Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Grazhdanskiy_protsess_red_Yarkov_V_V_Uchebnik_2006-1.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
3.89 Mб
Скачать

6. Мусульманское гражданское процессуальное право

Не менее интересно и самобытно мусульманское гражданское процессуальное право. Мусульманские правоведы формировали многие принципы, правила гражданского процесса на основе изучения преданий об отправлении правосудия пророком Мухаммедом, который долгое время лично рассматривал как мусульманские, так и не мусульманские споры*(287).

Для современного судопроизводства большинства мусульманских стран характерно следующее:

1) мусульманское право не действует полновластно, оно дополняется законами и обычаями. Действующие в некоторых странах ГПК, как правило, реципированы, но в законодательстве закрепляются правила мусульманского процессуального права;

2) дуализм мусульманских и светских судов. В отдельных государствах отменены мусульманские суды, а в Ливии, например, они были упразднены, а затем снова созданы. В тех странах, где население придерживается различных направлений и толков мусульманского права, может быть создано несколько параллельных мусульманских судов*(288).

Таким образом, гражданский процесс любой страны самобытен, так как вбирает в себя не только черты основных правовых систем, но и собственный конкретно-исторический опыт.

§ 2. Современное состояние некоторых институтов зарубежного гражданского процесса

1. Установление истины по делу

О дной из основных целей гражданского процесса является установление истины по делу. Официально не отрицается, что суд (как в состязательном, так и в следственном процессе) должен установить истину по делу. Вопрос в том, что понимается под истиной. В основе зарубежного гражданского процесса лежит формальная, или судебная, истина. Формальная истина означает, что суд выносит решение исходя из определенной степени убежденности в правильности своего решения на основе веры в правдивость свидетельских показаний и признания стороны. При этом судья не ставит перед собой вопрос, полностью ли соответствуют свидетельские показания или признание стороны действительности, - важно, чтобы суд поверил им. Наверное, поэтому западные процессуалисты задаются вопросом: гражданский процесс - это борьба спорящих сторон или установление истины по делу?

Как свидетельствуют сами американские и английские юристы, любая из сторон, используя различные источники, порой стремится ввести суд и другую сторону в заблуждение, все ее усилия направлены на поддержание своих требований и обеспечение отказа даже в правомерных требованиях противоположной стороны.

Поскольку судебное решение выносится на основе того, верит или нет суд тем или иным доказательствам, постольку важное значение придается присяге - говорить правду, только правду, ничего, кроме правды. Присяга призвана удерживать свидетелей от дачи ложных показаний. В связи с этим немаловажное значение имеет и расположение места для допроса свидетелей. Так, в Англии и Шотландии, как правило, свидетель, давая показания, стоит на возвышении и находится под постоянным контролем судьи.

Во Франции различается три вида судебной присяги:

  • решительная присяга (одна сторона обещает отказаться от своих требований, если другая подтвердит под присягой факт, на котором она основывает противоположные требования);

  • восполнительная (если недостаточно доказательств по делу);

- присяга in item (относительно размера исковых требований при невозможности его определения другим путем)*(289).

В настоящее время, по свидетельству зарубежных ученых, одни юристы требуют верить в правду утверждения, сделанного стороной или свидетелем, другие считают, что факты должны быть "более вероятны, чем нет"*(290).

Второй тезис лежит в основе теории вероятности доказательств, которая могла зародиться лишь при господстве формальной истины. Теория вероятности, в самых общих чертах, предполагает: если суд в силах сказать о доказательствах, что это "более вероятно, чем нет", то решение по делу может быть вынесено. Предлагаются различные приемы вплоть до математических расчетов вероятности доказательств.

Эволюция процессуального права в некоторых западных странах демонстрирует тенденцию к увеличению гарантий установления материальной (объективной) истины. Особо, по мнению польских ученых, эта тенденция проявилась во Французском гражданском процессуальном кодексе 1975 г.*(291)