Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

LS-Sb90334

.pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
13.02.2021
Размер:
429.26 Кб
Скачать

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

–––––––––––––––––––––––––––––––––

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Е. Е. АЛТУХОВА Ю. В. ПЕРЛОВА

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Учебное пособие

Санкт-Петербург Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

2013

УДК 81–11(07) ББК Ш 10–923 А52

Алтухова Е. Е., Перлова Ю. В.

А52 Основные направления современного языкознания: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2013. 48 с.

ISBN 978-5-7629-1477-2

Посвящено основным школам и направлениям исследования языка. При подборе материала особое внимание уделялось различному пониманию феномена языка, что обусловило применение соответствующих методов его исследования в пределах того или иного направления. Первая и вторая главы пособия посвящены относительно устоявшемуся «традиционному» изучению языкового материала, основанному на понимании языка как структурированной многоуровневой системы. Последующие главы посвящены относительно молодым и во многом междисциплинарным направлениям в лингвистике, таким как социолингвистика, лингвистическая типология, лингвистика универсалий, теория текста, когнитивная лингвистика, прикладная лингвистика.

Предназначено для студентов гуманитарных факультетов, обучающихся по программам «Общее языкознание», «Основные направления языкознания», а также может быть полезно всем интересующимся проблемами науки о языке.

УДК 81–11 (07) ББК Ш 10–923

Рецензенты: кафедра английского языка НОУ ВПО «Институт иностранных языков», канд. филол. наук, доц. Е. И. Беседина; канд. филол. наук, доц. З. М. Данкер (СПбГУ).

Утверждено редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

ISBN 978-5-7629-1477-2

© СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2013

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов филологических специальностей университетов и соответствует содержанию программы «Основные направления языкознания». Благодаря знакомству с основными направлениями лингвистической мысли студенты последнего года обучения будут лучше понимать, что наука о языке развивалась не прямолинейно, а меняла приоритеты, пытаясь в новом свете осмыслить, что такое язык, предложение, слово и другие элементы в его строении, что такое языковое значение, как язык связан с действительностью, мышлением и сознанием, культурой, общественными процессами, как он обеспечивает понимание воспринятых высказываний и порождение новых, накопление и хранение в памяти знаний о мире.

Учебное пособие призвано обеспечить закрепление студентами основных понятий, идей, ознакомить с новыми направлениями современного общего языкознания и методами лингвистических исследований. Оно ставит целью показать студентам различия современного теоретического и прикладного языкознания, вклад в совокупное лингвистическое знание так называемого «традиционного», структурного и функционального языкознания. В пособии рассматриваются главные достижения языковедов второй половины ХХ в. и последних десятилетий, представляющих разные научные школы и разные национальные традиции.

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКА. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ

ИСТРУКТУРЫ В ЯЗЫКОЗНАНИИ

Язык – важнейшее средство человеческого общения, орудие формиро-

вания и выражения мысли (Ю. С. Маслов). Язык имеет как содержательную сторону, т. е. несет определенную информацию, так и определенную форму, с помощью которой передается это содержание. С точки зрения формы язык представляет собой знаковую систему. Большинство языковедов понимает под языковой системой тип целостности как закономерно организованное множество языковых единиц, связанных устойчивыми инвариантными отношениями. Для характеристики системы решающее значение имеют связи и отношения между элементами, которые делают эту систему единым образо-

ванием. Связи и отношения элементов системы представляют собой ее структуру. Следовательно, система представляет собой организованное

3

иерархическое целое, обладающее структурой и воплощающее его в субстанцию (элементы), присущую конкретному языку для выполнения определенных целей.

В рамках традиционной лингвистики язык рассматривается в виде сложного многоуровневого образования, в котором единицы низших уровней выступают составляющими элементами высших уровней.

Для установления состава элементов языка в качестве исходного объекта берется, как правило, речевое высказывание (англ. utterance, нем. Aeusserung, фр. enonce). Оно подвергается сегментации. С учетом функциональных и соответствующих им формальных признаков вычленяются актуальные, конкретные предложения и фразы как речевые единицы. Им в соответствие в системе языка ставятся модели/структурные схемы предложений. Предложения в свою очередь могут быть расчленены на синтагмы, которые Л. В. Щерба определял как кратчайшие интонационно-смысловые единицы речи. Далее выделяются слова (точнее, их речевые представители – лексы, словоформы). И одним и другим речевым единицам, в понимании Л. В. Щербы, будут соответствовать слова-понятия (т. е. слова, взятые в одном из своих значений). Минимальными значимыми сегментами оказываются морфы, которым в системе языка соответствуют морфемы.

