьезные ограничения в части рекламы услуг. К примеру, все высказывания, реплики и оценки адвокатов должны быть сдержанными. Адвокат обязан следовать правилам адвокатской этики и в отношении коллег, и в отношении клиентов.

В обязательном порядке каждый адвокат, перед началом работы с клиентом должен выяснить, работал ли по данному делу иной адвокат ранее. Это требуется для выяснения осуществления расчетов с предыдущим адвокатом, а если такой расчет не произведен, то следует внести предложение оплатить услуги предшествующего коллеги. Во Франции категорически нельзя критиковать работу иных адвокатов или негативно высказываться в их адрес. Запрещено высказываться о половых ориентациях коллег, их не профессиональности и непорядочности. Профессиональное сообщество строго следит за тем, чтобы его участники строго и безоговорочно соблюдали все установленные требования этики. Если адвокат не будет следовать данным принципам и правилам, последствия могут быть плачевны, вплоть до его исключения из адвокатуры и лишения статуса адвоката с запретом заниматься далее данной деятельностью. Этические правила и требования несут важное значение, поскольку тем самым этическая составляющая корпоративного духа привносится в работу адвоката. Никто их получивших статус адвоката не желает терять его, обесценивая тем самым потраченное время и силы на подготовку к экзамену, обучению, присягу.

Все указанное содействует обстановке внутреннего уважения, что безусловно дает ощущение независимости и значимости профессии адвоката. Адвокат чувствует свою значимость и уровень его услуг, оказываемых клиентам, должен соответствовать этому высокому статусу.

Также стоит обратить внимание на то, что адвокатская палата оказывает адвокатам – новичкам и опытным адвокатам неоценимую поддержку. Адвокатский корпус выступает действительной силой общественности, способной влиять на большое количество общественных процессов и даже на реформы законодательства.

Во Французской республике адвокатская монополия не абсолютна. Большая часть специализированных судов при рассмотрении дел не требует наличие статуса адвоката для представительства. К примеру, если дело с ценой иска менее 10 тыс. евро рассматривается в суде малой инстанции, адвокат не нужен.

Несмотря на больную роль адвокатов в бизнес -спорах, их участие в таких делах при коммерческих судах также не обязательно.

Министр юстиции страны назначает особых адвокатов – Адвокатов при Советах, которые в обязательном порядке принимают участие в рамках Кассационного суда и Государственном совете.

В некоторое время относительно адвокатуры стали работать правила развития системных ведомств, проявляемые в том, что адвокатура стремиться расширить круг полномочий, ей предоставленных и увеличить свои привилегии.

Сегодня французским адвокатам предоставлено право заниматься доверительным управлением имущества и даже выступать спортивным агентом.

Французский опыт демонстрирует, что введение адвокатской монополии может оказать содействие оздоровлению рынка. Вместе с тем, действительная степень оздоровления рынка зависит от многих обстоятельств, которые необходимо принимать во внимание законодателю.

Применительно к России изменение рынка юридических услуг не будет произведено, если адвокатское сообщество не приложит соответствующие усилия. Введение адвокатской монополии на представление интересов в суде заслуживает внимания и даже поддержки. Вместе с тем, большой вопрос возникает о целесообразности введения такой монополии на оказание юридических услуг в принципе (консультирование, подготовка документов, представительство в иных органах).

Если обратиться к опыту Англии, то на ее юридическом рынке всегда работали барристеры (адвокаты) и солиситоры (консультанты). Эти представители юридической профессии довольно просто взаимодействовали между собой. В судебных разбирательствах принимали участие барристеры, которые привлекались к делам солиситорами, которые имели прямой контракт с клиентами, но не имели права на судебное представительство.

Поскольку у Барристеров имелось неотъемлемое право выступать в судебных заседаниях, то они имели абсолютное преимущество судебного представительства.

Вместе с тем, не обладая прямым выходом на конечных клиентов, именно от солиситоров барристеры получали указания. Адвокатура именовалась как “referral profession” – специалисты, нанимаемые иными специалистами1.

В 2007 г. был принят Закон о юридических услугах. Его трактовка через призму принятого в 1990 г. Закона о судах размывает разницу между этими двумя категориями юристов.

После 2007 г. и солиситоры получили право представительства в судебных органах в связи с тем, что они были включены в список субъектов, обладающих таким правом (right of audience).

Барристерам же закон предоставил возможность получать прямые указания от клиентов, минуя солиситоров. Вместе с тем, они все также представляли интересы клиентов в судебных органах высших инстанций, тогда как солиситоры осуществляли представительство в судах графства и в магистратских судах, а также готовили документацию и занимались сбором доказательств.

Еще одним новшеством названного Закона выступает предоставление барристерам права создавать объединения и работать в них сообща, принимать участие во владении и управлении акциями, долями и паями в Legal Disciplinary Practices (LDPs), а также параллельно вести работу по найму или в качестве самозанятого. Членами LDP могут быть и те и другие юристы и даже лица, которые не имеют никакого отношения к юриспруденции, но последние могут составлять не более четверти всех участников.

Также барристеры вправе формировать ProcureCo, которая фактически является корпоративной формой адвокатской деятельности. Владеть данной структурой может один или несколько основателей, включая адвокатские палаты. Указанное формирование обладает правом приглашать на основе договора к сотрудничеству других специалистов – юридические, аудиторские, финансовые и бухгалтерские фирмы, чьи услуги нужны для конкретного дела1.

Многие государства (Дания, Испания и др.) в своих законодательных актах устанавливают положения об исключительном праве адвокатов на представление интересов в большинстве споров.

Говоря иначе, не следует критически воспринимать установление адвокатской монополии. Такая профессиональная деятельность пойдет лишь на пользу, ведь медицинские услуги оказывают только врачи, что говорит о врачебной монополии.

И юрист, и адвокат, занимающиеся частной практикой, представляют одну и ту же профессию.

Вместе с тем, и логика и опыт иностранных государств позволяет говорить о том, что целесообразно объединять всех лиц, имеющих отношение к юриспруденции около адвокатуры, так как именно профессионализм, корпоративный дух и правила этики способны оказать объединяющий эффект, тогда как такого эффекта нет от простого консультирования или составления документации.

Во всех странах с развитой правовой культурой и системой существует адвокатская монополия и на судебное представительство, и на иные сферы юридических услуг.

Среди юристов существует точка зрения, что в рамках государств с англо-саксонской системой права данная монополия устанавливается абсолютно. Вместе с тем, результаты исследований ВТО, ОЭСР и IBA (Международной ассоциации юристов), позволяют сделать вывод, что большая часть государств имеет не только запрет на представление интересов в суде лицами, не имеющими статуса адвоката, но и на оказание ими юридических услуг иного рода. Адвокатская монополия выходит за границы судебной работы во многих странах Европы – Корее, Голландии, Греции и других.

Все это свидетельствует о том, что в рамках адвокатской монополии не предполагается ограничение юридических услуг в принципе, а наоборот, рынок услуг получает нормализацию с точки зрения регламентации, для него устанавливаются единые требования и правила, способные сделать его поддающимся прогнозам и развитию. Ввести единые правила и стандарты реализации юридических услуг населению можно путем обеспечения для всех равного доступа к данным услугам и оптимизации судебной и правоохранительной системы. Все государства, признающие высшую силу закона, придерживаются вектора создания единого юридического рынка и формирования единых принципов, условий и правил оказания помощи такого рода. Россия внимательно следит за опытом иных стран, принимает его во внимание и анализирует, о чем свидетельствует также и введение общих стандартов, инициированное властями РФ.