Таким образом, мы имеем последовательность единиц речи и соответ-

ствующих им единиц языка: актуальное предложение (модель предложения)

– словоформа (слово/лексема) – морф (морфема) – фон (фонема).

Здесь на первом этапе выделены минимальные знаки, двусторонние единицы, обладающие и планом содержания, и планом выражения. Второе членение приводит к выделению звуков речи (фонов). В системе языка им соответствуют фонемы, имеющие только план выражения. Итогом такого анализа оказывается установление состава языковых единиц-инвариантов.

Совокупность относительно однородных единиц, которая характеризуется так же набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы, образует определенную подсистему общей системы языка или его уровень. Соответственно выделяются следующие ос-

новные уровни языка: фонемный, морфемный, лексический (словесный), син-

таксический (уровень предложения). Единицы разных уровней обладают качественным своеобразием. С единицами других уровней единицы какоголибо одного уровня вступают только в иерархические отношения. Так фонемы могут образовывать классы и сочетаться в речевой цепи только с фоне-

4

мами, морфемы в парадигматике и синтагматике сочетаются только с морфемами, слова – только со словами. В то же время фонемы входят в звуковые оболочки морфем, морфемы – в слова, слова – в предложения и наоборот, предложения состоят из слов, слова – из морфем и т. д.

Контрольные вопросы и задания

1.Что такое язык? Какова основная функция языка?

2.Что представляет собой язык в формальном отношении? Что такое языковая система? Чем языковая система отличается от его структуры?

3.Каким образом устанавливается состав элементов языка? Как соотносятся речевые и языковые элементы?

4.Что такое языковые уровни? Какие уровни языка можно выделить, и какие элементы им соответствуют?

2. ФОНОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И ПОНЯТИЯ

Фонология (греч. φωνή – « звук» и λόγος – « учение» ) – раздел лингви-

стики, изучающий звуки речи в их функциональном, смыслоразличительном отношении. Фонологию не следует путать с фонетикой, изучающей звуки ре-

чи в их акустическом звучании. Фонология зародилась в начале ХХ в. У ее истоков стоят русские ученые: Ф. Ф. Фортунатов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. В. Щерба. Основателями структурной фонологии являются русские лингвисты-эмигранты, организаторы Пражского лингвистического кружка Н. С. Трубецкой и Р. О. Якобсон.

В основе фонологии лежит понятие фонемы как «совокупности суще-

ственных признаков, свойственных данному звуковому образованию» (опре-

деление Н. С. Трубецкого). Фонема имеет три основные функции – различать смысл, разграничивать концы слов и выделять слово как целое (в русском языке эту функцию выполняет ударение). Главной функцией фонемы является смыслоразличительная, или сигнификативная. Слова «дом» и «ком» отличаются одной фонемой: [д] произносится между зубами и с участием голоса, [к] – задним небом и без участия голоса. Можно сказать, фонемы [д] и [к] отличаются друг от друга двумя дифференциальными признаками – местом образования и звонкостью-глухостью. Фонема и есть пучок дифференциальных признаков.

Н. С. Трубецкой классифицировал дифференциальные признаки, выделив три группы:

5

привативные – наличие признака противопоставляется отсутствию признака, например звонкость (работа голосовых связок при артикуляции) – наличие признака, а глухость (голосовые связки не работают) – отсутствие признака;

градуальные/ступенчатые – в русской фонологии их почти нет;

эквиполентные/равнозначные признаки: один признак в одном члене противопоставления заменяется другим в другом члене.

У фонем [к] и [д] привативным является противопоставление по звонкости/глухости, а эквиполентным – по месту образования.

Гласность и согласность или вокализм и консонантизм – первый дифференциальный признак фонемы. Гласные образуют слог. Практически в любом языке согласных больше, чем гласных. Основные дифференциальные признаки согласных фонем: звонкость-глухость (рус. [б] – [ п]), твердостьмягкость, способ образования (щель – [ в], [ф], [ж], [ш], [з], [с]; смычка – [ б], [п], [д], [т], [н], [м], [г], [к]), место образования – в этом плане звуки делятся на губные ([б], [п], [в], [ф], [м]), зубные ([д], [т], [н]), язычные ([з], [с], [ш], [щ], [ц], [ч]) и небные ([г], [к], [х]).

Чтобы понять, как фонемы изменяют смысл, используется метод минимальных пар, т. е. берут пары таких слов, которые отличаются не просто одной фонемой, но лишь одним дифференциальным признаком этой фонемы. Например, гол – кол. Только один дифференциальный признак различается у этих слов (звонкость-глухость фонем [г] и [к]).

В 1950-е гг. Р. О. Якобсон в соавторстве с американскими лингвистами, используя акустическую аппаратуру, создал совершенно новую фонологию, построенную не на артикуляционных дифференциальных признаках, как у Н. С. Трубецкого, а на акустических. Его классификация в отличие от классификации Н. С. Трубецкого была универсальной: в ней 12 дифференциальных признаков, при помощи которых можно описать фонологические системы всех языков мира.

Московская фонологическая школа (МФШ) возникла в конце 20-х гг.

ХХв. Ее основатели – Р. И. Аванесов, А. А. Реформатский, В. Н. Сидоров, А. М. Сухотин и др. Обобщение идей этой школы в 60–80- х гг. осуществлено М. В. Пановым. Основа теории МФШ – учение о фонеме. Важнейшее положение – необходимость последовательного применения морфемного критерия при определении фонемного состава языка (в этом главное отличие этой школы от Ленинградской (Петербургской) фонологической школы и других

6

фонологических школ). Для отнесения разных звуков к одной фонеме необходимо и достаточно, чтобы звуки находились в дополнительном распределении (дистрибуции) в зависимости от фонетических позиций и занимали одно и то же место в одной и той же морфеме. Фонему представляет весь ряд позиционно чередующихся звуков.

В этот ряд могут входить самые различные звуки: артикуляционно и акустически близкие и далекие, а также ноль звука. Так, в русском языке фонема <с> (фонемы в МФШ принято заключать в угловые скобки) может быть представлена звуками [с] – с отцом, [с°] – с отчимом, [с'] – с сестрой, [з] – с братом, [з'] – с дядей, [ш] – с шурином, [ж] – с женой, [ш'] – с чадом, нулем звука – с щедрым и др. Итак, для идей МФШ характерно понятие варианта фонемы. Например, в русском языке в слове «вода» в первом слоге выступа-

ет вариант [ʌ], не совпадающий с основными представителями <о> и <а>, в

то время как в <вод> [t], выступающий в конечной позиции, совпадает с основным вариантом фонемы <т>.

Идеи МФШ нашли применение в теории письма – графике и орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, в исторической фонетике, диалектологии и лингвистической географии, преподавании неродного языка.

Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа (ПФШ) –

направление в исследовании звукового уровня языка. Ее основоположник – академик Л. В. Щерба (последователь И. А. Бодуэна де Куртене). Л. В. Щерба определил фонему как единицу, способную дифференцировать слова и их формы. Он установил обусловленность членения звуковой последовательности на фонемы морфологическим членением (в словах бы-л, за- сну-л, он-а, был-а конечные фонемы отделяются благодаря возможности провести перед ними морфологическую границу). Основной принцип подхода этой школы к звуковым единицам – стремление связать языковую (социальную) природу фонемы с ее ролью в речевой деятельности человека. Фонема,

будучи минимальной языковой единицей, лежащей в основе иерархии «фонема – морфема – слово – синтагма», в то же время является единицей уни-

кальной, поскольку именно фонема обеспечивает использование материальных явлений (физиологических, акустических) для образования значимых еди-

ниц языка. Звуки в словах <вода> и <вод> представителями ПФШ будут трактоваться как фонемы [ʌ] и [t], не как варианты фонем <о> и <т>.

7

Для ПФШ характерно утверждение, что система фонем того или иного языка – не просто результат логических построений исследователя, а реальная организация звуковых единиц, обеспечивающая каждому носителю языка возможность порождения и восприятия любого речевого сообщения. Отсюда понятен интерес к тем функциям звуковых единиц, которые обнаруживаются при исследовании речевой деятельности и языкового материала: подробное фонетическое описание различных фонологических систем, идея важности «звукового облика слова», интерес к разным стилям речи, разработка теории слога, теории интонации и т. д.

Актуальность идей школы определяется сущностью основных направлений: углубленное исследование фонетических характеристик языков с различными звуковыми системами, позволяющее раскрыть общие закономерности использования материальных средств в естественном языке; исследование фонетики и фонологии спонтанной речи; изучение интонационных средств языка; анализ фактов речевого поведения человека.

Фонология чрезвычайно важна для гуманитарных наук ХХ в. как методологическая база. Та легкость и убедительность, с которой фонологическая система строится при помощи дифференциальных признаков и бинарных оппозиций, позволила этому направлению стать образцом для других дисциплин, связанных со структурной лингвистикой и семиотикой, т. е. для морфологии, синтаксиса, семантики, прагматики, структурной антропологии и культурологии.

Контрольные вопросы и задания

1.Назовите объект изучения фонологии и объясните ее отличие от фонетики.

2.Каковы функции фонемы и что такое ее дифференциальные призна-

ки? Назовите виды дифференциальных признаков в классификации Н. С. Трубецкого.

3.Приведите примеры классификации фонем по дифференциальным признакам на примере какого-либо языка.

4.Разъясните различие во взглядах на фонему в ПФШ и МФШ.

5.Что представляет собой метод минимальных пар?

8

3. ПРОБЛЕМЫ НОМИНАЦИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА

Языковые смыслы изучаются такими направлениями современной линг-

вистики как лексикология, семантика, прагматика. Семантика, в отличие от лексикологии, имеет дело со смыслами, выраженными не только словом, но и предложением. Лексикологию, в свою очередь, интересует не только синхроническое описание значения слова, но и его происхождение, этимология (исконная/заимствованная лексика), а так же частотность его употребления, новизна (устаревшие слова, неологизмы). Прагматика изучает смыслы высказываний, важные с точки зрения ситуации коммуникации.

Базу для языковых значений образует внеязыковая, локализуемая в сознании человека сфера знаний, оценок, – когнитивная/концептуальная сфера. Языковые значения – « схваченные» языковыми знаками элементы и структуры когнитивной сферы. При осуществлении называния язык использует уже имеющиеся или создает новые номинативные единицы. Именуются реалии, представляющие собой как отдельные элементы опыта (физические объекты, одушевленные существа, люди, действия, состояния, свойства предметов, отношения между предметами), так и целые события, факты, состояния дел, ситуации, выделенные в актах мышления и запечатленные в сознании в качестве концептов и когнитивных структур. Язык, связанный с мышлением и сознанием, тоже по-своему участвует в процессах категори-

зации мира. Отсюда и различия, например, в номенклатурах имен. Так рус. рука соответствуют в нем. Hand (для нижней части руки, кисти) и Arm (для остальной части руки, от плеча до кисти). Соответственно в англ. hand и arm, нидерл. hand и arm, швед. hand(en) и arm(en), фр. main и bras, исп. mano и brazo, португ. mao и braca, итал. mano и braccio.

Номинация, во-первых, – процесс образования единиц языка, служащих для называния элементов действительности на основе соответствующих понятий о них в форме слов, словосочетаний, предложений. Во-вторых, номинация – результат этого процесса, значимая единица языка. Процесс номина-

ции представляет собой установление отношений между именуемым элементом действительности, представлениями об этом элементе и именем, языковой единицей, которая будет отражать эти представления в языке.

Реалии соответствует денотат, т. е. не предмет, а совокупность свойств всех однородных реалий, которые и предопределяют выбор данной номина-

9

ции. Под один и тот же денотат может быть подведено множество близких реалий. Денотату в соответствие может быть поставлено понятие (концепт) как абстрактное, схематическое отображение наиболее существенных признаков класса денотатов. Понятию в соответствие ставится языковой знак, образуемый сигнификатом (означаемым) и сигнификантом (означающим, экспонентом). Сигнификат языкового знака вбирает в себя из денотата (и понятия) только то, что коммуникативно значимо для данного языка. В структуру сигнификата помимо объективных по своему характеру денотативно (и концептуально) ориентированных составляющих (т. е. концептуального ядра) могут войти субъективные составляющие экспрессивноэмоционального, стилистического характера – коннотации (указываются в виде помет: бранное, высокое, ироническое).

Простейший пример номинативных единиц – лексические номинативные единицы (лексемы). Главенствуют знаменательные слова, а именно назывные: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, числительные, так называемые предикативы или слова категории состояния, а также близко к ним стоящие местоименно-указательные или дейктические слова). Сюда же примыкают модальные слова. Знаменательным и модальным словам противостоят служебные слова, номинативный потенциал которых менее очевиден (предлоги, послелоги, союзы, связки, частицы, артикли, вспомогательные глаголы).

Среди знаменательных слов существительные как предметные слова обеспечивают идентификацию наблюдаемых в природе предметов и живых существ, масс веществ, созданных человеком предметов, человеческих общностей, социальных институтов и отношений и т. п. (куст, трава, камень, собака, человек, вода, стол, компьютер, племя, население, армия).

Другие же противостоят существительным как предикатные (или признаковые) слова, главным образом глаголы. Финитный (личный) глагол участвует в акте предикации, открывая валентности (в теории фреймов – слоты) и создавая вместе с именем предложение как пропозитивный (или предикативный) знак. К предикатным словам относятся так же прилагательные, наречия, неличные формы глагола, отглагольные существительные (выступление писателя < – писатель выступает) и вообще абстрактные существительные. Для предикатных слов характерно наличие валентностей, открывающих синтаксические позиции для имен носителей признака.

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]